В условиях меняющейся геополитической обстановки и экономической нестабильности топливный рынок Казахстана оказался между двух огней. Несмотря на заверения правительства о стабильности, рынок сталкивается с серьезными вызовами. Основные угрозы, по мнению собеседника inbusiness.kz, отраслевого эксперта, согласившегося на беседу на условиях анонимности, — это риски массовой контрабанды и изменение региональных потоков топлива.
Сегодня казахстанские НПЗ работают на максимальных мощностях. Это позволило достичь рекордных объемов переработки нефти и производства топлива в текущем году.
"Запасы бензина и дизельного топлива в стране составляют 30-35 дней, что является достаточным для внутреннего потребления. Еще одна важная тенденция — существенный рост потребления бензина АИ-95. В зависимости от региона его потребление увеличилось на 12-18%. Это связано с обновлением автопарка и массовым импортом китайских автомобилей, которые являются основными потребителями этого вида топлива. В целом ситуация на внутреннем рынке стабильная", – заверил эксперт.
Внешние угрозы: цена контрабанды и дефицит у соседей
Главная опасность для казахстанского рынка кроется за пределами страны. Последние официальные цифры говорят о росте цен на бензин в РФ с 23 по 29 сентября на 0,8% (по дизелю на 0,6%) на фоне инфляции в 0,13%. Другими словами, цены на топливо обгоняют общий рост цен у соседей по бензину и дизтопливу в 6 и 5 раз соответственно.
Росстат мониторит ситуацию на 1,8 тыс. АЗС в 280 городах. Рост идет в 77 регионах, с наибольшем креном на юге, тогда как в Москве и Санкт-Петербурге рост цен составил лишь +0,3% за аналогичный период. Эксперт inbusiness.kz указывает на колоссальный диспаритет цен с Россией, где стоимость топлива почти вдвое выше. В пересчете на тенге разница достигает 165 тенге за литр.
"Это создает идеальные условия для контрабанды. Несмотря на принимаемые правительством меры по ограничению экспорта, большая протяженность границы с Россией – более 7,5 тыс. км – и отсутствие тотального таможенного контроля в рамках ЕАЭС делают "серый" экспорт крайне привлекательным и практически неконтролируемым. Массовый переток топлива может "высушить" казахстанский рынок всего за 2-3 недели", – предупреждает эксперт.
Дефицит топлива в России, который вызван ударами по НПЗ, уже бьет по южным соседям Казахстана. В первую очередь, ситуация негативно сказывается на рынках Узбекистана и Кыргызстана, которые исторически зависят от российских поставок, что создает дополнительное давление на Казахстан с юга, который остается основным источником топлива для соседних стран. Ранее inbusiness.kz уже писал об этом.
В этой связи трансформируется роль Казахстана в качестве регионального игрока нефтепродуктов, на которое обратили аналитики ценового агентства Argus в отраслевом обзоре по Узбекистану. Напомним, что, по их данным, в I полугодии 2025 года железнодорожные поставки российской нефти и конденсата в Узбекистан сократились вдвое. Чтобы компенсировать это, Узбекистан значительно увеличил закупки сырья из Казахстана и Туркменистана. Так, экспорт казахстанского бензина в Узбекистан за тот же период вырос почти в 10 раз, что стало возможным благодаря выделенным квотам. При этом заместить выпадающие российские поставки в полном объеме объективно некому.
Снижение поставок российского мазута в Узбекистан, связанное с планами страны отказаться от него как от резервного топлива, также создает новые возможности для региональных поставщиков. Налицо растущий ценовой диспаритет на протяженном участке северной и южной границы, снизить который эффективнее всего рыночным методом через снижение арбитража (то есть разницы между ценой внутри страны и у соседей).
Влияние на экономику и социальные риски
Медленный и поэтапный рост цен на топливо в Казахстане (на 1-3 тенге каждые две недели) помогает сдерживать инфляцию. Повышение цен на дизельное топливо ощутимо сказывается на грузовых и пассажирских перевозках. Эксперт подчеркивает, что на стоимость топлива влияют не только внутренние факторы, но и политика Национального банка, поскольку расходы на импорт оборудования и его обслуживание номинированы в иностранной валюте. Это делает отрасль зависимой от курса тенге.
Рост цен на ГСМ особенно чувствителен для секторов, где занятость зависит от передвижения. Речь идет о курьерах, таксистах и других представителях платформенной занятости. Увеличение стоимости топлива напрямую влияет на их доходы и может поставить под угрозу их экономическое благополучие. В случае топливного коллапса эти категории граждан столкнутся с серьезными проблемами, особенно учитывая, что многие казахстанцы сегодня закредитованы.
При этом в случае роста цен на ГСМ услуги сервиса доставки также могут подорожать.
Хотя эксперт не прогнозирует резкого и катастрофического роста цен до конца года, внешние факторы могут создать условия для возникновения дефицита. Для предотвращения этого необходимо усилить пограничный контроль и продолжать взвешенную ценовую политику, обеспечивая баланс между экономическими интересами и социальной стабильностью, резюмировал он.
Читайте по теме:
Узбекистан начал скупать казахстанский бензин