Эксперты назвали два фактора, от которых будет зависеть стоимость топлива на АЗС.
Увеличение акциза
Стоимость топлива – тема для казахстанцев любопытная, особенно тогда, когда министр нацэкономики Руслан Даленов сообщил, что бензин в Казахстане может подорожать. Возможное повышение Даленов объяснил тем, что в правительстве проходят все необходимые процедуры согласования нового размера акциза.
"Повышение акциза – это один из наиболее вероятных факторов, способных увеличить стоимость топлива в будущем году", – считает независимый экономист Айдархан Кусаинов.
Пока в каждом литре моторного топлива акциз составляет 8 тенге, но он может быть увеличен на 10 тенге.
"Повышение акциза вызвано не только дефицитом бюджетных средств из-за увеличившихся расходов на социальную сферу, но и тем, что идет массовый вывоз нефтепродуктов в Россию. Это вынужденная мера. Российский бензин значительно дороже казахстанского, сейчас стоимость литра бензина в России примерно равна 250 тенге за литр. Торговля топливом между Казахстаном и Россией из-за разницы в ценах увеличилась в несколько раз. Россияне чаще стали ездить к нам в страну за дешевым бензином, если Россия и будет продолжать активно покупать у нас дешевый бензин, предсказуемо возникнет дефицит, а в рыночной экономике такой дисбаланс компенсируется повышением цены", – сказал экономист Арман Байганов.
Директор AERC Жаныбек Айгазин также считает, что бензиновая ситуация в России влияет на Казахстан.
"Если посмотреть статистику за шесть месяцев текущего года, то мы на 99% обеспечиваем себя топливом. Но у нас открытая экономика, а Россия – самый крупный торговый партнер. Пятая часть во внешнеторговом обороте – это доля России. Дорогой бензин вызывает стимул у продавцов не реализовывать топливо на внутреннем рынке, а экспортировать в Россию, – говорит Айгазин. – Чтобы этого не случилось, правительство ограничивает экспорт специальными квотами".
Инфляция
Другой фактор – это инфляция. По словам Байганова, рост розничных цен в Казахстане ограничивается инфляцией, которая, согласно официальным данным, находится в коридоре 4-7%.
"Падение курса национальной валюты может увеличить цену бензина, выраженную в национальной валюте. Но бензин может вырасти в цене из-за процесса инфляции, даже если курс национальной валюты останется неизменным", – рассуждает эксперт.
То, что цена бензина может вырасти из-за роста цен на другие товары и услуги, допускает и Айгазин.
"Увеличение реальных денежных доходов населения, как правило, ведет к увеличению покупательской способности, данные розничной торговли, кстати, говорят о том, что казахстанцы стали больше тратить. Если покупательская способность увеличивается, то, согласно закону спроса и предложения, цены начинают расти. Если растет инфляция, то это автоматически вызывает повышение себестоимости бензина, так как растет стоимость других услуг и товаров, которые участвуют в производстве бензина. Это закон экономики", – сказал Айгазин.
Впрочем, все опрошенные inbusiness.kz эксперты единодушны в оценке ситуации – большого роста цен на топливо в 2020 году не будет.
"У нас регулируются цены на бензин АИ-92 и дизельное топливо, так как эти продукты находятся в категории социально значимых. Высокая цена на моторное топливо создает давление на благосостояние населения, поэтому правительство не допускает серьезного роста цен, в связи с чем производители говорят, что теряют большую маржу", – подытожил Айгазин.
Катерина Клеменкова