/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 319,93 Пшеница 465,40
$ 388.81 € 429.01 ₽ 6.08
Погода:
-5Нур-Султан
0Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 319,93 Пшеница 465,40
Частных пассажироперевозчиков Шымкента вытесняют с рынка

Частных пассажироперевозчиков Шымкента вытесняют с рынка

Автобусники обратились за помощью в палату «Атамекен».

15 Август 2019 12:11 3216

Частных пассажироперевозчиков Шымкента вытесняют с рынка

Директора частных автобусных парков и Ассоциации пассажиропревозчиков Шымкента инициировали встречу с членами Совета по борьбе с коррупцией, прокуратурой и местными властями. Представители бизнеса, надо признать, уже не в первый раз захотели рассказать о своих проблемах, и встреча таки состоялась, однако в отсутствие замакима, курирующего вопросы транспорта, и начальника и Управления автодорог и пассажирского транспорта Шымкента, и даже представителя прокуратуры. При этом именно к этим господам у предпринимателей и накопилось больше всего претензий. В частности, они заявили, что без субсидий находятся на грани разорения, к тому же не могут выдержать конкуренции с муниципальным автобусным парком, открытым в Шымкенте в середине июня.

Субсидии ваши – автобусы наши

Городской пассажирский транспорт не может существовать без субсидий со стороны государства, уверяет председатель ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов. По его данным, тариф на перевозку в Шымкенте, 70 тенге, не поднимался четыре года, за это же время солярка подорожала с 90 до 190 тенге за литр, стоимость резины – с 50 тыс. до 100 тыс. тенге, аккумулятора – с 24 тыс. до 50 тыс. В таких реалиях содержать существующие, а тем более закупать новые автобусы у предпринимателей нет никакой возможности. Плюс к этому серьезным конкурентом частникам теперь выступает муниципальный автопарк АО «СПК Shymkent». Ранее аким предлагал выкупать у СПК машины, взятые в лизинг.

«Если будут субсидировать, мы готовы выкупать эти автобусы. Мы и от акима этого не слышали. По расчету, стоимость одной поездки 160 тенге, а тариф – 70, разница и есть наши потери. В месяц 1,2 млрд тенге нужно субсидировать, в год это около 15-20 млрд тенге. Мы в среднем возим 550-600 тысяч пассажиров, эту цифру нужно умножить на 80-90 тенге наших потерь», – поясняет происхождение миллиардов Дархан Каюпов.

Напомним, 19 июня в Шымкенте с помпой открыли первый в стране муниципальный автопарк, как тогда позиционировали новшество власти мегаполиса (на самом деле муниципальные парки есть в Алматы и Астане), презентовали 160 новеньких пассажирских автобусов, заверяя, что в июле их будет уже 300, а к концу года – 1000, и обещая полностью закрыть потребности Шымкента в пассажирских автобусах. На вопрос журналистов, куда же должны деться 27 частных перевозчиков, тогдашний руководитель СПК Рашид Аюпов, не скрывая, заявил, что их будут вытеснять с рынка, попросту дублируя существующие маршруты. Результаты такой конкуренции бизнесмены теперь хлебают полной ложкой.

Борьба за пассажира

Накануне в Шымкенте подрались водители двух автобусов – 19-го и 93-го маршрутов. Инцидент произошел 13 августа в самый час пик, в 08:50. В полиции сообщили, что водители не поделили дорогу и, полностью перегородив движение, пустились в рукопашную. Позже обоим выписали административные штрафы.

Руководители автобусных компаний уверяют: нервы сдают не только у тех, кто выходит на маршруты, которые как под копирку повторяют друг друга.

«85-90% СПК Shуmkent-bus пустили автобус за номером 10 на наш 110-й маршрут и не дают, идет борьба, конкуренция. 15 графиков с нашей стороны, 15 – с их. Нет слов. На каком основании без тендера СПК запускает эти маршруты?! Должен пройти тендер. Это нарушение со стороны акимата», – возмущается представитель ТОО «Береке-КИТ» Анара Сабденова.

Руководитель Толебийского автобусного парка Жумат Жилкибаев и вовсе заявляет о банкротстве своего предприятия, говорит, до конца года придется уволить всех и отдать компанию за долги банку.

«На трассе Ленгер – Шымкент работают 11-й маршрут и 39-й, но пустили еще четвертый маршрут. Если я загружаю с Ленгера пять человек, я с ними еду. Если 10, то 10. Но это 90% наложение маршрута. В последнее время пустили 144-й маршрут в поселок Жыламбузган, там 150-200 домов, там можно один автобус пустить утром, в обед и вечером. В Елтай пустили два автобуса, через каждые 10 минут ездят, какая необходимость?! Новые автобусы мне просто жалко, впустую туда едут, впустую обратно. Мне работы нет, и им работы нет. Я сижу на кредите. В настоящее время я иду умышленно на банкротство, потому что мне придется к концу года распускать людей, возможно, банк заберет мое предприятие. Такая ситуация сложилась», – разводит руками предприниматель.

Лизинг – бремя для бюджета

Стоимость нового автобуса производства костанайского завода «Сарыарка-автопром», купленного для муниципального автопарка, около 30 млн тенге, машины взяты в кредит через БРК-лизинг. При этом был внесен первоначальный взнос 20%, поэтому от БРК получены кредитные каникулы сроком на 9 месяцев. На сегодня, по данным нового председателя правления АО «СПК Shуmkent» Абилсеита Рабаева (предыдущий Рашид Аюпов недавно был назначен акимом города Туркестан), сегодня реально закуплено уже 286 машин, из них только 186 вышли на городские линии. Еще 700 в планах до конца года.

Ежедневно на автобусные линии Шымкента выходят 1200 машин, около 250 из них это Газели. Дархан Каюпов уверяет, что брать в лизинг еще 700 столь дорогостоящих автобусов это бремя для бюджета, а по сути ляжет на карман налогоплательщиков, ведь платить по кредиту муниципальный автопарк не сможет.

«Три года тому назад компания «Грин бас» привезла 200 машин. Плюс эти 300, то есть 500 машин возрастом до 3 лет – это новые машины считаются. 500 машин хватает, зачем покупать 1000?! Хорошо 300 уже купили, пусть остаются, но еще 700, которые обещал экс-аким, покупку надо остановить. Приобретено под 15 или 20% от стоимости – это около 2 млрд бюджетных денег, ежемесячно надо за них платить. Получается ежемесячно за каждый автобус надо по 500-600 тысяч платить, и это без учета зарплаты, ГСМ и другого. Это ложится бременем на бюджет. Отдайте эти деньги перевозчикам, которые приобретают новые автобусы, как субсидирование. И бюджет нормальный будет, и ребята будут работать. А где гарантия, что через три года эти 300 автобусов не будут стоять, а они семь лет должны работать, чтобы отбить свою стоимость», – считает председатель ассоциации «Южавтотранс» Дархан Каюпов.

А власть не услышит

Помимо субсидий автобусники напомнили, что пятый год не могут добиться от властей внедрения электронного билетирования, предположив, что это не выгодно властям. Оказалось даже тендеры управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог до сих пор проводит не в электронном варианте, а на бумажных носителях.

«Одним тарифом вопрос не решить. Расчет тарифа в среднем 160-170 тенге. Разницу мы должны платить. А для этого должно быть электронное билетирование. Мы после Алматы пять лет тому назад хотели вторыми пойти. Китайцы пришли, японцы пришли, русские пришли, киргизы пришли, казахи пришли, и всех отшили. Уважаемый Жуматаев (начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Куатжан Жуматаев – прим.авт) съездил даже в Корею изучить опыт и что, все осталось на бумаге. Кто-то, наверное, заинтересован, чтобы электронного билетирования не было в городе Шымкенте. Дайте возможность работать», – призывает Дархан Каюпов.

Правда, услышать воззвание к властям кроме простого сотрудника отдела, было некому. Все приглашенные чины по каким-то причинам проигнорировали встречу с предпринимателями.

«Сам Жуматаев не пришел, замакима не пришел – это говорит о наплевательском отношении, и из-за этого весь бардак в транспорте. Что могут решить эти исполнители, которые ничего не решают?! Если не приходит надо письмо написать акиму, не только Жуматаеву столько сидеть и в этом бардаке деньги делать свои семейные. Разве дальше можно с ним работать?» – заметил член совета по защите прав предпринимателей и борьбе с коррупцией Шымкента Умирзак Мельдеханов.

Член антикоррупционного совета Владимир Накисбаев даже напомнил, что президент лично предложил криминализировать ответственность первых руководителей, действия которых мешают МСБ. К тому же отметил, что годами не решаемые проблемы транспортников дискредитируют работу палаты предпринимателей.

«Мне важно было сегодня послушать замакима города Нуртая (первый заместитель акима Шымкента Кайрат Нуртай, курирующий вопросы пассажирского транспорта – прим.авт) он должен прекрасно разбираться в этой проблеме, но и господин Жуматаев тоже не явился. Замакима города нету, начальника управления нету. Мы больше года назад говорили о диспетчерском пункте, нужен он или нет в такой форме, в которой существует как посредническая организация. Зачем проблемы с навязыванием договоров. Искусственное расторжение договоров, тарифы, кто эти вопросы будет решать? Нет представителя прокуратуры, что за импотентная политика прокуратуры и агентства по борьбе с коррупцией. Весь год нам морочили голову, что они мониторят, домониторились, и опять мы возвратились к тому же вопросу. Опять все на месте», – возмутился член совета по защите прав предпринимателей и борьбе с коррупцией Шымкента Владимир Накисбаев.

В заключение эмоционального совещания новый руководитель СПК Абилсеит Рабаев попытался разрядить обстановку, предложив возложить на СПК обязанность внедрить электронное билетирование, а также пообещал составить дорожную карту решения всех озвученных проблем сообща с частными пассажироперевозчиками.

«Обновление автобусного парка без перевозчиков это мечты, потому что это огромная нагрузка на бюджет. Если мы вместе не проработаем этот вопрос, и электронное билетирование, и предоставление субсидий в виде льгот перевозчикам, чтобы бизнес мог обновиться и так далее. Мы не преследуем цель полностью вывести частный бизнес из пассажирских перевозок. Мы рассмотрим, что схемы наложены и мешают бизнесу, с управлением транспорта схемы пересмотрим, насколько наложено, рентабельно или нет. Мы преследовали цель, чтобы по отдаленным населенным пунктам нерентабельным обеспечить полностью пассажирские перевозки. Я готов представить пошаговую дорожную карту как это реализовывать. Потому что эти 300 автобусов мы взяли в лизинг, и я тоже заинтересован, чтобы они были рентабельны и работали, потому что, если мы не сумеем оплатить, этот кредит однозначно ляжет бременем на бюджет города», – отметил Абилсеит Рабаев.

На сегодня субсидирование расходов перевозчиков проводится только в ряде областей Казахстана. По инициативе НПП РК «Атамекен» вопрос субсидирования всех регионов поднимался на правительственном уровне. В начале 2018 года по поручению заместителя премьер-министра РК А.Мамина разработана комплексная программа развития пассажирских автобусных перевозок, которая утверждена Правительством РК. Согласно этому документу предусмотрено субсидирование всех регионов. В Шымкенте этот вопрос не решен по сей день.

Мира Бахытова, Шымкент

https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/LZ6NG3Ll.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/c17nE57z.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/f57wQG8e.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/3TdpLD7m.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/zhAa9ete.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/21e5ACNB.jpg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/MTLSxwXj.jpeg https://inbusiness.kz/ru/images/original/25/images/DHxrLCth.jpeg

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: