Такое мнение в интервью inbusiness.kz высказал заместитель заведующего отделом госуправления администрации президента Нурлан Жаксимбетов. Напомним, Токаев подписал указ по дебюрократизации деятельности госаппарата. Ключевыми принципами дебюрократизации определены приоритет сущности над формой, цифровизация по умолчанию, управленческая ответственность, непрерывное совершенствование, оптимальность регламентации.
– Как ранее сообщали в МЦРИАП, порядка 500 форм отчетов запрашивается госорганами друг у друга. Госслужащие целыми днями заполняют формы для разных госорганов. Какая работа ведется в этом направлении?
– Как показал наш анализ, большинство государственных служащих исполнительского звена признали проблемой номер один чрезмерную отчетность. Люди, не погруженные глубоко в повседневную работу госорганов, даже не представляют масштабы формальной переписки. Чаще всего это обмен статистикой, регулярная и ситуативная отчетность. Это десятки тысяч документов. В долгосрочной перспективе наша конечная цель – "убить" практику отчетов и запросов. Но на данном этапе приходится говорить пока о сокращении, и сделать это мы сможем, как вы понимаете, только благодаря "цифре".
Решением станет автоматизация отчетности, чтобы госслужащие не тратили время на их техническое заполнение и оформление. Позволит это делать система Smart Data Ukimet. Это государственная платформа, которую можно охарактеризовать как "озеро данных". На ее базе интегрировано более 60 ключевых государственных информационных систем. За счет этого правительство может получать оперативные данные в режиме реального времени практически по всем важнейшим отраслям.
В настоящее время минцифры ведет подготовительную работу, формирует единый реестр отчетов. Вы удивитесь, но до указа у нас не было даже точного понимания, сколько отчетов госорганы сдают друг другу. Систематизация отчетов позволит, если так можно выразиться, отделить зерна от плевел, то есть понять, для какой конкретно цели госорган запрашивает те или иные данные. Будет звучать оценочно, но примерно 20% статистических данных запрашиваются по привычке, инерционно. В ходе подготовки указа нам прямо говорили: "Ну так сложилось, что всегда их собирали, даже и не помним точно для чего". Яркий пример – отчетность в период пандемии. Все акиматы направляли информацию о заболевших/выздоровевших в минздрав, дублируя ту же информацию в правительство и администрацию президента. Эти цифры давали понимание общей картины происходящего, однако управленческую ценность имели в большей степени лишь для минздрава, которому приходилось в режиме реального времени принимать решения и вносить коррективы. Поэтому очень важно, чтобы любой отчет имел ценность для принятия управленческих решений, в противном случае это пресловутое бумаготворчество.
Если мы вернемся к реестру, на сегодняшний день нам удалось определить 1600 показателей и порядка 1000 видов отчетов, формируемых на регулярной основе. Из них чуть меньше половины, или 44%, содержатся в информационных системах, то есть мы их можем потенциально автоматизировать, они будут формироваться автоматически и любой сотрудник сможет выгружать их через платформу Smart Data Ukimet. Другую часть, которая на сегодняшний день обрабатывается госслужащими вручную, будем оцифровывать. В этом и реализуется принцип цифровизации по умолчанию, то есть мы доверяем сведениям, которые размещены в информационных системах. Это одна из ключевых и прорывных вещей в этом указе. До принятия указа данным из информсистем мы доверять не привыкли. У нас сформировалась такая парадигма подтверждения официальности данных , что любые цифры необходимо отправить на официальном бланке и подписать , минимум,вице-министром. Только тогда им доверяют и не бояться отправлять на вышестоящий уровень. Самая обычная перестраховка. И вот представьте, сколько времени госаппарат тратит на то, чтобы постоянно подстраховываться. Хотя на самом деле это иллюзия достоверности, потому что в 99% случаев никто эти данные, подписанные на бланке, не перепроверяет..
– С какого времени начнет работать данная система?
– Чтобы система полноценно заработала, необходимо утвердить реестр. Сейчас эта работа на завершающей стадии. В целом же наша конечная большая цель - это переход госаппарата на модель Data Driving Government – правительство, работающее на основе данных. Это общемировой тренд.. В сегодняшнем мире ждать подготовки квартального или полугодового отчета, чтобы принять государственное решение, непозволительная роскошь. Поэтому очень важно иметь ресурсы для принятия выверенных оперативных решений.
– Почему в документе говорится только о работе правительства?
– Принятое постановление принято в реализацию только 10-го пункта указа. Он говорит о том, что необходимо пересмотреть регламент правительства. Регламент Правительства – ключевой документ, который описывает процесс взаимодействия госорганов с правительствомВнесенные в него изменения значительно облегчают работу госорганов.
Например, мы ввели порядоксогласования по умолчанию проектов НПА.Представим, госорган разрабатывает новый проект постановления, его необходимо согласовать с другими госорганами, Особенно важно получить добро трех системообразующих госорганов – минэкономики, минфина и минюста. В силу высокой загруженности именно в этих трех ведомствах "застревали" документы, несмотря на установленные сроки. Следует понимать, чтобез их позиции внести в правительство проект постановления невозможно. Этот процесс затягивался вместо 10 дней до 1 месяца и более. Порядок "согласование по умолчанию" исключает такую возможность, если в течение 10 дней министерство не дает позицию, документ уходит дальше и является согласованным по умолчанию.
Также важной новеллой является введение обязательности рассмотрения разногласий между госорганами при согласовании проектов НПА и принятие по ним на уровне правительства конкретных решений в течение 5 рабочих дней. О чём эта норма? До указа в канцелярию премьер-министра госорганы не могли внести проект НПА с разногласиями, то есть по которым они на своём уровне не достигли консенсуса. Как вы понимаете, таких вопросов много, особенно на пересечении нескольких отраслей. Госорганы систематически сталкивались с тем, что канцелярия премьер-министра не рассматривала разногласия, хотя она по своему функционалу она должна координировать эти вопросы. Именно поэтому мы ввели обязательность рассмотрения таких разногласий на уровне премьер-министра или его заместителей.
– В Указе президента было сказано, "для ускорения реализации возложенных задач государственные органы будут наделены правом принятия нормативных правовых актов без избыточной конкретизации своих функций на законодательном уровне". Что будет сделано в этом направлении?
– Мы предоставляем большую самостоятельность и автономность государственным органам. До указагосоргану, чтобы ввести новую функцию, необходимо было инициировать внесение изменений в свой профильный закон. И все это затягивалось на полгода в лучшем случае.
Теперь, в соответствии с указом по дебюрократизации не надо на уровне законов детально конкретизировать полномочия и компетенции. То есть госорган теперь может отразить необходимый функционал на подзаконном уровне, в приказах первого руководителя. Главное, чтобы эти функции и компетенции соответствовали его задачам. Благодаря указу этот процесс значительно сократится – госорганы могут регламентировать необходимые функции на уровне своих приказов и положений, в среднем это будет занимать до 1 месяца вместо 1 года.
Также предусмотрено введение особого порядка НПА для оперативного реагирования на актуальные вызовы и различные кризисы. Пандемия нас многому научила, и один из главных извлеченных уроков – это недопустимость промедления в кризисных и форс-мажорных ситуациях. Много примеров, когда министров и вице- министров наказывали за непринятые решения, но до этого указа они элементарно не могли этого сделать, потому что так диктовал закон. Указ позволяет обеспечивать большую автономность и скорость принятия решений.
– Что касается персональной ответственности чиновников?
– Проблема размывания ответственности является характерной. В первую очередь, она связана с тем, что госслужащие боятся брать ответственность на себя. Здесь особенно уместно будет вспомнить тезисы Президента о необходимости объективного разграничения управленческих ошибок и умышленной коррупции. Таких кейсов, , когда эту грань сложно определить, действительно немало. . Поэтому госаппарат, как живой организм, на инстинктивном уровне действует гиперосторожно, стараясь на каждом шагу перестраховаться. Отсюда и набившая оскомину "коллективная безответственность", которую критикуют все.
Для этого в указе был прямо предусмотрен принцип управленческой ответственности. Он о том, что недопустимо передавать принятие решений и согласования вопросов, входящих в компетенцию конкретного руководителя, на вышестоящий уровень и коллегиальным органам. К примеру, министру просвещения необходимо утвердить новый стандарт учебной программы для 9 класса, необходимо включить несколько новых обязательных или селективных предметов. С учётом сложившейся практикирешение этого вопроса нередко выносилось на уровень правительства или администрации президента. Министр пишет письмо "прошу поддержать". Письмо спускается профильным структурным подразделениям, они, в свою очередь, начинают проводить свою экспертизу вопроса и не всегда соглашаются с идеей министра. Таким образом, министр, проявившийся инициативу, обрекает этот вопрос на бюрократизацию принятия решений. Теперь указ прямо говорит, если вопрос находится в твоей прямой компетенции, ты вправе принимать решение.
– Спасибо за интервью!
Майра Медеубаева