Казахстан повысил свои показатели по индексу прозрачности бюджета, набрав 63 балла из 100 возможных. В допандемийном 2019 году показатель страны оценивался в 59 баллов из 100, согласно методике Международного бюджетного партнерства (IBP). Результаты мониторинга были презентованы центром исследований Sange в рамках заседания общественного совета при министерстве финансов во вторник, 31 мая, передает корреспондент inbusiness.kz.
Казалось бы, налицо прогресс, однако детальная структура набранных баллов показала, что власти не решают хронических болезней прозрачности бюджетного процесса. Речь идет о прозрачности процессов и документации на этапе проектирования бюджета, где Казахстан набрал наименьшие показатели – 47 баллов. Другим "достижением" стала прозрачность на этапе "аудиторского отчета" бюджета – 67 баллов из 100.
На этом фоне самые высокие показатели доступности бюджетных документов были получены на этапах "предварительное бюджетное планирование", "утвержденный бюджет" и "текущие отчеты" – по 89 баллов; публикация полугодового обзора и годового отчета – 85 и 83 балла соответственно.
Среди стран мира по индексу открытости бюджета Казахстан переместился с 37-го на 28-е место. Позиции Казахстана средние не только в мировом, но и в региональном срезе. Среди постсоветстких стран Казахстан обошли Грузия и Россия с показателями 87 и 73 балла соответственно. Так, согласно данным IBR, Кыргызстан набрал 62 балла, Монголия – 60, Азербайджан – 57, Турция – 55, Таджикистан – 16.
Механизм формирования бюджета с участием гражданского общества не детализирован, практики общественных слушаний при формировании бюджета отсутствуют и не прописаны в Бюджетном кодексе, подчеркнула глава Sange Жанар Джандосова.
"Если минфин будет более дружелюбно предоставлять прозрачную информацию, то, я думаю, не будут получаться такие вещи, как LRT и другие внезапные и странные расходы, по которым кто-то принимает решения", – отметила представитель Sange.
Отдельной критики удостоилась закрытость информации о госфинансировании СМИ, которая, по словам экспертов, грозит Казахстану большими рисками. В качестве предложения прозвучала идея прекратить госфинансирование СМИ, оставив за господдержкой производство детских передач.
"Хотелось бы, чтобы в составе общественного совета находились люди, разбирающиеся в планировании и расходах бюджета. Раньше общественные слушания проходили только по экологическим проектам, но сейчас надо добиваться, чтобы общественность участвовала во всех инфраструктурных проектах: строительстве школ, больниц, дорог и т. д.", – отметила Жанар Джандосова.
По ее словам, в таком случае участие общественности обеспечит правильное распределение бюджетных средств и уместность принятого решения. К примеру, чтобы школа была построена в том районе, где действительно есть необходимость.
Открытость бюджета на уровне малых дел типа обустройства своего двора, которую сейчас практикует минфин, недостаточна, продолжает она. Прозрачность, по словам главы Sange, должна касаться и крупных инфраструктурных объектов. Мы постепенно к этому идем, но необходимо, чтобы общественность активно принимала участие, реагировала на опубликованные минфином документы республиканского уровня, в которых траты в тысячи раз больше, акцентировала она.
"В ближайшие годы (!) министерство финансов намерено улучшить индекс открытости бюджета за счет тесного взаимодействия с общественностью", – заявил в ответ заместитель министра финансов Данияр Жаналинов.
Индира Кусаинова