/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 29 161,11 Hang Seng 27 552,24
РТС 1 515,54 FTSE 100 7 382,01
KASE 2 336,63 Пшеница 559,00
Что из еды предпочитают заказывать казахстанцы

Что из еды предпочитают заказывать казахстанцы

Сервис «Яндекс.Такси» выяснил, какие блюда заказывают из кафе и ресторанов, а также рекордно быстрое время доставки в Алматы и Нур-Султане.

20 Ноябрь 2019 14:33 8421

Что из еды предпочитают заказывать казахстанцы

Новости

Сегодня
22:50

Научные аграрные разработки не находят применения

Сегодня
22:46

Предпринимательница борется с бездействием госорганов после рейдерского захвата ее бизнеса

Сегодня
22:28

Эксперт об оптимизации госбюджета: «129 млрд тенге ничего не решают»

Сегодня
22:24

Рост экономики Казахстана в 2019 достигнут за счет расходов госбюджета - Halyk Finance

Сегодня
22:16

Проблемы МСБ: почему власти столицы избирательно финансируют частные детские садики?

Сегодня
22:10

МСХ согласовывает одну версию документа, а на регистрацию в Министерство Юстиции отправляет другую

Сегодня
20:02

Казахстан ратифицировал конвенцию ШОС о противодействии экстремизму

Сегодня
19:46

Ежедневный обзор Казахстанской фондовой биржи

Сегодня
19:44

Нацхолдинг "Байтерек" сократит 170 сотрудников после критики Токаева

Сегодня
19:28

Число заразившихся новым коронавирусом в мире приближается к 1000

Все новости

Для этого аналитики изучили заказы, сделанные с момента запуска доставки еды. Напомним, что услуга появилась в приложении в этом году: в августе – Алматы и в сентябре – в Нур-Султане.

Оказалось, что чаще всего казахстанцы заказывают бургеры. На втором месте – жареная картошка, а на третьем – пицца. Среди бургеров самым популярным стал двойной чизбургер с говядиной, картофель фри обошел картофель по-деревенски, а пицца «Пепперони» пользуется большим спросом, чем «Маргарита». 

Интересно, что национальные блюда не попали в топ. Видимо, казахстанцы предпочитают готовить традиционные угощения самостоятельно. 

Благодаря развитым алгоритмам сервиса доставка блюд быстрая – среднее время для Казахстана составляет 30 минут. При этом есть и заказы – рекордсмены по скорости. По данным аналитиков, время самой быстрой доставки блюд в Алматы составило 6,2 минуты, а в Нур-Султане – 13,3 минуты. 

Сервис заказа блюд из кафе и ресторанов работает в России под брендом «Яндекс.Еда». Он появился в феврале 2018 года и лег в основу фудтех-направления «Яндекс.Такси». Число заказов в сервисе за год выросло в десять раз и в декабре 2018 года достигло 1 млн. Всего к «Яндекс.Еде» подключено более 13 000 заведений в 33 городах.

Позже к фудтех-направлению присоединился сервис доставки продуктовых наборов и рецептов «Яндекс.Шеф» и «Яндекс.Лавка» – сервис по заказу продуктов питания и бытовых товаров с доставкой за 10-15 минут.

По данным аналитической службы «Яндекс.Еда»

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Караганда под властью интервентов

Осенью на регион нападали гречка и картофель, в январе – капуста.

28 Январь 2020 11:39 5853

Караганда под властью интервентов

В период пикового роста цен на овощи и бакалею на рынок поступают продукты из стабилизационного фонда. Об этом inbusiness.kz сообщили в управлении сельского хозяйства.

Из 19 наименований социально значимых продовольственных товаров в Карагандинской области производится 14 видов, из которых регион  полностью обеспечивает себя девятью: мука пшеничная 1 сорта, хлеб из муки 1 сорта, картофель, говядина, мясо птицы, молоко сырое, кефир, яйцо и морковь.

Не в полном объеме область обеспечена пятью видами продуктов питания: рожки, лук (6%), капуста, творог и масло сливочное.

Еще пять наименований в регионе не производятся и завозятся из других областей: гречка, рис, сахар, масло растительное и соль.

Вопросы о наличии продуктов в стиле одного из героев фильма «Интервенция», которого играл Ефим Копелян, «Мадам Токарчук, или у нас есть сейчас приличных бомб?», карагандинцы не задают. Да и мадам Токарчук не отвечает «Да боже ж мой!»

Ежегодно в области формируется стабилизационный фонд продовольственных товаров, который рассчитан на межсезонные колебания цен в период их максимального роста.

На 2019–2020 годы стабфонд сформирован в объеме 3370 тонн, из которых 2600 тонн отведено на овощи и 770 тонн на бакалейную продукцию, а также имеется запас подсолнечного масла в объеме 50 тыс. литров.

Причем, как пояснил inbusiness.kz руководитель отдела информационного обеспечения и оргработы управления сельского хозяйства Карагандинской области Жасулан Тарпанов, фонд сформирован по двухуровневой системе:

«Если по бакалее использованы бюджетные средства, то по овощной продукции формирование стабфонда идет из внебюджетных средств. Социально-предпринимательская корпорация (СПК) «Сарыарка» как оператор фонда осенью после сбора урожая заключает с крестьянскими хозяйствами договоры консигнации. Фермеры хранят продукцию на своих складах, а в период пикового роста цен СПК выбирает у них и реализует: интервенцию провели, деньги вернули, берут другую партию».

Прошлой осенью была проведена интервенция по гречке, которой продано 18 тонн по 185 тенге за килограмм. В это же время СПК «Сарыарка» отпускала картофель по 65 тенге. В середине января по 83 тенге продавалась капуста. Эти продукты, по словам председателя правления СПК «Сарыарка» Маргулана Карибекова, распространяются «через социальные павильоны, для того чтобы создать конкуренцию на рынке и не допустить роста цен».

Олег И. Гусев

Казахстанцы стали есть больше мяса и фруктов

Зато потребление хлеба, молока, макарон и основных овощей за последние семь лет ощутимо снизилось.

15 Декабрь 2019 09:18 1273

Казахстанцы стали есть больше мяса и фруктов

Мяса на столах становится все больше

Потребление мяса и мясных продуктов в Казахстане неуклонно растет. В III квартале 2012 года среднестатистический житель страны съедал 15,8 кг. В июле-сентябре 2019 года показатель вырос до 19,9 кг. В IV квартале этот показатель, наверняка, будет побит, ведь традиционно больше всего мяса казахстанцы едят в октябре-декабре. Например, в IV кв. 2018 года в среднем каждый житель республики потребил более 20 кг.

Сильнее всего растет спрос на фарш: за прошедшие семь лет – вдвое. В III кв. 2019 года на одного человека приходилось в среднем по 2,2 кг крученного мяса. Вообще этот показатель беспрерывно растет уже 2,5 года подряд.

Главным мясом в Казахстане остается говядина, спрос на которую стабилен из года в год: примерно 5,9 кг на человека в квартал. На втором месте по востребованности в начале года обычно конина, в остальное время – баранина. Их объемы потребления сильно разнятся в зависимости от сезона, но в сумме обычно находятся на уровне 2,5-3 кг на человека в квартал.

Что касается других видов мяса, то тут спрос достаточно стабильный. В среднем казахстанцы за последние семь лет потребляли 1,1 кг курятины и 0,8 кг свинины в квартал

В III кв. 2019 года был установлен рекорд по спросу на свежую и охлажденную рыбу. В среднем каждый житель республики за три месяца съел 2 кг 335 грамм – семь лет назад было чуть более 1,6 кг. С начала 2018 года вообще наблюдается рост потребления рыбы и морепродуктов. Если в 2012-2017 гг. среднее квартальное потребление составляло 2,74 кг, то в 2018-2019 гг. – 3,4 кг. При этом комитет по статистике учитывает и потребление икры, но казахстанцы, судя по официальным данным, ее практически не едят: в III кв. каждый попробовал по два грамма красной и менее одного грамма черной.

Потребление фруктов растет

Наличие фруктов в рационе сильно зависит от сезона. В июле-сентябре казахстанцы, как правило, съедают их примерно вдвое больше, чем в остальные месяцы. Это и неудивительно: доступность фруктов в это время значительно возрастает. В III кв. 2019 в среднем на одного человека приходилось по 28,5 кг. Это на 1,8 кг меньше, чем за аналогичный период 2018 года, но на 3,7 кг больше, чем в 2012-м.

Главный летний фрукт – это арбуз. Спрос на него в летние месяцы практически не меняется: год за годом на одного человека приходится примерно по 11,7 кг. Стабильно и потребление дынь – чуть более 3 кг на человека в июле-сентябре.

Чего на столах точно стало больше, так это бананов. За последние 7 кварталов (с января 2018 года) среднее потребление составило 1,2 кг на человека, хотя на протяжении шести предыдущих лет было на уровне менее 730 грамм. При этом самый низкий спрос на них, как правило, летом, когда есть более дешевые и доступные альтернативы.

Мандарины и яблоки традиционно наиболее востребованы в I квартале. И с каждым годом все сильнее: в начале 2012-го потребление составляло 1,6 и 3,9 кг соответственно, семь лет спустя – более 2 кг и 5,1 кг.

Овощи нужны все реже

Пик потребления овощей также приходится на III кв, однако разница по сравнению с остальными кварталами тут меньше: в июле-сентябре оно выше примерно на треть. Причем в 2019 году летнее потребление оказалось самым низким за последние годы – менее 24,7 кг на человека в квартал. По сравнению с аналогичным периодом 2018-го спрос сократился на 2,5 кг

Заметно сокращается потребление помидоров. Если летом 2012 года на одного человека приходилось в среднем более 6 кг, то сейчас – менее 4,2 кг. Не так сильно, но сокращается спрос и на огурцы – с 3,9 кг до 3,2 кг за 7 лет.

Все реже в блюдах населения встречаются морковь, капуста и лук.  В апреле-июне 2019 года суммарное потребление этих овощей составило чуть более 10,5 кг на человека. С начала 2012 года квартальное потребление лишь раз было меньше (II кв. 2014 года – 10,3 кг). При этом сокращение идет по всем трем видам продуктов. Кроме того, понемногу снижается и потребность населения в картофеле.

Что приходит на замену традиционным овощам? По большому счету, ничего. В полтора раза выросло потребление свеклы, на 86% - тыквы. Однако столь значительный рост имеет место только в сезон пикового спроса (с сентября по март включительно). Да и суммарно даже с учетом роста потребление остается относительно небольшим – не более 2,3 кг на человека за 3 месяца

Хлеб и макароны уходят из рациона

В I квартале 2018 года казахстанцы съедали как никогда много пшеничного хлеба – более 12,2 кг на человека. Но после этого спрос начал резко падать и за полтора года сократился почти на треть – до 8,5 кг. В июле-сентябре хлеб вновь стал чаще появляться на столах, но до прежних объемов еще очень далеко.

Все реже готовится и другая мучная продукция. Например, общее потребление макарон, рожек, вермишели и спагетти по итогам III кв. 2019 года составило менее 4,9 кг на человека. Это на 400 гр меньше, чем  7 лет назад, а по сравнению с пиковым спросом (IV кв 2014 г.) показатель упал более, чем на 900 гр.

Зато все более востребованной становится сама мука. Причем рост достаточно ощутимый: с 2012 года спрос вырос на треть. По итогам июля-сентября 2019 года на человека приходилось по 4,4 кг.

Достаточно долго росло и потребление гречки. В начале 2012 года оно составляло 1,3 кг на человека в квартал. В конце 2018-го – уже более 1,9 кг. Однако в нынешнем году тренд сломался – сейчас население ест ее столько же, как и в 2016 году – чуть более полутора килограммов

Самой же востребованной крупой в Казахстане остается рис. Уже 13 кварталов подряд среднее потребление не падает ниже 3,8 кг на человека, а на пике (IV кв. 2017 г) превышало и 4,1 кг.

Кефир приходит на смену молоку

Еще один тренд: казахстанцы потребляют все больше молочной продукции.

  • В среднем каждый житель республики в III кв текущего года выпил по 4,5 литра кефира. Это на литр больше, чем в начале 2012 года.
  • Сметана за это время стала присутствовать в рационе на 70% чаще: с 0,77 л до 1,33 л на человека в квартал
  • Наличие в меню творога сильно зависит от сезона (пик приходится на II кв), но при этом все равно растет. За 7 лет потребление выросло более, чем вдвое.
  • С начала 2018 года за квартал средний казахстанец съедает по 542 грамма сыра. В 2012-2017 годах было 425 грамм
  • В 2019 году казахстанцы стали чаще пить йогурт – по поллитра за квартал. Ранее в среднем было по 330 грамм.

Зато потребление самого молока уверенно снижается. За 7 лет – более, чем четверть. В июле-сентябре 2019 года среднее потребление оказалось ниже 5,5 л на человека

Потребление мороженного бьет все рекорды

Рекорд по потреблению мороженного пришелся на лето 2017 года – 413 грамм на человека по итогам III квартала. Продержался он до нынешней весны– 485 грамм. А уже в III кв. 2019 года была взята новая высота – 601 грамм. Для сравнения – за весь 2018 года среднестатистический житель республики съел 830 грамм.

Да и в целом потребление сладкого в Казахстане увеличилось. Например, на две трети за 7 лет выросло потребление шоколада, на треть – рафинада, на 88% - меда. При этом понемногу сокращается необходимость в сахаре, варенье и джемах. В целом, в III кв. 2019 года в среднем каждый съел почти по 11 килограмм сладостей. Для сравнения: картофеля за это время было съедено лишь на 1 кг больше

Что касается напитков, то тут 2 ключевые тенденции:

  • Казахстанцы постепенно переходят с чая на кофе. С I квартала 2012 года по III кв. 2019-го потребление черного чая упало на четверть, растворимого кофе – выросло на 48%. Впрочем, пока разница все равно остается большой: на одну кружку выпитого кофе приходится 6,5 стаканов чая.
  • С 2017 года наблюдается рост спроса на питьевую воду, продаваемую в бутылках. В III квартале каждый выпивал в среднем по 2,9 литра. Это больше, чем минеральной воды (менее 2,5 л) и фруктовых соков (менее 1,8 л), которые еще недавно были любимым напитком казахстанцев

Алексей Никоноров

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: