Разработка нового закона обусловлена внедрением института финансового расследования, предусмотренного Указом главы государства "Об утверждении Концепции правовой политики Республики Казахстан до 2030 года" от 15 октября 2021 года, передает Inbusiness.kz со ссылкой на проект концепции проекта Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовно-процессуального законодательства, а также противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Так, одна из задач концепции – установление возможности конфискации судом денег, ценностей и имущества, имеющих преступное происхождение, в отдельном производстве – на основании вступившего в законную силу приговора по уголовному делу, проводившемуся в отношении преступления, являющегося основанием для конфискации, когда такие преступные средства находятся за рубежом.
Внедрение института финансового расследования в казахстанское законодательство представляется важным в контексте результативности исполнения приговоров суда, направленных на взыскание денежных средств в пользу государства. Данные из отчета о работе по исполнению судебных актов свидетельствуют о важности своевременного выявления преступных средств. К примеру, только за 2022 год сумма, подлежащая взысканию по уголовным делам в пользу государства, составила свыше 282 млрд тенге, при этом взыскано по состоянию на сегодняшний день только 3,7 млрд тенге, или 1,4% от общей суммы. Остаток суммы, подлежащей взысканию по уголовным делам в пользу государства, за прошлые года составил 66 млрд тенге.
Анализ уголовно-процессуального законодательства РК показывает, что конфискация преступных средств и/или возмещение ущерба, причиненного совершением уголовного правонарушения, не является задачей Уголовно-процессуального кодекса РК и Закона Республики Казахстан "Об оперативно-розыскной деятельности".
"В этой связи органы досудебного расследования сосредотачивают свои усилия на раскрытии уголовных правонарушений, изобличении виновных лиц, в то время как розыску и конфискации преступных средств не уделяется надлежащее внимание, в том числе ввиду ограниченных сроков предварительного следствия и дознания. Финансовой составляющей уголовного правонарушения, что, в принципе, и является стимулом для его совершения, придается второстепенное значение, что подтверждается невысокой статистикой по выявлению преступных доходов в данных странах", – говорится в концепции.
Представляется, что казахстанская модель финансового расследования структурно должна состоять из следующих последовательных этапов:
- финансовое расследование, осуществляемое параллельно или в рамках предварительного следствия по основному уголовному правонарушению;
- досудебное производство о конфискации имущества, добытого преступным путем, без приговора суда (данный институт уже имплементирован в казахстанское законодательство, глава 71 УПК РК);
- финансовое расследование, осуществляемое на основании судебного акта.
Сейчас же государственными органами проводится параллельное финансовое расследование в рамках расследования основного уголовного правонарушения. Для полноценной реализации института финансового расследования необходимо законодательно регламентировать финансовое расследование, осуществляемое на основании судебного акта.
"Полагаем, что параллельное финансовое расследование, не достигшее своих целей в рамках досудебного расследования по различным причинам (отсутствие кадровых ресурсов, халатность сотрудников, ограниченность сроков для проведения следствия и т. д.), впоследствии должно быть инициировано судом", – говорится в концепции.
Модель финансового расследования, осуществляемого на основании судебного решения, должна состоять из нескольких компонентов. Они основываются на опыте Нидерландов и Эстонии:
- необходимость проведения финансового расследования вытекает из вступившего в силу судебного приговора (постановления);
- установление сроков проведения финансового расследования (с момента вступления судебного решения в законную силу и до истечения срока давности исполнения обвинительного акта);
- принятие решения о судьбе имущества, найденного по итогам проведения финансового расследования;
- основания для прекращения проведения финансового расследования (добровольное возмещение ущерба в полном объеме, заключение процессуального соглашения о выдаче имущества, добытого преступным путем, смерть осужденного, истечения сроков проведения финансового расследования и т. д.);
- особенный порядок признания сделок, направленных на сокрытие имущества, добытого преступным путем, недействительными;
- промежуточное информирование суда, постановившего приговор, о ходе и результатах проведения финансового расследования, наличие процессуальных мер у суда за намеренное затягивание проведения финансового расследования или его неинформирование.
Для выполнения задачи, связанной с розыском и конфискацией преступных средств, предлагается внесение в УПК РК нескольких положений. Как вариант рассматривается возможность получения минимального наказания за совершение уголовного правонарушения, посредством которого получены преступные доходы, или же освобождение от ответственности за отмывания преступных средств. Подобные положения могли бы стимулировать лиц, совершивших уголовные правонарушения, добровольно передавать государству финансовые средства, полученные преступным путем.
Помимо этого, необходимо проработать и согласовать подходы по вопросам пределов и способов проведения финансового расследования, запрета применения отдельных видов мер пресечения, роли прокурора в условиях судебного контроля. Учитывая потенциальную опасность для экономической деятельности в стране, на первоначальном этапе предлагается проводить финансовое расследование в обязательном порядке по таким видам уголовных правонарушений, как коррупционные преступления, террористические и экстремистские преступления, уголовные правонарушения в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, уголовные правонарушения в сфере экономической деятельности, отдельные уголовные правонарушения против общественной безопасности и общественного порядка.
Международный опыт также свидетельствует о важности проведения финансового расследования, осуществляемого на основании судебного акта. В частности, 30-я Рекомендация ФАТФ, соблюдение которой является обязательным для Казахстана в силу резолюции СБ ООН, предусматривает, что во всех случаях, связанных с серьезными, приносящими доход преступлениями, при рассмотрении дел по отмыванию денег, предикатным преступлениям и финансированию терроризма уполномоченные правоохранительные органы должны проводить по своей инициативе параллельное финансовое расследование. Анализ международного опыта стран, входящих в состав ЕАГ, показывает, что в указанных правопорядках отсутствуют законодательные акты, регулирующие институт параллельного финансового расследования. Обязанность проведения таких расследований содержится в межведомственных актах органов уголовного преследования или в актах органов надзора.
"Полагаем, что указанный подход не является эффективным, поскольку отсутствуют законодательная обязанность для органов досудебного расследования проводить параллельного финансовое расследование и надлежащая система контроля", – заявляется в концепции.