/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 26 963,08 РТС 1 431,13
Hang Seng 26 826,59 FTSE 100 6 927,02
KASE 2 304,76 Brent 51,91
Уровень госдолга Казахстана в 2019 году приблизится к красной черте

Уровень госдолга Казахстана в 2019 году приблизится к красной черте

Совокупный годовой платеж вырастет на треть, дойдя до края безопасного уровня в 15% от доходов республиканской казны.

01 Апрель 2019 07:14 6269

Уровень госдолга Казахстана в 2019 году приблизится к красной черте

Автор:

Султан Биманов

Фото: Максим Морозов

Новости

Сегодня
16:45

Ситуацию с коронавирусом удастся взять под контроль к апрелю – эксперт

Сегодня
16:35

На «Правительство для граждан» поступают многочисленные жалобы

Сегодня
16:24

Столичная полиция перешла на усиленный режим службы из-за непогоды

Сегодня
16:09

Курс тенге продолжил снижение

Сегодня
15:40

Погектарное субсидирование не допускает хищения бюджетных средств – Алик Шпекбаев

Сегодня
15:23

Словакия и Казахстан активизируют двухстороннее сотрудничество

Сегодня
15:08

ЕС обвиняет компании из России и Китая в хакерской атаке

Сегодня
14:52

ЧМ по велоспорту на треке: как выступили казахстанцы

Сегодня
14:22

Air Astana просит авиационные власти РК разрешить перевозчикам самостоятельно корректировать расписание рейсов в Южную Корею

Сегодня
14:15

Граждан Казахстана нет в изолированном из-за коронавируса отеле на Канарских островах

Все новости

Показатель правительственного долга Казахстана выходит на авансцену, сигнализируя о растущих проблемах в госфинансах. Объем платежей по займам страны в 2019 году составит рекордные 1,4 трлн тенге, сообщили inbusiness.kz в Министерстве финансов Казахстана. По объему платежей к доходам республиканской казны страна подходит, по оценкам профильных чиновников, к критической отметке.

Согласно утвержденному на ближайшую трехлетку республиканскому бюджету, совокупные доходы центрального правительства составят 9,63 трлн тенге, из которых налоговые поступления – 6,66 трлн. Другими словами, платежи по долгам страны в этому году сопоставимы с 14,3% всех доходов Правительства и уже превышают пятую часть собираемых в стране налогов. Расходы по долгам уже входят в тройку бюджетных ассигнований.

Стоимость обслуживания госдолга (тело долга плюс проценты) Казахстана растет в абсолютных цифрах на треть второй год подряд, демонстрируя переход от арифметической к геометрической прогрессии. Текущая тенденция стала поводом для тематической встречи депутатов сената с представителями Министерства финансов, которые заявляли об отсутствии рисков, так как безопасным уровнем, по оценкам ведомства, считается отношение платежей по долгам к доходам на уровне 15% (по итогам 2018 года показатель составлял 12,5%).

В трехлетнем республиканском бюджете до 2021 года платежи по госдолгу прогнозируются Министерством финансов на уровне 1,38 трлн, 1,34 трлн и 1,42 трлн тенге соответственно. Ввиду поправок в бюджет текущего года, подразумевающих рост дефицита, трудно объяснимо выглядит снижение расходов по погашениям основной суммы в 2020 году на примерно 50 млрд тенге.

Объем погашений по внешним долгам в целом в 2019 году вырастет на 10%, до 31 млрд долларов, прогнозируют в Национальном банке. При этом платежи по госдолгу в расширенном виде, включая обязательства квазигоссектора, в твердой валюте вырастут на 7%, или 390 млн, до 5,3 млрд долларов. Пик платежей будет пройдет в I и II кварталах года – будет выплачено 3,5 млрд долларов.

График платежей по обслуживанию госдолга в млрд тенге на 2019-2021 гг.

Источник: Министерство финансов РК, 2019 год

В целом, судя по детализации бюджета, в структуре платежей будут все больше превалировать проценты по внутренним займам. Причина – целенаправленная политика Министерства финансов по дедолларизации госдолга. Ожидается, что в пятилетней перспективе внешний долг, номинированный преимущественно в иностранной валюте, снизится к уровню ВВП с 8,5% до 4,8%; внутренний, напротив, вырастет с 10,1% до 13,1%. 

Доля внешнего долга на конец первого полугодия 2018 года составляет 39,3 млрд долларов, подсчитали в ведомстве, отметив, что он сопоставим с 67,6% накопленных активов Нацфонда. По структуре всех заимствований на долю нацкомпаний приходится 14,2 трлн тенге, из которых 6,1 трлн, или 17,9 млрд долларов, – внешний долг.

К 2024 году размер обязательств нацхолдингов вырастет до 16,4 трлн тенге. Основными заемщиками в квазигоссекторе выступают госхолдинги «Самрук-Казына» (9,68 трлн тенге), «Байтерек» (3,27 трлн) и «КазАгро» (1,24 трлн). Если смотреть по отдельным компаниям, то можно выделить: «КазМунайГаз» (4,8 трлн тенге), ФНБ «Самрук-Казына» (2,75 трлн тенге), Банк развития Казахстана (1,8 трлн тенге), «КТЖ» (1,27 трлн тенге), «Байтерек» (1,1 трлн тенге), «КазАгро» (839 млрд тенге), «Самрук-Энерго» (261 млрд тенге), KEGOC (154 млрд тенге), ФРП «Даму» (151 млрд тенге) и «Казатомпром» (128 млрд тенге).

Основными держателями внешнего госдолга (45% всех обязательств) являются: держатели евробондов Казахстана (2,2 трлн тенге), МБРР (1,3 трлн тенге), АБР (730 млрд тенге), ЯАМС (162 млрд тенге), ЕБРР (668 млрд тенге) и ИБР (46 млрд тенге). Внутренний долг Правительства Казахстана сконцентрирован в руках ЕНПФ (2,67 трлн тенге), банков РК (1,2 трлн тенге) и прочих держателей (1,9 трлн тенге).

Во втором полугодии 2018 года Правительство Казахстана в рамках старта деятельности Международного финансового центра «Астана» разместила дебютный выпуск евробондов, номинированных в евро, на сумму 1,1 млрд. В начале текущего года АО «НУХ «КазАгро» досрочно погасило долларовый евробонд в объеме около 1 млрд долларов.

Султан Биманов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

На вывоз снега и посадку деревьев в Нур-Султане тратят больше денег, чем на строительство школ

Власти города не выстраивают приоритеты в финансировании, а идут по накатанной.

25 Февраль 2020 08:00 2930

На вывоз снега и посадку деревьев в Нур-Султане тратят больше денег, чем на строительство школ

Фото: astana.gov.kz

На откачку талых вод, очистку ливневых канализаций, озеленение столицы тратят больше денег, чем на строительство новых школ. К такому выводу можно прийти, проанализировав бюджет города за последние четыре года. Так, в 2020 году расходы на строительство и реконструкцию объектов начального, основного среднего и общего среднего образования заложены в двух управлениях акимата. Управление регенерации городской среды закладывает на эти цели 9,4 млрд тенге, управление строительства и жилищной политики еще 1,3 млрд тенге. Таким образом, суммарно 10,7 млрд тенге направят на ремонт и строительство школ.

Отметим, проблема с нехваткой мест в школах в столице стоит остро. Недостаток ученических мест в 2020 году составляет 24 тысячи. Как ранее признавался аким города, сейчас в Нур-Султане восемь школ работают с трехсменным обучением, 14 – с переуплотненным режимом.

«Для того чтобы снять вопрос с трехсменным обучением, необходимо в год строить не менее 10 учебных заведений. В текущем году построим 12 школ на 10 тысяч мест и столько же в 2021 году», – отчитывался Алтай Кульгинов.

Нет оснований не верить словам акима, но можно предположить, что школ с трехсменным обучением в городе гораздо больше заявленных восьми.

Посчитаем, могут ли 10 школ в год решить проблему с трехсменным обучением? Как известно, сейчас нехватка составляет 24 тысячи мест. Если в течение года построят 12 школ на 10 тысяч мест, то нехватка сократится до иллюзорных 14 тысяч мест. Однако в июне школу закончат 8-10 тысяч учеников, а в сентябре первоклашек придет 24-26 тысяч человек. То есть строительство 10 школ не в состоянии решить проблему с трехсменным обучением даже для сегодняшнего количества учеников. Эта проблема и дальше будет накапливаться как снежный ком – с каждым годом первоклассников будет приходить больше, в трехгодичной перспективе нехватка мест составит 50-60 тысяч единиц. Таким образом, строительство 10-12 школ в год не закрывает даже текущие потребности, уже не говоря о том, что происходит ежегодное увеличение количества школьников на 20 тысяч человек.

Посмотрим, какие затраты в большей степени «съедают» бюджет? Напомним, на строительство школ в этом году направят 10,7 млрд тенге. В то же время на обеспечение санитарии населенных пунктов (вывоз снега, откачку талых вод, очистку ливневых канализаций) потратят 19,9 млрд тенге (почти в два раза больше, чем на школы); благоустройство и озеленение – 13,3 млрд тенге; освещение улиц – 2,7 млрд тенге; проведение социально значимых и культурных мероприятий – 2,9 млрд тенге. Последний пункт также вызывает вопрос: это не круглая дата для столицы, на что предусмотрены финансы – непонятно.

Но если взглянуть на траты последних лет, то можно увидеть, что озеленение и снег всегда были в большем приоритете, чем строительство новых школ. Так, в 2017 году на строительство школ заложили 8,1 млрд тенге, обеспечение санитарии – 19,7 млрд тенге, озеленение – 14,1 млрд тенге, культурные мероприятия – 10,6 млрд тенге. В 2018 году на школы – 1,2 млрд тенге, санитарию – 17,6 млрд тенге, озеленение – 11,4 млрд тенге, культурные мероприятия – 8,5 млрд тенге. В 2019 году на строительство и реконструкцию школ направлялось 16,0 млрд тенге, обеспечение санитарии – 18,2 млрд тенге, озеленение – 11,0 млрд тенге, культурные мероприятия – 4,1 млрд тенге.

Таким образом, можно увидеть, что затраты на строительство школ в некоторые годы значительно меньше, чем на проведение культурных мероприятий и всегда ниже, чем на озеленение и вывоз снега/откачку талых вод. Аппарат маслихата города, который обходится налогоплательщикам в 136 млн тенге в год, вместо того чтобы выстраивать приоритеты в связи с изменениями – увеличением численности населения, которое ведет к переполненным школам, – продолжает из года в год переписывать прошлогодние цифры, увеличивая их на процент инфляции. О качестве образования речь априори идти не может, когда в классах сидит по 40-45 человек в три смены. Только жаль, городскую власть не беспокоит вопрос образования школьников. Как показывают бюджетные расходы, в столице три проблемы: зимой – снег, летом – деревья и праздники – круглый год…

Майра Медеубаева

Круговорот эмиссии в бюджете

Госорганы Костанайской области в 2019 году нанесли ущерб экологии на 88 млн тенге.   

18 Февраль 2020 10:30 1402

Круговорот эмиссии в бюджете

Фото: Максим Морозов

По данным, озвученным руководителем департамента экологии по Костанайской области Виктором Мухамеджановым, в минувшем году в ходе государственного экологического контроля только по государственным предприятиям был выставлен ущерб окружающей среде на сумму 88 млн тенге. Главная претензия со стороны экологов – отсутствие разрешений на эмиссии в окружающую среду.

«То ли не знают, то ли не совсем правильно относятся к этому вопросу. Яркими примерами могут служить отсутствие разрешения у коммунальных предприятий – Аркалыкской ТЭК и «Аман су», полигона ТБО отдела ЖКХ Жангельдинского района, аппарата акима села Тогузак Карабалыкского района, отдела ЖКХ Сарыкольского района, отдела образования Костанайского района и т. д. Некрасиво получается, когда госорган выставляет многомиллионные штрафы таким же госорганам, и получается, что финсредства из одного бюджета в другой в виде штрафных санкций переходят», – отметил Виктор Мухамеджанов.

По словам экологов, любое учреждение любой формы собственности должно брать разрешении на эмиссии в окружающую среду, если имеет собственные котельные, автономные пункты отопления.

Согласно данным управления финансов Костанайской области, опубликованным на сайте ведомства, за 11 месяцев 2019 года в бюджет поступило 6,2 млрд тенге по статье доходов «Плата за эмиссии в окружающую среду». Документ также свидетельствует, что эта сумма значительно превышает первоначальный план по поступлениям и даже скорректированный бюджет. Первоначально по статье доходов «Плата за эмиссии в окружающую среду» планировали получить 3,7 млрд тенге, в уточненном варианте – 4,8 млрд тенге.

По данным управления природных ресурсов и регулирования природопользования, в 2019 году было выдано 1635 разрешений на эмиссии в окружающую среду. Главными плательщиками традиционно являются горнодобывающие предприятия, включая АО «ССГПО», АО «Варваринское» и ряд других компаний.

В текущем году сумма платежей по статье «Плата за эмиссии в окружающую среду» может еще возрасти. В декабре 2019 года решением маслихата Костанайской области ставки за эмиссии, утвержденные Налоговым кодексом РК, были увеличены в два раза. Предприниматели противились принятию такого решения, и депутаты даже откладывали само решение. Аргументом в пользу повышения стало то, что выросшие ставки будут стимулировать предприятия снижать выбросы, модернизируя производства. Некоторые предприниматели говорят о том, что такой подход, напротив, затормозит процесс. Средства, которые могли бы пойти на модернизацию, предприниматели должны будут платить за выбросы.

Поступающие в областной бюджет средства в виде платы за выбросы действительно должны направлять на природоохранные мероприятия. Однако, как оказалось, не все осведомлены о том, на какие цели власти тратят эти деньги. На сайте управления охраны природных ресурсов и регулирования природопользования информации по освоению средств в 2019 году пока нет. Однако, согласно данным за 2018 год, на природоохранные мероприятии было направлено в общей сложности 4,2 млрд тенге. Четверть всех средств пошла на содержание лесхозов области, 2,7 млрд тенге – на озеленение и благоустройство. Также в рамках плана мероприятий по охране окружающей среды значились ремонты дамб и плотин области, очистка русла реки Тобол, пропаганда по раздельному сбору мусора и т. д.

Пока в Экологическом кодексе нет нормы, которая бы предусматривала, какой процент средств, полученных как плата за эмиссии в окружающую среду, власти должны направлять на природоохранные мероприятия. Нет и списка мероприятий, на которые должны направлять плату за выбросы. Возможно, что в новом законопроекте, который уже вынесен на рассмотрение в парламент, такие нормы будут утверждены.

Татьяна Шестакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: