Как защищать внутренний рынок, о бездействии Нацбанка и о другой стороне подорожавшего рубля рассказали экономисты корреспонденту inbusiness.kz.
"То, что происходит с рублем сейчас, – аномалия, – считает эксперт Ерлан Ибрагим.
Он вспомнил дефолт августа 1998 года.
"Тогда российский рубль обесценивался на протяжении нескольких месяцев. Упал почти в два раза: с 6 рублей до 21 рубля за доллар США. Если тогда события были логичны и было понимание происходящего, то нынешняя ситуация, возникшая в результате санкций, – аномалия", – отмечает собеседник.
Он отмечает, что бизнес и те, кто прежде покупал доллары для импорта материалов, средств производства, перестали покупать валюту. Но в экономику, несмотря на санкции, все еще есть поступления долларовой массы. Внутри российской экономики нет спроса на доллары, и, таким образом, искусственно возник достаточно высокий курс рубля к инвалюте. И если до начала спецоперации рубль был примерно на уровне 70 рублей за один доллар, то сейчас уже 52 рубля.
Если взять казахстанскую экономику, продолжает экономист, Нацбанк ориентируется на курс тенге к резервной валюте – доллару. Последний на текущий момент на уровне 450-455 тенге. Но, в свою очередь, кросс-курс тенге к рублю выстраивается исходя из курса тенге к доллару. Вчера, например, кросс-курс был выше 8, ближе к 9. Это то, что происходит в экономике на глобальном рынке. Если сводить к рублю курс, тогда получится очень сильная диспропорция к доллару.
"Нацбанк сейчас действует, на мой взгляд, не очень эффективно – прежде у них не было подобной ситуации, чтобы самостоятельно формировать политику, они давно этим не занимаются. Таким образом, получен серьезный дисбаланс", – аргументирует Ерлан Ибрагим.
Предложения депутата Аманжана Жамалова, который на неделе обеспокоился переизбытком российских рублей в казахстанских банках, эксперт назвал пусканием пузырей и декларативными заявлениями, не имеющими отношения к экономической реальности.
Правительству и финансовому блоку, подчеркивает он, сейчас надо не спать, формируя и защищая тенговую зону от этого дисбаланса.
При этом эксперт видит определенную выгоду для казахстанских производителей. Поскольку сейчас то, что производится в Казахстане, будет "улетать" на российский рынок. Но есть и обратная сторона этой медали: "улетать" будут все товары, которые находятся здесь (продукты, техника), так как на текущий момент рубль искусственно стал в два раза выше среднерыночного курса к тенге. И данный дисбаланс будет иметь крайне негативные последствия в целом для товарного рынка, считает экономист.
Уже сегодня в связи с подорожанием рубля на границе с Россией происходит массовая скупка практически всего. Ведь казахстанские товары стали для россиян в два раза дешевле. К примеру, стиральная машина стоимость которой, условно говоря, - 100 тыс тенге и россиянам прежде обходилась в 20 тыс рублей, сегодня с учетом курса она обходится соседям в 10 тыс рублей.
"Возможно, есть определенное давление со стороны Кремля, я не могу этого утверждать. Иначе невозможно объяснить логику проведения денежной политики властей. Сейчас очевидно, что нужно защищать внутренний рынок Казахстана, но никаких действий не предпринимается", – говорит эксперт.
Экономист же Арман Бейсембаев придерживается мнения, что в казахстанской экономической системе мы не можем позволить сильное укрепление тенге. Каждое укрепление нашей валюты оборачивается убытками для бюджета, – поясняет Бейсембаев.
"Рубль укрепляется и, скорее всего, продолжит укрепляться, а мы свою национальную валюту начали ослаблять, потому что нам крепкий тенге не нужен. Разлет двух валютных пар доллар/рубль и доллар/тенге вылился в то, что мы видим сегодня по курсу рубль/тенге", – говорит эксперт.
По словам собеседника, укрепление каждого рубля обходится бюджету РФ в 200-300 млрд рублей, т. е. 10 рублей укрепления рубля обходится бюджету в 1 трлн рублей убытков. Россия заинтересована в ослаблении рубля по отношению к доллару. По этой же причине не пошел и Казахстан на укрепление национальной валюты.
Финансовый рынок отреагировал первым на то, что сейчас происходит в экономиках обеих стран. У России огромная экспортная выручка, которую непонятно, как и куда тратить, потому что импорт закрыт, возможность конвертации заблокирована и практически задушен импорт.
Казахстанский бюджет должен выполнять свои социальные обязательства. В него деньги поступают прежде всего от экспортеров, которые зарабатывают валютную выручку, конвертируют в тенге и платят налоги. Затем они попадают в бюджет, откуда в карманы граждан, продолжает эксперт. И здесь очень важно, каким будет курс национальной валюты. Если он будет слишком крепким, то в бюджете возникают проблемы – денег на всех уже не хватит. Чтобы денег на всех в бюджете хватило, надо нацвалюту как минимум ослабить.
Проблемой экономист назвал вывод долларовой валюты с казахстанского рынка россиянами за рубеж и бездействие Нацбанка.
"Насколько я знаю, ограничение на вывоз инвалюты уже есть, но как будет решаться вопрос с наплывом россиян, которые будут вывозить отсюда инвалюту в виде долларов и евро – вот в чем загвоздка", – говорит он.
Надо понимать, что Россия в 10 раз больше по объему своей экономики и населению, чем Казахстан. Даже 1/10 часть россиян, которая будет проводить такие операции, – риск. Россияне способны досуха выжать весь наш финансовый рынок и выкачать отсюда практически всю инвалюту, считает Арман Бейсембаев. Поэтому Нацбанку нужно с этим что-то делать, запрещать и дополнительно проводить какие-то проверки, ставить заслоны, контролировать капитал. Есть инструменты, которые не полностью остановят, но сделают весь процесс крайне затруднительным.
Предложение депутата Аманжана Жамалова ограничить покупку и продажу российских рублей в обменных пунктах экономист назвал не вариантом.
Если ограничить это дело, то тут же возникает черный рынок. Появятся предприимчивые люди, которые будут и обменивать, и все остальное делать. Это не решение проблем. У нас, к сожалению, наши народные избранники только и умеют работать по принципу топора. Все, что нам не нравится, давайте зарубим в щепки. Надо придумать механизм в рамках рыночной экономики, говорит эксперт.
"Попытки запрета – совковое мышление, которое ни к чему хорошему не приведет. Мы цены контролировали на продовольствие, и в итоге получился прямой результат того, что правительство пыталось сдерживать цены. В результате цены выросли быстрее, чем могло бы быть", – отмечает экономист Сапарбай Жубаев.
По мнению экспертов, все это способно привести к черному рынку, который будет работать теперь уже вне рамок закона.
Касательно рассмотрения возможности использовать накопленную рублевую массу для досрочного погашения долгов, номинированных в российских рублях, специалисты отмечают, что для этого нужно будет запустить имеющиеся механизмы, по которым банкам будет выгодно отдать рублевую наличность правительству. А кабмин в свою очередь сможет распорядиться ими по своему усмотрению. Здесь много юридических тонкостей, нельзя прийти в банк и сказать "снимай рубли со всех своих счетов, надо погасить долги", объясняет Жубаев
Дабы Казахстан не остался с одной рублевой массой, не котируемой на мировых рынках, что маловероятно, эксперты предлагают установить договоренности между двумя банками РК и РФ через форвардные контракты. То есть Казахстан у России покупает тенге определенного объема, а Россия у Казахстана покупает рубли определенного объема и происходит взаимообмен.
Индира Кусаинова