Стандарты управления государственными предприятиями в Казахстане заметно отстают от передовой практики стран ОЭСР (Организация экономиического сотрудничества и развиития — международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. – Ред.), и прежде всего это касается отсутствия единой политики управления субъектами квазигоссектора. Так считают аналитики Halyk Finance, передает inbusiness.kz.
Поводом для анализа стал форум "Корпоративное управление – новые вызовы", состоявшийся 7 декабря в Астане
"В рамках форума заместитель премьер-министра заявил о готовности Казахстана в перспективе применять "Руководящие принципы ОЭСР по управлению государственными предприятиями" – ведущие мировые стандарты по владению и управлению государственными компаниями.
На текущий момент стандарты управления государственными предприятиями в республике заметно отстают от передовой практики стран ОЭСР, и прежде всего это касается отсутствия единой государственной политики управления субъектами квазигосударственного сектора. Поэтому, на наш взгляд, приверженность таким принципам будет правильным решением на фоне сегодняшнего доминирования государства в экономике", – говорится в сообщении аналитического центра.
В 2005 году впервые были разработаны "Руководящие принципы ОЭСР по управлению государственными предприятиями". С тех пор 38 стран – членов ОЭСР и три партнерские экономики адаптировали их для повышения прозрачности и эффективности деятельности государственных предприятий. На данный момент используется их последняя редакция от 2015 года, которую планируется обновить в следующем году для того, чтобы отразить вызовы и изменения последних десяти лет.
К сожалению, на текущий момент корпоративное управление квазигоспредприятиями в Казахстане еще очень далеко от лучших практик стран ОЭСР, отмечают аналитики. Такие искажения, как председательство политических госслужащих в совете директоров (СД) важнейших коммерческих квазигоспредприятий, медленное разгосударствление экономики и слабая приватизация государственных активов, отсутствие обоснованной политики по участию государства в экономике – все это противоречит передовому опыту и не дает фактически улучшить систему корпоративного управления в Казахстане.
То, что в государственном управлении существует ряд серьезных проблем, признает и само государство – так, в Концепции проекта закона по вопросам развития квазигосударственного сектора, разработанной МНЭ, перечислены следующие системные проблемы:
- Отсутствие единой государственной политики управления субъектами квазигосударственного сектора, которая должна включать обоснование необходимости той или иной государственной собственности. Это означает, что государство должно быть готово четко обосновать владение собственностью и почему она не может быть передана в частный сектор. В концепции упомянуто, что такая политика должна быть создана в соответствии с руководящими принципами ОЭСР.
- Доминирующее участие государства в экономике, что ограничивает конкуренцию и участие частного сектора. Здесь также указано о необходимости усиления роли антимонопольного органа по выявлению чрезмерного присутствия квазигоспредприятий в конкурентных секторах.
- Несовершенство корпоративного управления в квазигосударственном секторе. Прежде всего это касается процесса назначения состава совета директоров, который на данный момент не является прозрачным и структурированным. Концепция указывает, что из СД коммерческих предприятий должны быть выведены политические госслужащие, которые в связи с политическим положением не обладают должной объективностью и независимостью в процессе принятия решений.
В ноябре текущего года Всемирный банк (ВБ) выпустил отчет по укреплению холдинга "Байтерек", в котором также были затронуты вопросы корпоративного управления. В частности, ВБ указывает о несоответствии текущих подходов по корпоративному управлению холдинга ни руководящим принципам ОЭСР, ни лучшей мировой практике по управлению подобными холдингами. В отчете подчеркивается, что сейчас совет директоров довольно политизирован и возглавляется премьер-министром, и только три члена из 10 должны быть политически независимыми. Для того чтобы обеспечить достаточную независимость управления и изолировать компанию от политического вмешательства, ВБ предлагает детализированные опции.
Согласно приоритетным рекомендациям, совет директоров необходимо сделать полностью политически независимым, а права собственности осуществлять на уровне премьер-министра, который будет определять общее видение и ключевые цели по результатам. Альтернативой такому устройству выступает, возможно, более достижимая опция, согласно которой большинство членов СД будет представлено независимыми директорами.
Одновременно с этим ВБ отмечает, что советы директоров дочерних предприятий "Байтерек" необходимо полностью формировать из независимых директоров и значительно ослабить влияние материнского холдинга на их основные решения. В обоих случаях механизм подотчетности реализуется через комитет парламента по финансам и бюджету и Высшую аудиторскую палату с периодическими независимыми оценками со стороны АСПиР. По мнению аналитиков HF, рекомендации, подготовленные ВБ для "Байтерек", применимы ко всем госкомпаниям в Казахстане, включая "Самрук-Казына".
"В таком свете, по нашему мнению, пришло время осуществлять реформы управления квазигосударственным сектором, и использование руководящих принципов ОЭСР в качестве основного ориентира – важный элемент таких реформ. Отказ от председательства политических госслужащих в советах директоров, сокращение их в составе СД, усиление работы по выявлению чрезмерного участия государства в конкурентных секторах экономики, а также обоснование его участия в них должны стать основой единой государственной политики по управлению госпредприятиями", – резюмируют аналитики HF.
Читайте по теме:
В Казахстане предложили проверить депозиты предприятий квазигоссектора на эффективность