/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 29 303,61 РТС 1 635,00 Hang Seng 29 002,59 FTSE 100 7 683,06 KASE 2 375,60 Медь 6 304,14
Погода:
-3Нур-Султан
-8Алматы
DOW J 29 303,61 РТС 1 635,00
Hang Seng 29 002,59 FTSE 100 7 683,06
KASE 2 375,60 Медь 6 304,14
Что из еды предпочитают заказывать казахстанцы

Что из еды предпочитают заказывать казахстанцы

Сервис «Яндекс.Такси» выяснил, какие блюда заказывают из кафе и ресторанов, а также рекордно быстрое время доставки в Алматы и Нур-Султане.

20 Ноябрь 2019 14:33 6796

Что из еды предпочитают заказывать казахстанцы

Новости

Все новости

Для этого аналитики изучили заказы, сделанные с момента запуска доставки еды. Напомним, что услуга появилась в приложении в этом году: в августе – Алматы и в сентябре – в Нур-Султане.

Оказалось, что чаще всего казахстанцы заказывают бургеры. На втором месте – жареная картошка, а на третьем – пицца. Среди бургеров самым популярным стал двойной чизбургер с говядиной, картофель фри обошел картофель по-деревенски, а пицца «Пепперони» пользуется большим спросом, чем «Маргарита». 

Интересно, что национальные блюда не попали в топ. Видимо, казахстанцы предпочитают готовить традиционные угощения самостоятельно. 

Благодаря развитым алгоритмам сервиса доставка блюд быстрая – среднее время для Казахстана составляет 30 минут. При этом есть и заказы – рекордсмены по скорости. По данным аналитиков, время самой быстрой доставки блюд в Алматы составило 6,2 минуты, а в Нур-Султане – 13,3 минуты. 

Сервис заказа блюд из кафе и ресторанов работает в России под брендом «Яндекс.Еда». Он появился в феврале 2018 года и лег в основу фудтех-направления «Яндекс.Такси». Число заказов в сервисе за год выросло в десять раз и в декабре 2018 года достигло 1 млн. Всего к «Яндекс.Еде» подключено более 13 000 заведений в 33 городах.

Позже к фудтех-направлению присоединился сервис доставки продуктовых наборов и рецептов «Яндекс.Шеф» и «Яндекс.Лавка» – сервис по заказу продуктов питания и бытовых товаров с доставкой за 10-15 минут.

По данным аналитической службы «Яндекс.Еда»

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Казахстанцы стали есть больше мяса и фруктов

Зато потребление хлеба, молока, макарон и основных овощей за последние семь лет ощутимо снизилось.

15 Декабрь 2019 09:18 1180

Казахстанцы стали есть больше мяса и фруктов

Мяса на столах становится все больше

Потребление мяса и мясных продуктов в Казахстане неуклонно растет. В III квартале 2012 года среднестатистический житель страны съедал 15,8 кг. В июле-сентябре 2019 года показатель вырос до 19,9 кг. В IV квартале этот показатель, наверняка, будет побит, ведь традиционно больше всего мяса казахстанцы едят в октябре-декабре. Например, в IV кв. 2018 года в среднем каждый житель республики потребил более 20 кг.

Сильнее всего растет спрос на фарш: за прошедшие семь лет – вдвое. В III кв. 2019 года на одного человека приходилось в среднем по 2,2 кг крученного мяса. Вообще этот показатель беспрерывно растет уже 2,5 года подряд.

Главным мясом в Казахстане остается говядина, спрос на которую стабилен из года в год: примерно 5,9 кг на человека в квартал. На втором месте по востребованности в начале года обычно конина, в остальное время – баранина. Их объемы потребления сильно разнятся в зависимости от сезона, но в сумме обычно находятся на уровне 2,5-3 кг на человека в квартал.

Что касается других видов мяса, то тут спрос достаточно стабильный. В среднем казахстанцы за последние семь лет потребляли 1,1 кг курятины и 0,8 кг свинины в квартал

В III кв. 2019 года был установлен рекорд по спросу на свежую и охлажденную рыбу. В среднем каждый житель республики за три месяца съел 2 кг 335 грамм – семь лет назад было чуть более 1,6 кг. С начала 2018 года вообще наблюдается рост потребления рыбы и морепродуктов. Если в 2012-2017 гг. среднее квартальное потребление составляло 2,74 кг, то в 2018-2019 гг. – 3,4 кг. При этом комитет по статистике учитывает и потребление икры, но казахстанцы, судя по официальным данным, ее практически не едят: в III кв. каждый попробовал по два грамма красной и менее одного грамма черной.

Потребление фруктов растет

Наличие фруктов в рационе сильно зависит от сезона. В июле-сентябре казахстанцы, как правило, съедают их примерно вдвое больше, чем в остальные месяцы. Это и неудивительно: доступность фруктов в это время значительно возрастает. В III кв. 2019 в среднем на одного человека приходилось по 28,5 кг. Это на 1,8 кг меньше, чем за аналогичный период 2018 года, но на 3,7 кг больше, чем в 2012-м.

Главный летний фрукт – это арбуз. Спрос на него в летние месяцы практически не меняется: год за годом на одного человека приходится примерно по 11,7 кг. Стабильно и потребление дынь – чуть более 3 кг на человека в июле-сентябре.

Чего на столах точно стало больше, так это бананов. За последние 7 кварталов (с января 2018 года) среднее потребление составило 1,2 кг на человека, хотя на протяжении шести предыдущих лет было на уровне менее 730 грамм. При этом самый низкий спрос на них, как правило, летом, когда есть более дешевые и доступные альтернативы.

Мандарины и яблоки традиционно наиболее востребованы в I квартале. И с каждым годом все сильнее: в начале 2012-го потребление составляло 1,6 и 3,9 кг соответственно, семь лет спустя – более 2 кг и 5,1 кг.

Овощи нужны все реже

Пик потребления овощей также приходится на III кв, однако разница по сравнению с остальными кварталами тут меньше: в июле-сентябре оно выше примерно на треть. Причем в 2019 году летнее потребление оказалось самым низким за последние годы – менее 24,7 кг на человека в квартал. По сравнению с аналогичным периодом 2018-го спрос сократился на 2,5 кг

Заметно сокращается потребление помидоров. Если летом 2012 года на одного человека приходилось в среднем более 6 кг, то сейчас – менее 4,2 кг. Не так сильно, но сокращается спрос и на огурцы – с 3,9 кг до 3,2 кг за 7 лет.

Все реже в блюдах населения встречаются морковь, капуста и лук.  В апреле-июне 2019 года суммарное потребление этих овощей составило чуть более 10,5 кг на человека. С начала 2012 года квартальное потребление лишь раз было меньше (II кв. 2014 года – 10,3 кг). При этом сокращение идет по всем трем видам продуктов. Кроме того, понемногу снижается и потребность населения в картофеле.

Что приходит на замену традиционным овощам? По большому счету, ничего. В полтора раза выросло потребление свеклы, на 86% - тыквы. Однако столь значительный рост имеет место только в сезон пикового спроса (с сентября по март включительно). Да и суммарно даже с учетом роста потребление остается относительно небольшим – не более 2,3 кг на человека за 3 месяца

Хлеб и макароны уходят из рациона

В I квартале 2018 года казахстанцы съедали как никогда много пшеничного хлеба – более 12,2 кг на человека. Но после этого спрос начал резко падать и за полтора года сократился почти на треть – до 8,5 кг. В июле-сентябре хлеб вновь стал чаще появляться на столах, но до прежних объемов еще очень далеко.

Все реже готовится и другая мучная продукция. Например, общее потребление макарон, рожек, вермишели и спагетти по итогам III кв. 2019 года составило менее 4,9 кг на человека. Это на 400 гр меньше, чем  7 лет назад, а по сравнению с пиковым спросом (IV кв 2014 г.) показатель упал более, чем на 900 гр.

Зато все более востребованной становится сама мука. Причем рост достаточно ощутимый: с 2012 года спрос вырос на треть. По итогам июля-сентября 2019 года на человека приходилось по 4,4 кг.

Достаточно долго росло и потребление гречки. В начале 2012 года оно составляло 1,3 кг на человека в квартал. В конце 2018-го – уже более 1,9 кг. Однако в нынешнем году тренд сломался – сейчас население ест ее столько же, как и в 2016 году – чуть более полутора килограммов

Самой же востребованной крупой в Казахстане остается рис. Уже 13 кварталов подряд среднее потребление не падает ниже 3,8 кг на человека, а на пике (IV кв. 2017 г) превышало и 4,1 кг.

Кефир приходит на смену молоку

Еще один тренд: казахстанцы потребляют все больше молочной продукции.

  • В среднем каждый житель республики в III кв текущего года выпил по 4,5 литра кефира. Это на литр больше, чем в начале 2012 года.
  • Сметана за это время стала присутствовать в рационе на 70% чаще: с 0,77 л до 1,33 л на человека в квартал
  • Наличие в меню творога сильно зависит от сезона (пик приходится на II кв), но при этом все равно растет. За 7 лет потребление выросло более, чем вдвое.
  • С начала 2018 года за квартал средний казахстанец съедает по 542 грамма сыра. В 2012-2017 годах было 425 грамм
  • В 2019 году казахстанцы стали чаще пить йогурт – по поллитра за квартал. Ранее в среднем было по 330 грамм.

Зато потребление самого молока уверенно снижается. За 7 лет – более, чем четверть. В июле-сентябре 2019 года среднее потребление оказалось ниже 5,5 л на человека

Потребление мороженного бьет все рекорды

Рекорд по потреблению мороженного пришелся на лето 2017 года – 413 грамм на человека по итогам III квартала. Продержался он до нынешней весны– 485 грамм. А уже в III кв. 2019 года была взята новая высота – 601 грамм. Для сравнения – за весь 2018 года среднестатистический житель республики съел 830 грамм.

Да и в целом потребление сладкого в Казахстане увеличилось. Например, на две трети за 7 лет выросло потребление шоколада, на треть – рафинада, на 88% - меда. При этом понемногу сокращается необходимость в сахаре, варенье и джемах. В целом, в III кв. 2019 года в среднем каждый съел почти по 11 килограмм сладостей. Для сравнения: картофеля за это время было съедено лишь на 1 кг больше

Что касается напитков, то тут 2 ключевые тенденции:

  • Казахстанцы постепенно переходят с чая на кофе. С I квартала 2012 года по III кв. 2019-го потребление черного чая упало на четверть, растворимого кофе – выросло на 48%. Впрочем, пока разница все равно остается большой: на одну кружку выпитого кофе приходится 6,5 стаканов чая.
  • С 2017 года наблюдается рост спроса на питьевую воду, продаваемую в бутылках. В III квартале каждый выпивал в среднем по 2,9 литра. Это больше, чем минеральной воды (менее 2,5 л) и фруктовых соков (менее 1,8 л), которые еще недавно были любимым напитком казахстанцев

Алексей Никоноров

Заварить лапшу по-новому

Завод по производству лапши быстрого приготовления запустили на юге Казахстана с помощью непальских инвестиций.

09 Декабрь 2019 13:34 3490

Заварить лапшу по-новому

Если премьер-министр Аскар Мамин в конце прошлой недели в Шымкенте запустил простаивающую три года прядильную фабрику, то в селе Майлыошак Казыгуртского района Туркестанской области он принял участие в церемонии открытия завода по производству продуктов быстрого питания.

Здесь открылся обновленный завод по выпуску лапши быстрого приготовления. Компания CG Foods Central Asia – крупнейший мировой производитель лапши быстрого приготовления – инвестировала в проект 5,7 млрд тг и планирует обеспечить работой порядка 300 казахстанцев

Объем выпускаемой продукции превысит 4,5 тыс. тонн в год. В процессе производства будет использовано отечественное сырье. Продукцию планируется поставлять как на внутренний, так и на внешние рынки.

Напомним, что завод по производству лапши быстрого приготовления под названием Lotus Food Company уже открывался в Казыгуртском районе ЮКО в 2016 году. Было создано 50 новых рабочих мест, работу нашли местные жители. Однако в апреле 2018 года завод полностью остановился, а большую часть готовой продукции пришлось попросту утилизировать. Причинами специалисты тогда назвали отсутствие правильного масла, задержку поставок специй и неотлаженные рынки сбыта.

Благодаря содействию Kazakh invest в мае 2018 года компанией заинтересовался новый и со всех сторон необычный инвестор – первый и пока единственный миллиардер Непала, входящий в список Forbes, Бинод Чаудхари. В ноябре прошлого года при поддержке недавно образованной компании Turkestan invest он полностью выкупил убыточное предприятие и обещал вложить в его модернизацию 15 млн долларов (5 млрд 475 млн тенге).

Со стороны государства иностранного инвестора ждут преференции: освобождение от корпоративного подоходного налога сроком до 10 лет, освобождение от земельного налога, налога на имущество. Оборудование для предприятия также будет ввозиться по нулевой таможенной ставке. Эти же льготы распространяются и на ввозимое сырье.

Тогда генеральный директор нового предприятия Кишор Лодха рассказал, что на заводе будет модернизировано практически все. Промахом организации специалист, в частности, назвал слишком территориально отдаленное расположение лаборатории проверки качества продукции. Теперь ее расположили прямо в цехе. Инвестор пообещал, что 70% сырья будет местным. 65% от общего объема занимает мука. Местными также будут картон-тара, фольга и специи. А вот остальные 30% – это масло и несколько специальных приправ, которые будут ввозить из Индии, Индонезии, Малайзии, Вьетнама, а также Бразилии.

Господин Лодха признался, что завод приобретен в первую очередь для удовлетворения потребностей местного рынка. Экспорт затронет близлежащие страны – Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, затем Россию. Общее число потенциальных потребителей – около 200 млн человек, подсчитали иностранные инвесторы. Вся продукция будет халал, что немаловажно и для местных потребителей.

Из 5,7 млрд тенге инвестций в 2019 году вложено 1,1 млрд тенге. Строительство началось в феврале 2019 года. Завод расположен на 2,8 гектарах в индустриальной зоне Казыгуртского района. Создано около 100 рабочих мест, средняя зарплата – 75 тыс тенге. Мощность завода – 1100 тонн в год.

СG Foods Central Asia – дочерняя организация корпорации Chaudhary Group.  

Справочно:

Бинод Чаудхари – непальский бизнесмен, промышленник, меценат и политик, работающий в непальском конгрессе. В настоящее время он является председателем Chaudhary Group, конгломерата, состоящего из почти 120 компаний. Чаудхари также является первым непальским миллиардером, согласно списку Forbes. Собственный капитал – 1,5 миллиарда USD (2018 г.).

В январе 2018 года презентовал свой бестселлер «Игра по-крупному», в которой автор делится, как ему удалось из отцовской лавки построить мультимиллиардный бизнес и возглавить собственную империю, которая на сегодняшний день включает 120 компаний по всему миру, работающих в 11 секторах. Только продажа лапши Wai Wai приносит ему $300 млн выручки в год.

Сингапурская транснациональная корпорация CG Corp Global имеет 140-летнюю историю и присутствует в 30 странах мира. В группу компаний CG Corp Global входят 120 компаний и 76 брендов, которые осуществляют деятельность в разных направлениях, как пищевая промышленность, гостиничный бизнес, телекоммуникации, электроника и другие с общей численностью более 10 тысяч сотрудников.

Мира Бахытова, Туркестанская область

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: