DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 293,95 Brent 36,55
Цены на бензин требуют взвешенного подхода

Цены на бензин требуют взвешенного подхода

Что эксперты думают о возможном повышении акциза на топливо в Казахстане.

29 Октябрь 2019 08:12 5617

Цены на бензин требуют взвешенного подхода

Автор:

Елена Тумашова

Фото: Максим Морозов

«Подорожает или нет бензин?» – вопрос номер один для потребителей в последние дни. Во вторник, 22 октября, министр энергетики Канат Бозумбаев сообщил, что до конца года акциз на бензин менять не будут. Ранее, 17 октября, министр национальной экономики Руслан Даленов говорил о том, что рассматривается вопрос повышения акциза на топливо. Сейчас он составляет восемь тенге и может быть увеличен на 10 тенге.

«Бензин подорожает или нет – мы это сейчас обсуждаем. Если увеличение пойдет «сверху» акциза, то, думаю, процентов на шесть (вырастет цена на литр бензина. – Ред.), если останется «внутри», то (цена на бензин. – Ред.) останется прежней. Предельно на 10 тенге может подорожать», – сказал министр нацэкономики.

Inbusiness.kz узнал мнение экспертов о том, есть ли необходимость повышать цены на бензин, защитит ли эта мера внутренний рынок Казахстана от дефицита, который может возникнуть после запуска единого рынка нефтепродуктов на пространстве ЕАЭС при сохранении разницы цен между государствами-участниками, и на что возможен ориентир в ценах – на российский или, может быть, европейский рынок.

Андрей Чеботарёв, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане:

– Согласно заявлениям министра нацэкономики, ориентирование идет на цены в России и даже называется внешняя причина повышения акциза – чтобы россияне не закупали у нас бензин, так как большая разница в цене подстегивает контрабанду и другие процессы. В этом есть доля правды.

Озвученное повышение акциза может поднять цену на 10 тенге, то есть на 6,5%. В тоже время цена 92-го бензина в Москве сейчас 41,6 рубля, то есть 254 тенге, а это на 67% больше текущей цены (внутри Казахстана. – Ред.). Для того чтобы добиться такого повышения (цены на топливо внутри Казахстана. – Ред.), акциз надо поднимать не в 2,5 раза, в 13 раз (!).

Если же министерство хочет ровняться на европейские цены, то речь идет о 1,42 евро за литр 95-го в Германии, 1,3 евро – в Испании, 1,59 – в Италии. То есть 617 тенге, что выше наших текущих цен ровно в 4 раза.

Средняя цена бензина по всему миру составляет 1,1 доллара за литр 95-го бензина (около 429 тенге за литр в пересчете по официальному курсу 389,86 тенге за доллар, на 22 октября. – Ред.).

Казахстан входит в топ-10 стран мира с самым дешевым бензином. Дешевле, чем у нас, топливо стоит в Туркменистане (0,43 доллара), Нигерии (0,4 доллара), Анголе (0,39 доллара), Иране (0,29 доллара), Судане (0,14 доллара), Кубе (0,09 доллара) и, конечно, Венесуэле, где бензин формально бесплатный.

Стоит отметить, что кроме стремления к российским и тем более европейским ценам на топливо, стоило бы стремиться и к качеству топлива, которое пока оставляет желать лучшего в Казахстане.

С точки зрения экономики можно найти причины и для повышения, и для удержания цен. Действительно, низкие цены создают предпосылки для разного рода манипуляций такими товарами на границах, особенно в условиях единого таможенного пространства. Также при дешевом бензине возможен его дефицит, что мы уже наблюдали в прошлом году.

Однако к каждой конкретной ситуации надо подходить взвешено. Объем производства бензина и дизельного топлива, за последний год увеличился на 12,9% и 8,8% соответственно: бензина – до 2,8 млн тонн, дизтоплива – до 3,3 млн тонн за январь–август 2019 года. При этом 97% дизельного топлива и 99% бензина было произведено на Павлодарском, Атырауском и Шымкентском нефтеперерабатывающих заводах. До конца 2020 года планируется построить мини-НПЗ в Западно-Казахстанской области. В Туркестанской области уже на 30% завершено строительство мини-НПЗ, начало работы этого завода запланировано на 2021 год. Начато строительство мини-НПЗ в Карагандинской области. Мощности мини-НПЗ заявлены на уровне от 750 тыс. до 1 млн тонн продукции в год. Что говорит о том, что бензина будет только больше.

При этом все идет с бензином настолько хорошо, что Казахстан экспортировал 32,6 тыс. тонн бензина в январе-сентябре текущего года. В таких условиях повышение акциза сейчас, тем более сразу в 2,5 раза выглядит достаточно рискованно. По заявлению экспертов МНЭ это приведет к росту инфляции на 0,35%, учитывая сложившийся уровень инфляции по итогам сентября, это подтолкнет ее к верней границе таргета регулятора (4-6%. – Ред.), кроме того, вызывает вопросы сама методика подсчета, так как бензин подорожает на 6,5%.

Также это отрицательно отразится на настроении населения. Бензин одна из основных статей расхода для потребителей, и его удорожание сильно ударит по кошельку и уровню доверия населения. Возможно, министерству стоит рассмотреть более плавный рост акциза, а также заложить транспортный налог в стоимость бензина, что также приблизит цены к российским, эта мера давно обсуждается.

Анна Бодрова, старший аналитик «Альпари»:

– Зарубежные ценники на бензин казахстанское население точно не потянет: это слишком дорого. Кроме того, это спровоцирует слишком резкий подъем инфляции, что тут же скажется на общих экономических параметрах. Результат не порадует ни людей, ни власти, а нивелировать его придется слишком долго. Подросшие акцизы итак будут способствовать удорожанию розничной стоимости литра топлива, но ровняться на Европу, например, тут совершенно точно не стоит. Цены просто выровняются.

Бюджету Казахстана, судя по всему, нужен приток свежих денег, и во власти честно об этом говорят. Проще всего это сделать за счет пересмотра в сторону повышения отдельных налогов. Начать решили с нефтянки, но через кошелек потребителя. Скорее всего, акциз ляжет «сверху» привычного ценника, и тогда стоимость литра вырастет на 6-10%. Это много. Рост акцизов сделает экспорт чуть более привлекательным, но и внутри страны спрос пока не упадет.

Тимур Ильясов, вице-президент по Центральной Азии и Каспийскому региону глобального ценового агентства Argus:

– Цены на бензин на внутреннем рынке повышать нужно – может быть с помощью повышения акцизов или с помощью других инструментов (например, биржевых торгов).

Почему? На внутреннем рынке Казахстана бензин стоит намного дешевле, чем в соседних странах, разница доходит до 100 тенге за литр. Такая большая разница провоцирует людей к нелегальному вывозу нашего бензина.

Ситуация усугубится тогда, когда у нас будет общий рынок в рамках ЕАЭС к 2025 году, что предполагает свободную торговлю нефтепродуктами внутри союза.

То есть теоретически покупатели из Кыргызстана, России, Беларуси, Армении смогут беспрепятственно покупать топливо на нашем рынке и везти его в свою страну, где цены выше, чем у нас. Границы для нефтепродуктов откроются и ничто не будет препятствовать этому процессу. Как думаете, что будет у нас? Может возникнуть и острый дефицит.

Поэтому нужно уже сейчас думать о том, что делать, чтобы предотвратить эту ситуацию. Некоторые предлагают ограничивать покупку топлива в одни руки (помните, как в СССР во времена дефицита карточки на продукты выдавали?), но практика показывает, что как бы ограничения ни вводили, предприимчивые люди всегда найдут пути обойти запреты. Тем более, когда ценовая разница огромна и на кону стоят огромные деньги, соблазн велик. Никакие запреты не помогут.

Не могу говорить о том, в какие сроки необходимо повышать цены, но я уверен, что правительство не будет действовать шоковыми методами. Скорее всего, повышение будет плавным. Население всегда негативно воспринимает повышение стоимости товаров.

То есть, с одной стороны, повышение цен на бензин – необходимость, с другой – это может вызвать недовольство. Поэтому нужен взвешенный подход, в котором будут учтены все нюансы.

До запуска единого рынка нефтепродуктов примерно пять лет. Конечно, выравнивать цены на бензин между нашими странами лучше постепенно в течение этого срока, чем разом в конце 2024 года.

Я сам лично, как потребитель против роста цен, но ситуация сложилась таким образом, что если цены не повышать, то наверное придется стоять в длинных очередях за бензином в будущем.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Арифметика для АЗС

Эксперт ответил «диванным экономистам», как и из чего складывается цена на казахстанский бензин.

09 Апрель 2020 10:32 4678

Арифметика для АЗС

Фото: ortcom.kz

В последние дни в казахстанском интернет-пространстве появилось много так называемых диванных вирусологов и диванных экономистов, которые дают свои сомнительные прогнозы на самые разные темы: от коронавируса до цен на бензин.

Кстати, стоимость ГСМ в нашей нефтедобывающей стране всегда и ранее была в центре внимания казахстанцев, и вопрос о том, почему у нас бензин такой дорогой, особенно на фоне низких цен на нефть, актуален до сих пор.

Корреспондент inbusness.kz обратилась к генеральному директору ассоциации KAZENERGY Болату Акчулакову, который дал пояснения на волнующие сегодня всех вопросы.

Болат Уралович, с начала апреля крупные розничные продавцы ГСМ в Казахстане снизили цены на бензин на пять-семь тенге за литр. Сегодня цены в сети крупных АЗС республики на уровне 150-152 тенге за литр, то есть снижение составило немногим более 4% за литр топлива. Почему при падении нефтяных котировок на 55%, стоимость бензина снизилась только на 4%?

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде нужно понять принцип ценообразования на ГСМ. Необходимо понимать, что бензин как товар ничем не отличается от любого другого. То есть он имеет свою себестоимость и цену реализации. Давайте обратимся к языку цифр, потому что он самый точный, и рассмотрим, из чего и как складывается цена за один литр бензина Аи-92, на примере Атырауского НПЗ (АНПЗ).

Все знают, что фактическая розничная цена бензина на внутреннем рынке складывается от непосредственно стоимости нефти, оптовой цены, сформированной на нефтеперерабатывающем заводе, и цены розничного реализатора. Поэтому для начала рассмотрим все слагаемые оптовой цены.

Итак, стоимость нефти, поставляемой на переработку на АНПЗ, обходится давальцам около 55 000 тенге за тонну, или 17 долларов за баррель (по данным агентства Argus). Далее стоимость услуг по переработке нефти завода составляет чуть более 41 тысячи тенге за тонну. Полученный в процессе переработки бензин облагается акцизами непосредственно на заводе, и это еще чуть более 24 тысяч тенге за тонну (по дизельному топливу – 540 тг/т).

Затем готовые нефтепродукты отгружаются с завода путем подачи железнодорожных цистерн – это еще около трех тысяч тенге за тонну (включая в том числе и их уборку).

Кроме этого, давалец нефти на АНПЗ самостоятельно осуществляет поставку октаноповышающих присадок, несет расходы по лабораторным исследованиям нефти, обслуживание банковских займов, что составляет около 3000 тенге за тонну.

Таким образом, учитывая стоимость нефти и ее переработки, себестоимость одной тонны бензина составляет порядка 127 тысяч тенге за тонну, или 95 тенге за литр, без учета НДС (с учетом плотности при переводе тонны в литры).

– С расходами по переработке на НПЗ мы определились, а дальше готовый продукт – бензин идет на АЗС… то есть подошли к тому, как будет дальше формироваться розничная цена…

– Стоимость бензина на АЗС формируется исходя из ее оптовой цены на НПЗ с учетом всех сопутствующих расходов по доставке от завода до заправки. Сюда входят:

  • оптовая цена на НПЗ (для удобства в восприятии цифр мы не учитываем здесь НДС, который мы добавим в самом конце расчета): 95 тенге за литр + 4 тенге за литр (маржа давальца нефти) = 99 тенге за литр;
  • доставка от НПЗ до региона сбыта (Костанай, Уральск) – 11,5 тенге за литр;
  • расходы по хранению на нефтебазах – до 4 тенге за литр;
  • постоянные расходы розничного реализатора (содержание АЗС, зарплата персонала, транспортировка между нефтебазой и АЗС, обслуживание банковских займов) – порядка 14-15 тенге за литр и выше;
  • маржа розничного реализатора (с которой уплачивается КПН) – 5 тенге за литр;
  • розничный акциз составляет 0,4 тенге за литр, а НДС – 16 тенге за литр.

Суммируя все вышеперечисленные цифры, мы получаем текущую розничную цену на АЗС – 150-152 тенге за литр, включающую в себя расходы всей цепочки от переработки до цены на стелле АЗС.

– В таком случае мы видим, что в конечной стоимости большая часть приходится на цену на нефть. Но мировые цены, как видим, резко упали. И речь идет уже о цене меньше $20 за баррель нефти. Как быть с этим уровнем цен на сырье?

– Во-первых, отмечу, что ценообразование на нефть на внутреннем рынке имеет свои особенности, что связано в первую очередь непосредственно с себестоимостью добычи самой нефти, ведь нефть – это тоже товар. Сырую нефть необходимо сначала добыть и подготовить до товарного качества, иначе нефтеперерабатывающий завод ее не примет, а также различные затраты, связанные с ее хранением и транспортировкой.

Во-вторых, ценообразование на нефть внутри Казахстана не имеет жесткой привязки к мировым ценам. К примеру, в течение 2017-2018 гг. цена нефти марки Brent на мировых рынках колебалась от 45 до 80 долларов за баррель, однако розничная цена бензина в стране была в коридоре 153-163 тенге за литр. Причем с конца 2017 года и почти на протяжении всего 2018 года мировая цена нефти сорта Brent росла, а цена на бензин внутри страны, наоборот, снижалась со 163 до 153 (некоторые сети АЗС продавали и по 148 тенге).

В-третьих, дальнейшее значительное сокращение цен на поставляемую нефть и в конечном счете на нефтепродукты от текущего уровня, на мой взгляд, возможно только при поддержке государства и общества. Важнейшими задачами нефтегазовой отрасли в это непростое время являются сохранение и поддержание уровня добычи, прирост запасов при достаточном финансировании геологоразведочных работ и поддержание работоспособности нефтепереработки.

При этом хочу заметить, что для загрузки отечественных НПЗ нефтедобывающие компании предоставляют значительные объемы добываемой нефти.

Так, к примеру, нефтяники Актюбинского и Кызылординского регионов поставляют до 90% добываемой нефти на отечественные НПЗ.

С актуальными данными по стоимости нефти на НПЗ республики можно ознакомиться в источниках, выпускаемых информационными агентствами Argus, Thomson Reuters.

Нефть на НПЗ поставляют не сами нефтедобывающие компании, а так называемые давальцы – трейдеры. Какова их прибыль в этой цепочке от НПЗ до АЗС?

– Что касается маржи давальца нефти (трейдера), то, как видно из вышеуказанного, она является незначительной и неизменной – трейдер не получает дополнительные доходы от ценовых изменений.

В Вашей цепочке образования цены возникает вопрос: почему казахстанские НПЗ не извлекают прибыли из производимой продукции?

Как известно, НПЗ республики осуществляют переработку нефти по давальческой схеме переработки, то есть оказывают услуги по переработке нефти, что и является источником дохода НПЗ для закрытия привлеченных на модернизацию займов, содержание персонала, проведение обслуживания технологического оборудования, выплаты дивидендов акционеру. Для самостоятельного приобретения нефти с целью ее дальнейшей переработки и реализации готовой продукции НПЗ должны иметь собственные либо заемные средства, чего на данном этапе наши заводы не имеют.

Вместе с тем одним из крупнейших участников рынка переработки нефти выступает собственник всех трех наших НПЗ – это национальная компания «КазМунайГаз», которая и получает доходы от реализации продуктов переработки нефти.

– Сегодня мы ждем запланированной на четверг, 9 апреля, новой видеовстречи ОПЕК+, когда может решиться вопрос, от которого зависит, поднимется ли мировая цена на нефть или нет. А насколько цена в 20 долларов и ниже за баррель критична для Казахстана?

– Если говорить в целом о ситуации с мировыми ценами на нефть, то здесь нужно сказать, что на это повлияли два основных фактора. Первое – это резкое сокращение потребления нефти в мире в связи с пандемией, вызванной новым типом коронаривуса и, второе, отсутствием в настоящий момент единогласия между основными добывающими нефть странами об уровне суточной добычи. Надеюсь, что на предстоящей 9 апреля встрече в формате ОПЕК+ будет найден компромисс в данном вопросе и цены постепенно вернутся на оптимальный уровень.

Отмечу, что текущий уровень мировых цен 25-30 долларов за баррель не выгоден никому из добывающих стран. Например, добыча сланцевой нефти в США уже не рентабельна при цене ниже 40 долларов. Конечно, можно оптимизироваться и продолжать добычу и при таких низких ценах. Но критическим здесь является невозможность нефтедобытчиков аккумулировать необходимые средства для финансирования геологоразведочных работ, направленных на поиск новых месторождений, а также поддерживать текущий уровень добычи на разрабатываемых месторождениях.

Если такая ситуация будет сохраняться еще долго, тогда в последующие 10 лет мир может столкнуться с дефицитом самой нефти, так как, к сожалению, месторождения любых полезных ископаемых имеют свойство истощаться, а потому необходимо постоянно искать новые.

Кульпаш Конырова

Топливо в Казахстане остается одним из дешевых в мире

Обрушение мировых цен на нефть перевело все предприятия отрасли в стране, от добычи до розничной реализации, на грань рентабельности.

01 Апрель 2020 18:13 9452

Топливо в Казахстане остается одним из дешевых в мире

Фото: Максим Морозов

С апреля крупные сети АЗС в Казахстане снизили розничные цены на бензин и дизтопливо. Это стало возможным благодаря мерам господдержки со стороны правительства и бизнеса. Однако дальнейшее административное снижение цен на ГСМ в условиях балансировки всей нефтегазовой отрасли на грани рентабельности может губительно сказаться на всех ее цепочках начиная с добычи и заканчивая розницы.

Напомним, ранее кабмин утвердил пакет мер по поддержке бизнеса, включая и предприятия нефтегазовой отрасли. В частности, были освобождены от уплаты акцизов при экспорте производители нефтепродуктов; введен запрет на ж/д поставки бензина и дизтоплива в страну из соседней России, а также планируемое обнуление экспортных пошлин на нефтепродукты.

Еще до введения мер господдержки сравнительный анализ по странам мира показывает эластичность цен на нефтепродукты в Казахстане, которые продемонстрировали снижение на 15%; оптовые цены на бензин и дизтопливо также снизились на 10%. Говорить о том, что отечественный рынок стоит в стороне от происходящих по миру снижений цен на топливо, неуместно.

Розничные цены на бензин и дизельное топливо в разных странах мира в марте текущего года показали снижение на 10-15% относительно февральских (докризисных) цен, и Казахстан не исключение. Более того, в данных расчетах еще не учтено текущее снижение цен на ГСМ.   

В результате в условиях существенного падения котировок на нефть (более чем в два раза) и нефтепродукты на мировых товарных рынках добыча нефти и производство нефтепродуктов в стране превратились из низкорентабельной в отрасль, балансирующую на грани безубыточности.

Из вышеприведенной таблицы видно, что розничные цены на нефтепродукты в Казахстане были и продолжают оставаться одними из самых низких в мире. Вполне объективно, что перерасчет казахстанских розничных цен осуществлен исходя из существенного снижения курса национальной валюты к доллару США, но тенговое снижение стоимости бензина на АЗС РК мы увидим уже на ближайшей неделе.

Отдельно хотим обратить внимание, что розничный рынок бензина еще не «догнал» январское повышение ставок акцизов на бензин с 8 тг/л до 18 тг/л. Розничные реализаторы в целях недопущения шоковой реакции потребителей осуществляли поэтапное повышение розничных цен.

В I квартале текущего года фактический рост цен на бензин составил 6-7 тг/л. То есть розничные сети не смогли восстановить свои потери от повышения ставки акциза. Более того, в рамках введенного режима чрезвычайного положения как в Казахстане, так и в большинстве других стран наблюдается снижение транзитного потока автомобильных грузо- и пассажироперевозок и в целом снижение объемов внутреннего потребления. А это дополнительный удар по экономике всей отрасли.

Прогнозное снижение объемов потребления бензина и дизельного топлива на рынке РК по итогам марта может составить около 30% от ранее запланированных объемов на внутреннем рынке. Учитывая, что ситуация продолжает усугубляться и карантинные меры вводятся во всех регионах страны, снижение объемов потребления в апреле может составить до 70% к ранее запланированным объемам потребления на рынке РК.

Для обеспечения бесперебойной деятельности НПЗ РК в условиях существенного снижения спроса на нефтепродукты на внутреннем рынке РК, экспорт излишков – необходимая мера для поддержания деятельности как нефтеперерабатывающей отрасли промышленности, так и для обеспечения деятельности нефтедобывающих компаний.

Вместе с тем хотелось бы обратить внимание, что подобные меры для населения еще не принимались ни в одной стране, как на постсоветском пространстве, так и в странах Центрально-Азиатского региона. К примеру, правительство России объявило о недопущении снижения розничных цен на топливо на внутреннем рынке РФ, что должно обеспечить сохранение рентабельности деятельности субъектов нефтедобычи и нефтепереработки РФ в условиях падения экспортных цен.   

Текущая рыночная ситуация весьма негативно сказывается на деятельности нефтедобывающих организаций. Учитывая себестоимость добычи казахстанской нефти, а также существующие расходы по транспортировке нефти от месторождения до рынков сбыта нефти и действующие ставки налогов РК, экономическая эффективность от реализации нефти практически равна нулю.

Исторически нефтяники субсидировали внутреннюю переработку нефти на НПЗ РК. Условная скидка на нефть для внутреннего рынка составляла от 50 до 100 долларов США за тонну. В этих условиях была проведена модернизация всей нефтеперерабатывающей отрасли РК, были привлечены заемные средства, погашение которых осуществляют сами НПЗ. В этой связи, остановка нефтеперерабатывающих предприятий грозит не только прекращением выплат по обслуживанию привлеченных займов, но и потерей государством контроля над НПЗ.

Годовой объем переработки нефти на НПЗ РК составляет около 16,5 млн тонн в год. Порядка 70-75% объемов добываемой нефти недропользователи направляли для переработки на НПЗ РК, предоставляя скидку в вышеуказанном размере для поддержания низких цен на внутреннем рынке РК.

В условиях падения мировых товарных рынков, общемирового снижения спроса на энергоносители, казахстанские недропользователи находятся под весьма серьезным давлением мирового рынка. В ближайшей перспективе существует высокий риск формирования отрицательной стоимости нефти на казахстанскую нефть. То есть мы уже не говорим о реализации сырья по цене ниже себестоимости, а говорим о цене нефти, когда ее цена на устье месторождения будет ниже нуля.

С данной проблемой уже столкнулись нефтедобывающие предприятия Канады. В таких условиях нефтяники будут вынуждены полностью остановить добычу нефти. А это приведет к массовым простоям месторождений и сокращению рабочих мест. В нефтяной отрасли Казахстана задействовано более 150 тысяч казахстанских рабочих.

Такое шоковое снижение цен весьма критично сказывается на деятельности как недропользователей, так и розничных сетей. В условиях падения цен и катастрофического снижения объемов потребления на внутреннем рынке, все участники рынка несут постоянные расходы, такие как содержание персонала, содержание инфраструктуры, будь то месторождение, нефтебаза или АЗС. В условиях падения объемов продаж при постоянных расходах, растут расходы как на одну тонну сырья, реализуемого недропользователем, так и на один литр топлива, реализуемого АЗС.

На сегодняшний день нефтяная отрасль Казахстана, как локомотив роста экономики страны, нуждается в поддержке государства и общества. Дальнейшее снижение цен губительно для всей нефтяной отрасли, начиная от нефтедобычи, заканчивая розничными реализаторами нефтепродуктов. 

Ассоциация KAZENERGY

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: