/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 194,35 Пшеница 465,40
$ 389.98 € 434.01 ₽ 6.1
Погода:
-9Нур-Султан
+6Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 194,35 Пшеница 465,40
Бюджет по осени посчитали
Бюджет по осени посчитали
Правительство уверено в перевыполнении плана по доходам.

28 Сентябрь 2016 16:10 3282

Бюджет по осени посчитали

На пленарном заседании в среду депутаты мажилиса одобрили корректировки в республиканский бюджет на 2016 год. Как оптимистично сообщил министр национальной экономики Куандык Бишимбаев, кабмин уверен, что перевыполнение плана по доходной части бюджета точно будет, и не самое маленькое - почти полтриллиона тенге. 

«Уверенность у нас достаточно высокая, она достаточно долго обсуждалась, и факта того, что не будет исполнения по доходам - его быть не может», - категорично заявил он.

Так, 413 млрд тенге правительство ждет «за счет более лучшей динамики развития отраслей, чем прогнозировалось в начале 2016 года». 179 млрд тенге должно поступить в виде экспортной таможенной пошлины - за счет роста цен на нефть. «Мы можем говорить, что средние цены на нефть сложились выше, чем прогнозируемый уровень. Они складывались на уровне 30 долларов (за баррель), сегодня за текущие 8,5 месяцев цена складывается где-то на уровне 40,5 долларов среднегодовая. И каждые 5 долларов роста цены дают нам дополнительные поступления в виде экспортной таможенной пошлины», - объяснил господин Бишимбаев. 

Ожидается и увеличение объемов добычи нефти - с ранее прогнозируемых 74 млн тонн до 75,5 млн тонн, включая 500 тыс. тонн с месторождения Кашаган, запуск которого правительство ожидает в ближайшие дни. 

«Кроме того, есть разовые поступления, которые также прогнозируемые. Это поступления в виде дивидендов от РГП "Казаэронавигация", а также ряд других факторов, которые ранее учитывались в расходной части бюджета, но сейчас, в связи с изменением законодательства, этих расходов не будет, и эти средства возвращаются обратно в бюджет", - объяснил министр депутатам.

В связи с такими планами, правительство пошло на уменьшение гарантированного трансферта из Национального фонда - с ранее запланированных 2,8 трлн тенге до 2,5 трлн тенге.

Расходы республиканского бюджета правительство увеличивает на 379,9 млрд тенге. Эти средства предложено распределить так: на меры по стимулированию экономического роста направляется 283,4 млрд тенге (в том числе  на поддержку АПК - 97,3 млрд тенге, на реализацию 2-го этапа ГПИИР - 111,9 млрд тенге,  на развитие транспортной инфраструктуры - 74,2 млрд тенге). На дополнительные меры обеспечения безопасности - 70,2 млрд тенге, из них 42,7 млрд тенге - на реализацию поручений президента по укреплению правопорядка и противодействию религиозному экстремизму и терроризму.  136,4 млрд тенге направляется на выполнение обязательств по проектам. Это ускорение подготовки и своевременной организации выставки ЭКСПО-2017 - 33,5 млр. тенге, синхронизация строительства образовательных и научных объектов АОО «Назарбаев университет» с объектами ЭКСПО-2017 - 53,3 млрд тенге,  софинансирование негосударственного займа под госгарантию проекта «Новая транспортная система г. Астаны (ЛРТ)» - 27,1 млрд тенге,  развитие инфраструктуры Астаны – 14,4 млрд тенге,  на покрытие нехватки по программе «Балапан», в том числе в связи с открытием новых мест в детских дошкольных учреждениях - 6,4 млрд тенге.

Все предложенные меры и направления для расходования дополнительных средств депутаты поддержали. Больше того - свои предложения в корректируемый бюджет мажилисмены даже не вносили, поэтому законопроект одобрен в том виде, как был представлен правительством. 

Основной же акцент мажилисмены сделали на своевременном освоении бюджетных денег. Председатель комитета мажилиса по финансам и бюджету Гульжана Карагусова сделала на этом особый акцент: «Комитет особо отмечает необходимость строжайшего контроля за своевременным освоением бюджетных средств и качественной реализации поручений главы государства. Так как данные средства, почти 380 млрд тенге, выделяются практически в конце финансового года. Для финансирования индустриальных и сельскохозяйственных проектов привлекаются средства Национального фонда и Единого накопительного пенсионного фонда. Что в свою очередь предполагает особую ответственность за эффективное использование и своевременную возвратность этих средств. В этой связи правительству и национальному банку необходимо выработать долгосрочную инвестиционную стратегию, которая сможет гарантировать не только сохранность, возвратность и доходность этих средств на долгосрочный период». При этом она предупредила, что депутаты «проведут комплексный анализ вопросов эффективного планирования и освоения бюджета».

Руководитель фракции «Народные коммунисты» Владислав Косарев подчеркнул, что пакет корректировок был «хорошо воспринят всеми депутатами, потому что доходы бюджета растут, растет и оптимизм». «Самое главное, что уточнения не затрагивают социальных обязательств государства, они как были, так и есть. И хотелось бы отметить, что люди, население наше, стали более четко понимать, что участие каждого в труде производительном, ответственном, на благо государства, служит источником повышения благосостояния общества. И средства, которые мы сейчас рассматриваем, будут служить источником благосостояния, и будут использованы в полном объеме», - торжественным тоном заявил депутат. 

Глава фракции «Ак жол» Азат Перуашев также обратил внимание на позитивные моменты, в числе которых ожидаемый рост ВВП (впрочем, прогноз по ВВП правительство оставило на прежнем уровне - 0,5%), увеличение прогноза доходов бюджета, сокращение трансферта из Нацфонда. «Фракция «Ак жол» считает крайне важным, что увеличение расходов пойдет не только на социальные обязательства государства, но и на стимулирование экономики», - отметил он. Однако вопросы все равно остаются, причем глобального характера - в состоянии ли правительство эффективно планировать и управлять экономикой. 

«Эти показатели не снимают вопроса о том, можем ли мы позволить себе тратить данные средства в предложенном формате. Иными словами - по средствам ли мы живем, - спросил господин Перуашев. - Ответ на него заложен в природе происхождения указанных средств: являются ли они результатом интенсивного управления экономикой, и тогда, безусловно, нужно усилить прежние направления, либо это обусловленный рост, не опирающийся на компетентное управление, а обусловленный объективными обстоятельствами. Тогда управление нуждается в корректировке. Думаю, есть все основания утверждать, что экономический рост в текущем году в основном происходит за счет экстенсивных факторов». 

Высказав свои рекомендации, депутаты все же одобрили пакет бюджетных корректировок единогласно. Подводя итог, председатель мажилиса Нурлан Нигматулин подчеркнул, что поправки «безусловно, послужат стимулированию экономического роста, реализации крупных инвестиционных проектов и обеспечению занятости населения». «Несомненно все это позволит даже в непростое нынешнее время продолжить эффективную реализацию всех стратегических программ нашего президента. Мы надеемся на эффективную и результативную работу наших коллег из правительства», - заявил он, обращаясь к уходящим из зала заседаний членам правительства. Министры дружно кивнули в ответ - мол, будем, обещаем - и вышли из зала. 

Ирина Севостьянова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: