Цена выживания: как меняется психология покупателей в кризис?

4732

Гештальт-терапевт Вадим Третьяков в интервью inbusiness.kz рассказал, как меняется поведение людей во время кризиса и как бизнес может подстроиться под новую реальность.

Цена выживания: как меняется психология покупателей в кризис? Фото: Inbusiness/Midjourney

Вопрос выживания

Во времена неопределенности первое, что делают люди, – это стремятся выжить и сохранить то, что у них уже есть. При этом каждый реагирует на кризис по-разному в зависимости от жизненных факторов.

“В первую очередь любой человек в кризисе решает вопрос, как ему уцелеть и сохранить то, что у него есть. Поскольку он не знает, куда идет, и не понимает, что ему там делать, исходя из этого чаще всего активизируются базовые навыки выживания. Люди опираются на привычное, понятное то, что всегда работало, то, что всегда помогало”,  поясняет Вадим Третьяков.

В момент экономического кризиса условно людей можно поделить на три уровня достатка:

  1. Низкий уровень достатка: выживание в приоритете. Для этой группы людей выживание становится ключевым вопросом. Люди начинают отказываться от тех трат, без которых, по их мнению, можно обойтись. Развлечения, хобби и обучение становятся первыми, от чего они решают отказаться. В первую очередь в этом случае страдают дети, которых перестают водить на разные кружки и секции. Потом страдает обучение взрослых. Все расходы сокращаются до прожиточного минимума. Семейный бюджет направляется в сторону повседневных потребностей. Потребление ограничивается вещами и продуктами первой необходимости.
  2. Средний уровень достатка: стремление к эффективности. Люди среднего достатка хотя и сталкиваются с сокращением затрат, но не сильно.  У таких людей стоит вопрос не столько в выживании, сколько в поддержании личного комфорта и эффективности. Если хобби и подвергаются частичному сокращению (но не полностью, так как от психического состояния будет зависеть рабочая эффективность), при этом обучение остается в приоритете. Люди на этом уровне осознают, что их компетентность играет ключевую роль в обеспечении дохода. Поэтому они начинают думать о том, какие еще навыки могли бы приобрести.
  3. Высокий уровень достатка: пересмотр приоритетов и инвестиции. Обладателей высокого уровня достатка, несмотря на снижение общего экономического климата, не затрагивают значительные финансовые потери, так как у них есть достаточно большой пассивный доход.  Единственный вопрос, который перед ними встает,  это пересмотр того, куда направить финансовые потоки, чтобы сохранить их и приумножить.

Страх и неопределенность

Больше всего во время кризиса страдают люди с низким уровнем достатка. Из-за недостатка или отсутствия финансовой подушки безопасности они лишены возможности маневрировать в такой ситуации. Отсутствие накоплений делает их уязвимыми, и вопрос сохранения сбережений перед ними не стоит, так как сохранять нечего. Достатка хватает лишь на самое необходимое. При этом страдает качество продукции, так как покупать они будут то, что дешевле.

“Самая беззащитная прослойка – это люди-работяги, в основном те, кто зарабатывает своим трудом, своим умом, работая на кого-то. И они же не могут увеличить свои доходы, как бизнесмены. Все, что они могут, – это регулировать семейный бюджет, выбирая, какие потребности будут удовлетворять и на что направлять свои финансы. Если стоит вопрос выживания, конечно, они выберут его в приоритет всему остальному. В этом случае падает уровень осознанности. Условно говоря, я немножко перестаю быть человеком в этом месте и становлюсь чуть больше животных, потому что вопрос выживания резко сокращает гуманистическое мышление и запускает эгоистичное, благодаря которому человек заботится о себе и своей семье”,  поясняет гештальт-терапевт.

Фото из архива Вадима Третьякова

Такие люди ориентируются на то, что кризис это временное явление. Они сокращают свое потребление с единственной мыслью, что когда-то это закончится и они снова смогут себе что-то позволить. По мнению Вадима Третьякова, с одной стороны, это хорошая мотивация, так как поддерживает веру в лучшее, с другой стороны, чем продолжительнее кризис, тем сильнее растут страх и неопределенность. Люди выбирают стратегию “замереть” в ожидании лучших времен. Но сокращать свои потребности долгое время не получится.

“Уязвимость этих людей в том, что они становятся менее осознанными. Такая форма поведения серьезно бьет по психике, происходит "расчеловечивание". Как следствие 90-х, мы видим, что люди перестали верить в добро, справедливость, в законы, что им кто-то поможет. Озлобились, как у нас говорят, а если говорить в психических категориях, то скорее стали ближе к животным. Кризис – это стрессовая, травмирующая ситуация, и более серьезную травму получают люди с достатком ниже среднего. Именно они будут теми озлобившимися, именно они потеряют веру в то, что им кто-то поможет, протянет руку помощи. Ими правда мало, кто интересуется, и они самое слабое звено во всей социальной структуре”,  добавляет психолог.

У людей со средним уровнем достатка больше финансовой свободы, поэтому они могут оперативно реагировать на экономические изменения, правильно вкладывая и сохраняя деньги. Задача бизнеса в этом случае предложить людям услугу или продукцию, которая сможет улучшить их жизнь. В этом случае люди пойдут обучаться, переучиваться и повышать свои профессиональные навыки. Можно заметить, что бизнес-школы и другие образовательные учреждения сейчас активно развиваются, и их услуги востребованы, даже при росте цен.

Бояться, но делать

Вадим Третьяков рекомендует в ситуации экономического кризиса не замирать в ожидании лучших времен. Вместо этого важно учиться, развиваться, приобретать новые навыки. Эти рекомендации актуальны не только в период кризиса, но и в обычной жизни. Тот, кто двигается вперед и не стоит на месте, имеет больше шансов добиться успеха. Получение новых знаний и умений помогает лучше понимать мир вокруг и находить дополнительные возможности для дохода, благодаря чему автоматически повышается качество жизни.

“Тот, кто движется, тот выживает, потому что находит дополнительные возможности, ресурсы, информацию, лучше ориентируется в этом мире. Это ответ на вопрос, как лучше жить. Если хочешь лучше жить, надо двигаться, не замирать. Надо развиваться, получать новую информацию, смотреть вокруг. В этом смысле и до кризиса желательно получать какие-то новые профессии, знания, повышать квалификацию, ходить к психологу. И не только для того, чтобы решить проблемы с детством, а, чтобы лучше ориентироваться в жизни, лучше понимать, как устроены мир и люди. Заводить новые знакомства, искать возможности для взаимообмена, сотрудничества”,  считает специалист.

Фото из архива Вадима Третьякова

Можно выбирать курсы и направления в зависимости от интересов. Пойти учиться на бухгалтера, парикмахера, визажиста, мастера маникюра, массажиста и т. д.  Даже небольшое образование может открыть двери для новых возможностей и знакомств и повысит шансы на выживание.

“Кризис  это время возможностей, но этими возможностями может пользоваться только тот, кто в них ориентируется. А для этого надо опять же обучаться, развиваться, общаться и следить за информационным полем. Поэтому в кризис адаптивный человек не только не потеряет, но еще и приобретет. Страх – это нормально. Но, когда страх парализует, он начинает мешать нашему выживанию. Девиз "бояться, но делать" актуален во все времена, особенно в кризис”,  считает Вадим Третьяков.

Читайте по теме:

Названы самые распространенные секреты продавцов, или Почему мы покупаем больше, чем надо

Как магазины заставляют людей покупать все подряд?

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться