/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 29 354,08 РТС 1 646,60 Hang Seng 28 800,87 KASE 2 382,60 FTSE 100 7 651,44 Пшеница 571,00
Погода:
-7Нур-Султан
-7Алматы
DOW J 29 354,08 РТС 1 646,60
Hang Seng 28 800,87 KASE 2 382,60
FTSE 100 7 651,44 Пшеница 571,00
В Минфине объяснили увеличение акцизов на бензин

В Минфине объяснили увеличение акцизов на бензин

Рост цен на бензин не должен оказать серьезного влияния на инфляцию. Об этом заявил первый заместитель Премьер-министра – министр финансов РК Алихан Смаилов, сообщает inbusiness.kz.

03 Декабрь 2019 12:11 8052

В Минфине объяснили увеличение акцизов на бензин

Автор: Дана Карина Фото: Серикжан Ковланбаев

«Рост цен на бензин ожидается на 10 тенге за литр. Это порядка 6%. Серьезного влияния на инфляцию оказать не должно, но вместе с тем рост цен находится на постоянной повестке, необходимо принимать все меры, чтобы удерживать цены на соцзначимые продукты питания», – сказал он.

Вопрос повышения акцизов на нефтепродукты обусловлен двумя факторами, продолжил министр.

«Во-первых, у нас на следующий год вырастают расходы на социальную сферу. В частности, в проекте республиканского бюджета предусматриваются почти 6 трлн тенге на данную сферу, это притом что в этом году было 5,3 трлн тенге. На следующий год это уже 6 трлн тенге. Кроме того, принимается закон о повышении статуса педагога, планируется два раза в течение четырех лет повысить заработную плату учителям, воспитателям в детских садах, в колледжах. Это повышение на 25%, за четыре года это в два раза. И все требует дополнительных денег», – пояснил Смаилов.

При этом за счет освобождения субъектов микро- и малого бизнеса от налогов на доходы на три года сократится доходная часть, отметил он.

«Поэтому одним из источников является этот акциз, но это не главный источник. Главный источник – это улучшение таможенного налогового администрирования. У нас, мы сегодня докладывали, что в целом доходы бюджета республиканского выросли за 10 месяцев текущего года на 911 млрд тенге по сравнению с прошлым годом. В целом по году ожидается рост поступлений в республиканский бюджет на 1,2 трлн тенге. В том числе 840 млрд тенге за счет улучшения таможенного налогового администрирования», – сказал министр.

Повышение акцизов также является одним из факторов увеличения доходной части бюджета, продолжил Смаилов.

«Это позволит собрать чуть больше 50 млрд тенге дополнительно. С другой стороны, другой фактор есть – это цены на бензин в соседних странах, в частности в Российской Федерации. Вы знаете, что у нас сегодня цена литра АИ-92 порядка 163 тенге за литр, в то время как в РФ в тенговом выражении это более чем 260 тенге за литр. Соответственно, у нас идет массовый вывоз нефтепродуктов из республики в РФ. И мы вынуждены были принимать меры по ограничению вывоза автомобильным транспортом. И поэтому повышение цен на бензин небольшое, но надо было делать ввиду вот этих двух факторов, – резюмировал он.

Дана Карина

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Что будет с ценами на бензин в 2020 году?

Стоит ли казахстанцам готовиться к увеличению ценников на заправках в следующем году, выяснял inbusiness.kz.

07 Декабрь 2019 08:00 6256

Что будет с ценами на бензин в 2020 году?

Фото: Максим Морозов

Эксперты назвали два фактора, от которых будет зависеть стоимость топлива на АЗС.

Увеличение акциза

Стоимость топлива – тема для казахстанцев любопытная, особенно тогда, когда министр нацэкономики Руслан Даленов сообщил, что бензин в Казахстане может подорожать. Возможное повышение Даленов объяснил тем, что в правительстве проходят все необходимые процедуры согласования нового размера акциза.

«Повышение акциза – это один из наиболее вероятных факторов, способных увеличить стоимость топлива в будущем году», – считает независимый экономист Айдархан Кусаинов.

Пока в каждом литре моторного топлива акциз составляет 8 тенге, но он может быть увеличен на 10 тенге.

«Повышение акциза вызвано не только дефицитом бюджетных средств из-за увеличившихся расходов на социальную сферу, но и тем, что идет массовый вывоз нефтепродуктов в Россию. Это вынужденная мера. Российский бензин значительно дороже казахстанского, сейчас стоимость литра бензина в России примерно равна 250 тенге за литр. Торговля топливом между Казахстаном и Россией из-за разницы в ценах увеличилась в несколько раз. Россияне чаще стали ездить к нам в страну за дешевым бензином, если Россия и будет продолжать активно покупать у нас дешевый бензин, предсказуемо возникнет дефицит, а в рыночной экономике такой дисбаланс компенсируется повышением цены», – сказал экономист Арман Байганов.

Директор AERC Жаныбек Айгазин также считает, что бензиновая ситуация в России влияет на Казахстан.

«Если посмотреть статистику за шесть месяцев текущего года, то мы на 99% обеспечиваем себя топливом. Но у нас открытая экономика, а Россия – самый крупный торговый партнер. Пятая часть во внешнеторговом обороте – это доля России. Дорогой бензин вызывает стимул у продавцов не реализовывать топливо на внутреннем рынке, а экспортировать в Россию, – говорит Айгазин. – Чтобы этого не случилось, правительство ограничивает экспорт специальными квотами».

Инфляция

Другой фактор – это инфляция. По словам Байганова, рост розничных цен в Казахстане ограничивается инфляцией, которая, согласно официальным данным, находится в коридоре 4-7%.

«Падение курса национальной валюты может увеличить цену бензина, выраженную в национальной валюте. Но бензин может вырасти в цене из-за процесса инфляции, даже если курс национальной валюты останется неизменным», – рассуждает эксперт.

То, что цена бензина может вырасти из-за роста цен на другие товары и услуги, допускает и Айгазин.

«Увеличение реальных денежных доходов населения, как правило, ведет к увеличению покупательской способности, данные розничной торговли, кстати, говорят о том, что казахстанцы стали больше тратить. Если покупательская способность увеличивается, то, согласно закону спроса и предложения, цены начинают расти. Если растет инфляция, то это автоматически вызывает повышение себестоимости бензина, так как растет стоимость других услуг и товаров, которые участвуют в производстве бензина. Это закон экономики», – сказал Айгазин.

Впрочем, все опрошенные inbusiness.kz эксперты единодушны в оценке ситуации – большого роста цен на топливо в 2020 году не будет.

«У нас регулируются цены на бензин АИ-92 и дизельное топливо, так как эти продукты находятся в категории социально значимых. Высокая цена на моторное топливо создает давление на благосостояние населения, поэтому правительство не допускает серьезного роста цен, в связи с чем производители говорят, что теряют большую маржу», – подытожил Айгазин.

Катерина Клеменкова

Каныш Сыздыков: «С трудом представляется автозаправка с рентабельностью больше 13%»

Владелец павлодарской сети заправок Pegas – о топливном бизнесе и как цены на бензин влияют на все остальное.

27 Ноябрь 2019 08:00 4385

Каныш Сыздыков: «С трудом представляется автозаправка с рентабельностью больше 13%»

В Казахстане продажа бензина – это всегда острая социальная тема. Жители следят за ценами на топливо и бурно реагируют в случае его удорожания. Чаще всего гнев направлен в сторону АЗС. Однако нужно понимать, что в этой сфере далеко не все зависит лишь от одного звена в цепочке.

– Каныш, добрый день! Почему именно бензин? Как появилась идея заниматься бензином?

– Здравствуйте, Руслан. Мы начали в 2009 году. В то время это считалось перспективным направлением, заправок было мало. Автомобильный бум только начинался. То есть спрос был, надо было организовать предложение. До этого времени я занимался коммерцией, поэтому кое-какие деньги были.

Наша компания в это время нашла нефтебазу. Понимаете, чтобы заправки стабильно работали, нужно иметь определенный запас топлива. Он и хранится на нефтебазе. В теории, чтобы открыть АЗС, можно покупать ГСМ и с нефтебаз. Но такой подход будет обходиться намного дороже. Собственная нефтебаза заметно снижает себестоимость бензина и дизтоплива.

– Планируете выходить за пределы региона?

– Нет. Пока, во всяком случае. Мест, где можно ставить АЗС в других областях, конечно, хватает. Наша компания многие вещи контролирует самостоятельно. Если открывать заправку в другом регионе, очень тяжело будет ее контролировать.

– Если сравнивать 2009 и 2019 годы, когда заняться подобным бизнесом было проще?

– Однозначно тогда было проще. В 2009 году рынок регулировался меньше, чем в 2019-м. К примеру, сейчас действует закон, ограничивающий количество посредников при продаже нефтепродуктов. Тогда можно было сколько угодно раз перепродавать.

– От чего зависят цены на бензин?

– В первую очередь от цены, которую предлагает давалец (первоначальный поставщик сырья. – Прим. авт.). Цена, которую устанавливает давалец, зависит от спроса. Например, в Казахстане каждую весну идет посевная кампания у крестьян, а осенью – уборочная. Это сильно влияет на стоимость дизельного топлива. Именно поэтому государство субсидирует сельхозникам затраты на ГСМ именно для проведения посевной или уборки урожая.

Еще не хватает мощностей для производства дизельного топлива. Несколько лет назад оно стоило 100 тенге за литр, сейчас почти 200. Спрос на дизель увеличивается, а наши заводы удовлетворить его не могут. Цена на нефть не так сильно влияет на стоимость бензина и дизельного топлива, как многие думают. Составляющая нефти в цене на ГСМ – примерно 20-30%. Еще около 30% приходится на затраты нефтеперерабатывающих заводов. Остальное – прибыль всей цепочки.

– По своей сути владельцы АЗС – это те, кто закупает готовый товар оптом и перепродает в розницу. Какова рентабельность в этом звене?

– В среднем около 10%. Максимум еще 2-3% во время ажиотажа. Мы не можем сильно поднимать цены. В отличие от многих отраслей бизнеса в Казахстане, здесь есть конкуренция. Казахстанцы внимательно следят за ценами на бензин, поэтому подняв цену высоко, предприниматель очень рискует. Еще «антимонопольщики» сразу начинают обвинять в ценовом сговоре. На самом же деле мы ориентируемся на отдельных «заправщиков» республиканского уровня. Раньше это выглядело как ежедневный объезд по городу, чтобы зафиксировать цены конкурентов и при необходимости исправить свою. Сейчас все это делается также каждый день, но уже через Интернет.

– Недавно снова начали распространяться слухи о повышении цен на бензин. Насколько они обоснованы?

– Государство хочет поднять акцизы. Если это действительно произойдет, мы уже никуда не денемся и, конечно, тоже поднимем цены. Потому что вырастет цена, по которой нам будут продавать бензин владельцы нефти. ПНХЗ (Павлодарский нефтехимический завод) может поднять тариф на переработку нефти. Была информация, что с 1 декабря 2019 года могут увеличить, но официального подтверждения не было.

– Если это произойдет, вслед за бензином начнут подниматься цены на потребительские товары и многое другое.

– Да, если подорожает бензин, то снизится эффект от социальных выплат, что делает государство. Потому что будут дорожать продукты питания, одежда, коммунальные услуги. Ведь в их цене уже заложены транспортные издержки, а это в первую очередь стоимость дизельного топлива.

Руслан Логинов

Материал подготовлен совместно с партнерами​

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: