Что сегодня с экологией в Казахстане? – министр рассказал о проблемах и стратегиях

1934

В основном они касаются загрязнения воздуха со стороны промышленных предприятий и большого количества старых автомобилей на неэкологическом топливе, незаконной вырубки лесов, опустынивания, деградации земель, токсичных отходов и браконьерства.

Что сегодня с экологией в Казахстане? – министр рассказал о проблемах и стратегиях Фото: primeminister.kz

Министр экологии и природных ресурсов РК Ерлан Нысанбаев в интервью inbusiness.kz подробно поделился основными моментами в деятельности своего ведомства.

– Ерлан Нуралиевич, какие конкретные меры министерство планирует предпринять для снижения уровня загрязнения воздуха в крупных городах Казахстана, таких как Алматы и Астана?

– В Алматы высокий уровень загрязнения воздуха является одной из основных проблем города и ключевым фактором негативного восприятия качества жизни в Алматы как самими горожанами, так и гостями города.

Главными причинами загрязнения атмосферы в Алматы являются большая доля старых автомобилей, работающих на неэкологичном топливе, теплоэнергетические комплексы, негазифицированные дома и дачные массивы, крупные производственные предприятия, а также застройка, препятствующая движению воздушных масс.

Для решения данных проблем проводится системная работа.

Так, для снижения выбросов от стационарных источников начата работа по модернизации ТЭЦ-2, на действующей промплощадке будет построена новая газовая станция. Ввод в эксплуатацию намечен в 2026 году.

Проведены конкурсные процедуры, 31 мая прошлого года подписан контракт с ЕРС-подрядчиком. Стоимость проекта согласно ТЭО: 324,1 млрд. тенге (с НДС). Сроки реализации: 2022-2026 годы. Установленная мощность: до реализации – 510 МВт, после реализации – 557 МВт (по ТЭО).

Также в целях снижения негативного влияния частного сектора ведется работа по газификации.

Так, завершено строительство газораспределительной станции, ведется строительство подводящего газопровода протяженностью 5,8 км, к концу 2023 г. построены 4,9 км. В целом завершение – декабрь 2024 года.

Завершено строительство магистральных газовых сетей (23,2 км) для подключения 355 домов на газовое отопление, газификация в городе составляет 99,4%.

Касательно выбросов автотранспорта начата работа по переводу дизельных автобусов на газ и электротягу, закупу электроавтобусов, троллейбусов, продолжается строительство метрополитена. 

До конца 2025 года планируется приобретение 2680 ед. автобусов на газе, дизеле класса ЕВРО-5 и электробусов, а также 200 ед. троллейбусов.

Таким образом, доля экологичных видов общественного транспорта составит 58%, в том числе доля автобусов на дизеле сократилась с 55,9% до 42,1%.

Для автобусов на компримированном природном газе будут построены 2 новых автопарка и 5 новых заправочных станций.

Рост количества электромобилей в Алматы (3658 ед.) требует развитой электрозарядной инфраструктуры. Уже сейчас в городе установлены 110 электрозарядных постов. Работы по расширению сети электрозарядной инфраструктуры для личного и общественного электротранспорта продолжаются, будут введены в эксплуатацию 3 новых современных депо для электроавтобусов до 2030 года.

Введен запрет для въезда автомобилей на топливе (бензин, дизель и газ) в ГК "Шымбулак".

В целом ожидается, по расчетным данным, снижение выбросов загрязняющих веществ за счет вышеуказанных мероприятий на 30% – до 89 тыс. тонн к 2030 году.

По городу Астане главными причинами загрязнения воздуха также являются большое количество автомобилей, частный сектор и крупные производственные предприятия.

Переведены на газ 16 котлов ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 (ТЭЦ-1 – 10, ТЭЦ-2 – 6), подключены к газу 20 автономных котельных, обеспечивающих теплом социальные объекты, 1 завод по выпуску газоблочных изделий, а также 12 многоквартирных жилых домов (МЖД).

При реконструкции ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 с переводом котлов на газовое топливо выбросы загрязняющих веществ уменьшились с 55,4 тыс. т (2021 г.) до 39,2 тыс. т (2023 г.).

Решение вопроса загрязнения воздуха и борьбы со смогом в столице – газификация. Из 24,4 тыс. частных домов на сегодня доступом к газу обеспечено 12 тыс. (49%), из них к газу подключено 10,2 тыс. (40,9%).

Также для улучшения качества атмосферного воздуха проводится работа по переходу на экологически чистые виды транспорта. Протяженность велодорожек доведена до 148,71 км, имеется 1000 ед. электротранспорта и 51 электрозаправочная станция.

– Как осуществляется мониторинг выбросов от промышленных предприятий и какие действия предпринимаются для их сокращения? Как решается проблема обращения с токсичными отходами в промышленных регионах?

– По мониторингу выбросов в рамках нового Экологического кодекса РК крупными предприятиями проводится работа по внедрению автоматизированной системы мониторинга выбросов (АСМ).

На сегодняшний день из 91 предприятия, обязанных установить АСМ, 62 предприятия (68%) установили, остальные проводят работы по установке АСМ.

К информационной системе "Национальный банк данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов" (НБД СОС и ПР) подключено 30 предприятий.

На 35 предприятиях АСМ установлена, на данный момент ведутся работы по подключению к НБД СОС и ПР.

12 предприятий проводят работу по установке АСМ и планируют завершить во втором полугодии 2024 года.

По причине отсутствия финансовых средств 17 предприятий в 10 регионах страны не установили АСМ.

В акиматы областей направлены письма о необходимости решения вопроса по финансированию внедрения АСМ на коммунальных предприятиях (финансируемых государственным бюджетом) за счет средств, формируемых из платежей за эмиссии и направляемых на мероприятия по охране окружающей среды.

Вместе с тем министерство при проведении государственного экологического контроля в случае невыполнения требований законодательства по установке АСМ применяют меры инспекторского реагирования.

На сегодняшний день проведены проверки в отношении 20 предприятий, за нарушения требований по установлению АСМ наложено 18 административных штрафов на сумму 9,6 млн тенге и выданы предписания об устранении нарушений.

Касательно снижения выбросов необходимо отметить, что в рамках нового Экологического кодекса РК предусмотрены требования по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ) с 2025 года крупными объектами 1-й категории.

Данная норма позволит существенно снизить негативное влияние на окружающую среду крупных промышленных предприятий и улучшить экологическое состояние окружающей среды регионов.

Внедрение НДТ является экономическим стимулированием освобождения от налоговых платежей.

– Назовите меры, которые принимает правительство для стимулирования бизнеса к внедрению экологически чистых технологий и практик?

– Одним из действенных механизмов для стимулирования бизнеса к внедрению экологически чистых технологий является система торговли квотами на выбросы парниковых газов.

Данная система охватывает 43% от общего объема национальных выбросов парниковых газов в электроэнергетической, нефтегазовой, горнодобывающей, металлургической, химической, а также обрабатывающей (производство цемента, извести, гипса и кирпича) отраслях. 

 Например, согласно национальной инвентаризации за 2021 год, выбросы СО2 в Казахстане составили около 340 млн тонн СО2-экв, что на 10,3% ниже уровня базового 1990 года (около 380 млн тонн).

Кроме этого, согласно Экологическому кодексу РК, существует механизм реализации офсетных проектов, направленных на сокращение выбросов или поглощение парниковых газов.

В рамках офсетных проектов заявители проекта получают офсетные единицы, которые могут быть реализованы (проданы) субъектам квотирования для покрытия их дефицита углеродных квот.

За последние три года министерством одобрены порядка 63 офсетных проектов в области ВИЭ с общим количеством сокращения около 4 млн тонн СО2.

Другим важным механизмом являются проекты низкоуглеродного развития в рамках статьи 6 Парижского соглашения.

Для реализации таких проектов в прошлом году мы подписали Меморандум о сотрудничестве между правительствами Казахстана и Японии в рамках механизма совместного кредитования (JCM), а также в этом году с министерством окружающей среды Кореи.

В рамках подписанных меморандумов с Японией и Кореей будут осуществляться "зеленые" проекты на промышленных предприятиях Казахстана с внедрением передовых технологий отмеченных стран.

По итогам реализации проектов будут получены углеродные единицы за счет сокращения выбросов парниковых газов.

Также с 2025 года ожидается реформа по внедрению НДТ. Для топ-50 объектов первой категории при получении комплексного экологического разрешения и внедрении НДТ предусмотрено освобождение от платы за эмиссии. В случае если предприятия не переходят на НДТ, ставки платы за эмиссии будут расти в 2, 4, 8 раз каждые три года.

Для оставшихся объектов первой категории переход на КЭР и внедрение НДТ запланировано с 2031 года.

Как ожидается, переход электроэнергетической промышленности на КЭР, сопровождаемый внедрением НДТ, сократит ежегодные выбросы электроэнергетической отрасли на 70%.

– Какие стратегии разрабатываются для борьбы с опустыниванием и деградацией земель в различных регионах Казахстана?

– Законом РК от 7 июля 1997 года ратифицирована Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием. Координационным центром по данной конвенции в Казахстане является комитет по управлению земельными ресурсами МСХ.

Вместе с тем министерством экологии и природных ресурсов ведется работа по фитолесомелиорации осушенного дна Аральского моря.

Учитывая, что создание саксауловых насаждений является одним из наилучших методов укрепления рыхлой солевой поверхности и борьбы с подвижными песками, до 2025 года планируется посадка саксаула общей площадью 1,1 млн га.

При этом общая площадь осушенного дна Аральского моря составляет около 6 млн га, в том числе на Казахстан приходится 2,8 млн га осушенного дна.

Наукой рекомендовано на менее засоленных почвах производить посев (посадку) саксаула, а на более засоленных почвах посев семян галофитных растений (карабак, сарсазан).

В период 2021-2024 г. уже проведена посадка саксаула на площади порядка 610 тыс. га. На 2025 год запланировано 280 тыс. га.

Кроме того, завершается строительство лесного питомника мощностью 3 млн сеянцев в год на площади 33 га.

Планируется также создать государственный лесной природный резерват "Арал орманы" на базе Аральского и Казалинского лесхозов.

Работа в данном направлении продолжается.

– Скажите, какие меры принимаются для защиты лесов, водоемов и других природных ресурсов от истощения и загрязнения?  Приведите конкретные примеры.

– Согласно Лесному кодексу РК, лес имеет общегосударственное значение, выполняет климаторегулирующие, средообразующие, поле- и почвозащитные, водоохранные и санитарно-гигиенические функции.

Для защиты леса проводятся мероприятия от вредителей, болезней леса и воздействия неблагоприятных факторов природного, антропогенного и техногенного характера.

Площадь очагов вредителей и болезней составляет 260 тыс. га. Основные вредители: галловый клещ, непарный шелкопряд, коконопряд, корневая губка и другие.

Только в 2024 году на территории Кызылординской области против особо опасного вредителя леса саксауловой галлицы проведена химическая обработка на площади 46 тыс. га.

– Какое внимание уделяется охране биоразнообразия и защите редких видов животных в Казахстане?

– Наиболее эффективной мерой сохранения биоразнообразия, включая защиту эндемичных, редких и исчезающих видов, уникальных и эталонных участков, в целом природных экосистем мировым сообществом признано создание системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Сегодня общая площадь ООПТ составляет 30,8 млн га – -11,3% от площади страны.

В 1994 году Казахстан ратифицировал Конвенцию по охране Всемирного культурного и природного наследия (ЮНЕСКО).

В список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО входят: Западный Тянь-Шань (Сайрам-Угамский ГНПП); объекты "Сарыарка – степь и озера Северного Казахстана" (Наурзумский и Коргалжынский ГПЗ), Туранские пустыни (Барсакельмесский ГПЗ и ГНПП "Алтын-Эмель").

В предварительный список Всемирного природного наследия также входят две особо охраняемые природные территории Казахстана: Иле-Алатауский ГНПП и Устюртский ГПЗ.

Во всемирную сеть биосферных резерватов входят 15 ООПТ Казахстана.

Кроме того, планируется расширять и создать новые особо охраняемые природные территории:

  • Устюртский ГПЗ (расширение территории на 600 тыс. га);
  • создание ГПР "Жайык орманы" на площади 46,9 тыс. га (проводится корректировка ТЭО);
  • создание ГПР "Ертіс жайылмасы" на площади 432,4 тыс. га. (планируется в 2027 году).

В стране обитает около 200 особей снежного барса. Проведено "кольцевание" спутниковой телеметрией 10 особей снежного барса на территории Алтын-Эмель, Иле-Алатау и Жонгар-Алатау. Создан криобанк гермоплазмы снежного барса.

– Как реализуются инициативы по раздельному сбору и переработке отходов в Казахстане и какие результаты уже достигнуты?

– Политика Казахстана в области обращения с отходами, определенная в Концепции по переходу  страны к "зеленой" экономике, утвержденной указом президента РК от 30 мая 2013 года, направлена на внедрение раздельного сбора отходов, развитие сектора переработки отходов с получением продукции из вторсырья.

В целом на сегодняшний день на законодательном уровне имеется необходимая нормативная база по реализации государственной политики в управлении коммунальными отходами, в частности внедрены:

  • мера по обязательному разделению отходов по фракциям ("сухая" и "мокрая"), которая направлена на получение качественного вторичного сырья и уменьшение попадания отходов на полигоны;
  • принцип иерархии отходов, согласно которому образователи и владельцы отходов должны применять иерархию мер по предотвращению образования отходов и управлению образовавшимися отходами в порядке убывания их предпочтительности в интересах охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития страны;
  • принцип "загрязнитель платит", согласно которому образователь отходов (нынешний и прежний собственники отходов) несут ответственность за обеспечение соблюдения экологических требований по управлению отходами до момента передачи таких отходов во владение лицу, осуществляющему операции по восстановлению или удалению отходов.

Ежегодно в Казахстане образуется около 4,5 млн тонн коммунальных отходов.

За 2023 год из образованных 4,1 млн тонн коммунальных отходов доля переработанных коммунальных отходов составила 24%.

Так, по итогам 2023 года по республике из 207 городов и районов раздельный сбор на разных этапах внедрен в 130 населенных пунктах.

– Расскажите какую работу проводите по взаимодействию с международными организациями касательно вопросов изменения климата и устойчивого развития? Каким образом изменение климата влияет на сельское хозяйство в Казахстане и какие меры принимаются для минимизации его воздействия?

– Адаптация к изменению климата играет важнейшую роль в национальном планировании, поскольку страны по всему миру сталкиваются с растущими проблемами, связанными с изменением климата.

Министерством отдельное внимание уделяется вопросам адаптации к изменению климата уязвимых секторов экономики. В законодательстве заложена основа для реализации мер по адаптации, и приоритеты сосредоточены на адаптационных потребностях ключевых секторов, такие как сельское хозяйство, управление водными ресурсами, лесное хозяйство, сокращение рисков бедствий.

Экологический кодекс РК предусматривает проведение 7-этапного процесса адаптации к изменению климата: сбор информации и оценку уязвимости к изменению климата, планирование, разработку мер, осуществление мер, мониторинг и оценку эффективности мер, отчетность о воздействиях изменения климата и эффективности мер, корректировку мер на основе результатов мониторинга и оценки.

Стратегия достижения углеродной нейтральности до 2060 года включает в себя главу по адаптации к изменению климата, и на сегодняшний день разрабатывается дорожная карта по реализации данной стратегии, которая предусматривает мероприятии по адаптации к изменению климата в наиболее уязвимых секторах экономики.

В настоящее время министерство приступило к реализации проекта Национального адаптационного плана при поддержке "Зеленого" климатического фонда, который поможет создать и укрепить потенциал для учета климатических рисков при планировании, провести оценку климатических рисков и уязвимости, а также внедрить эффективные методы, инструменты и информационные системы для повышения качества информации, используемой в процессе принятия решений по адаптации к изменению климата.

Помимо мер на национальном уровне, ведется сотрудничество со странами Центральной Азии. Так, в целях преодоления негативных последствий изменения климата и реализации адаптационных мер была принята Региональная стратегия по адаптации к изменению климата в ЦА.

Региональная стратегия предусматривает разработку регулярно обновляемых планов действий, которые разрабатываются на трехлетнюю перспективу и содержат мероприятия, индикаторы мониторинга, бюджеты и адаптационные действия.

Вместе с этим на сегодняшний день министерством сельского хозяйства РК совместно с заинтересованными ГО разработан План по адаптации сельского хозяйства к изменению климата на 2025-2034 годы.

– Как Казахстан планирует адаптироваться к последствиям изменения климата, особенно в контексте повышения температуры и изменения осадков?

– Безусловно изменение климата влияет на частоту и интенсивность неблагоприятных погодных и климатических явлений.

Казахстан, как и другие страны Центральной Азии, относится к группе стран, наиболее уязвимых от изменения климата. Связано это с засушливыми природными условиями, а также отсутствием выхода к океану – глобальному регулятору температуры. В последние годы изменение климата проявляется в регионе все заметнее: растут колебания температуры, волны холода и жары, все чаще появляются засухи, увеличивается нехватка воды.

Территория Казахстана, находящаяся в центре Евразийского континента и удаленная от океана на значительное расстояние, прогревается более значительными темпами, чем земной шар в среднем. За период 1976-2023 гг. коэффициент линейного тренда среднегодовой температуры воздуха составил для земного шара +0,19 °С/10 лет и +0,36 °С/10 лет для Казахстана.

В глобальном масштабе все экстремально теплые годы приходятся на последние 20 лет. В Казахстане эта особенность также хорошо прослеживается, исключение составляет 1983 г., который занимает четвертое место в ранге самых теплых лет с 1941 года.

Адаптация помогает избежать или смягчить последствия изменения климата и находить решения, чтобы жить в новых климатических условиях.

В этой связи необходимо проводить работы по реализации процесса адаптации, учитывать результаты оценки уязвимости при планировании на национальном и региональном уровнях.

Изучение регионального климата и постоянный мониторинг его изменения является одной из приоритетных задач национальной гидрометеорологической службы РГП "Казгидромет", которая является подведомственной организацией министерства. С 2010 года РГП "Казгидромет" осуществляет выпуск ежегодных бюллетеней для предоставления достоверной научной информации о региональном климате, его изменчивости и изменении.

Согласно Экологическому кодексу РК и "Правилам организации и реализации процесса адаптации к изменению климата" меры по адаптации должны быть разработаны и интегрированы в действующие программы как на местном, так и на национальном уровнях.

Заблаговременно принятые меры по адаптации, как правило, дешевле, чем ликвидация их последствий.

– В стране ведется борьба с незаконной вырубкой лесов и браконьерством. Насколько успешно?

– Борьба с незаконной рубкой лесов и браконьерством в стране является одним из основных направлений в деятельности лесной отрасли.

Общая площадь государственного лесного фонда составляет 30,9 млн га, которая закреплена за 157 лесовладельцами. Охрана лесного фонда осуществляется штатом более 18 тыс. человек.

Лесной охраной на постоянной основе проводится патрулирование лесного фонда, а также в рамках усиления рейдовые мероприятия совместно с правоохранительными органами, местным исполнительным органами согласно планам совместных действий.

С начала текущего года проведено более 15 тыс. рейдовых мероприятий, при этом выявлено 79 незаконных рубок леса с общим объемом 4,8 тыс. куб. м. Ущерб составил 63,7 млн тенге.

В целях усиления мер борьбы с незаконными рубками и браконьерством совместно с "Қазақстан Ғарыш сапары" проводится космический мониторинг. По его итогам территориальными инспекциями на постоянной основе проводятся плановые проверки и рейдовые мероприятия с применением дронов.

В 2023 году установленная СРО в резервате "Ертіс орманы", помимо раннего обнаружения пожаров, позволяет выявлять незаконные рубки. Аналогичная система установлена в национальном парке "Кокшетау". Работа по установке СРО продолжается.

– Какие программы по восстановлению и охране экосистем планируется реализовать в ближайшие годы?

– Во исполнение поручения министра экологии и природных ресурсов РК комитетом 17 мая 2024 года принят приказ "О создании оперативных штабов по оказанию содействия фермерам в части предотвращения потравы сайгаками посевов и пастбищ с назначением ответственных лиц по регионам в 2024 году", которым в регионах созданы оперативные штабы.

Акмолинской, Актюбинской, Костанайской и Западно-Казахстанской областях в мессенджере WhatsApp создан чат, в котором находятся представители инспекции, Охотзоопром, МИО, а также сельхозтоваропроизводители. В данных чатах инспекторами Охотзоопрома направляется информация по расположению скопления сайги и ее передвижения.

На сегодняшний день по республике сформированы группы из числа инспекторов подведомственных организаций комитета в количестве 175 человек, а также задействовано 77 автотранспортных средств. В местах концентрации сайгаков созданы оперативные штабы по предотвращению потравы сельхозугодий и оказанию содействия фермерам.

Численность сайгаков в Казахстане достигла свыше 2,8 млн особей. По данным авиаучета 2024 года, прирост численности сайгаков трех популяций составил 48,0% от прошлогоднего показателя. Самой многочисленной популяцией является Уральская – 1620, Бетпакдалинская – 1150 и Устюртская – 63 тыс. особей.

– Каким образом министерство поддерживает развитие экотуризма как способа сохранения природы и привлечения инвестиций в устойчивое развитие регионов?

– Для развития экотуризма в Казахстане имеются уникальная природа, различные ландшафты, представители редких и исчезающих видов растительного и животного мира.

Статистические данные последних лет показывают постепенный рост количества туристов. В 2022 году нацпарки посетило порядка около 2 млн человек, в 2023 году – 2,3 млн человек.

В настоящее время в ГНПП имеются 136 туристских маршрутов и 36 троп, на которых на постоянной основе проводятся мероприятия по их обустройству.

В целях ознакомления посетителей ГНПП с правилами посещения, с техникой безопасности при использовании туристских маршрутов и проведения агитационных работ по сохранению биоразнообразия на территории ГНПП функционируют визит-центры. В 2023 году открыты визит-центры в Иле-Алатауском, "Алтын-Эмель" и Чарынском ГНПП.

Также в целях экологического просвещения населения и подрастающего поколения ГНПП проводятся природоохранные акции.

За текущий год ГНПП проведено 312 экологических акций, где приняли участие около 32 тыс. человек.

В настоящее время на территории государственного ООПТ реализуются 5 проектов по развитию экотуризма:

  • в Иле-Алатауском ГНПП 2 проекта (ТОО "Туранга групп", ТОО Sadu Development).
  • в ГНПП "Алтын-Эмель" 1 проект (консорциум юридических лиц в составе РОО QazaqGeography и ТОО Asemtal).
  • в Чарынском ГНПП 1 проект (консорциум юридических лиц в составе РОО QazaqGeography и ТОО Qyzylsai).

Кроме того, разработана концепция по развитию экотуризма ГНПП "Баянауыл", "Көкшетау", "Каркаралы", "Катонкарагай".

– Расскажите о сотрудничестве Казахстана с соседними странами в области охраны окружающей среды и управления трансграничными ресурсами.

– В настоящее время министерством ведется активное сотрудничество в сфере экологии и природных ресурсов со странами Европы (Франция, ФРГ, Австрия, Чехия, Словакия, Финляндия, Польша, Великобритания, Испания), странами Азии (КНР, Турция, ОАЭ, Саудовская Аравия, Монголия, Южная Корея, Япония, Катар), Центральной Азии (Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан), Российской Федерацией, Белоруссией, Азербайджаном, а также США.

Также Казахстан является стороной 32 многосторонних природоохранных конвенций и осуществляет сотрудничество с более чем 45 международными организациями по вопросам экологии и окружающей среды, в числе которых: ООН, ЮНЕП, ПРООН, ШОС, СВМДА, ОБСЕ, РЭЦЦА, МКУР, ОЭСР, ЕАЭС, СНГ, ОДКБ, ЭСКАТО, ОЭС, ОИС, ВТО, ЕЭК ООН, ЮНИСЕФ, ЮНДАФ, ЮНИДО, ЮНЕСКО, СПЕКА и другие.

Хотелось бы отметить сотрудничество с такими европейскими странами, как:

Финляндия

Министерство является ответственным государственным органом за ведение казахстанской части Казахстанско-финской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.

13-е заседание межправкомиссии проведено в г. Астане 11 апреля 2024 года, в ходе которого обсуждены вопросы транспорта, высшего образования, промышленности, геологии, энергетики, лесного хозяйства и водных ресурсов.

Кроме того, в рамках заседания комиссии проведены двусторонние встречи с министром внешней торговли и развития Финляндии Вилле Тавио, а также с генеральным директором Геологической службы Финляндии К. Тииликайненом. В ходе встреч обсуждено сотрудничество в сфере ликвидации последствий лесных пожаров, углубленной переработки древесины, энергосбережения и энергоэффективности, переработки отходов и охраны окружающей среды.

Также состоялся круглый стол с участием представителей казахстанского и финского бизнеса, на котором финской стороной презентована деятельность компаний в области лесной, горнодобывающей и агротехнической промышленности, а также строительства, водоснабжения и ИКТ.

Словакия

Министерство является ответственным государственным органом за ведение казахстанской части межправительственной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству между Республикой Казахстан и Словацкой Республикой.

10-11 марта 2022 года в г. Братиславе проведено 9-е заседание межправительственной комиссии, где обсуждены перспективные направления сотрудничества, такие как обрабатывающая промышленность, сфера IT, мирное использование атомной энергии, охрана окружающей среды и другие вопросы.

Перспективными направлениями сотрудничества, которые планируется обсудить в ходе 10-го заседания межправкомиссии являются сфера промышленности, инвестиции, атомная энергетика, транспорт, управление водными ресурсами, здравоохранение.

Чехия

30 сентября 2022 года в г. Праге подписан меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества в области охраны окружающей среды с министерством окружающей среды Республики Чехия.

Данный меморандум включает вопросы сотрудничества по вопросу изменения климата, охраны окружающей среды, управления отходами, особо охраняемых природных территорий и животного мира, трансграничных водных объектов.

Кроме того, в течение 2021-2023 годов министерством проведены переговоры с чешской стороной по реинтродукции лошади Пржевальского в Казахстане.

24 апреля 2023 года подписан меморандум о сотрудничестве между комитетом лесного хозяйства и животного мира и Пражским зоопарком о защите находящихся под угрозой исчезновения видов животных, в частности лошади Пржевальского.

Вместе с этим в июне 2024 г. состоялась церемония по реинтродукции лошадей Пржевальского в заповедник "Алтын дала". Всего планируется реинтродуцировать 40 особей этих редких животных.

Испания

В настоящее время действует меморандум о сотрудничестве в области охраны окружающей среды между министерствами наших стран от 5 июля 2021 года.

Кроме того, министерством прорабатывается дорожная карта по сотрудничеству с министерством экологического перехода и по демографическим вопросам Королевства Испания.

Германия

Министерством осуществляется сотрудничество с германской стороной в сфере экологии в рамках проектов инициативы "Зеленая Центральная Азия" (Green Central Asia).

На полях 28-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата (СОР28) была утверждена Региональная стратегия по адаптации к изменению климата (РСАИКЦА), целью которой является преодоление негативных последствий изменения климата и реализации адаптационных мер.

В рамках РСАИКЦА предусмотрена разработка и регулярное обновление плана по реализации "Региональной стратегии по адаптации к изменению климата в Центральной Азии" до 2025 года.  

Также ведется реализация проекта с Германским обществом по международному сотрудничеству (GIZ) "Управление климатическими рисками в Центральной Азии" в целях улучшения трансграничного управления климатическими рисками в пяти странах Центральной Азии.

Проектом предусмотрено проведение пяти оценок климатических рисков на пяти выбранных трансграничных бассейнах рек.

Совместно с Германским обществом по международному сотрудничеству реализуется проект "Экологически ориентированное региональное развитие Приаралья", целью которого является содействие экономическому развитию региона Аральского моря на трансграничном уровне с учетом экологической устойчивости.

Также особо отмечу наше сотрудничество с США:

Сотрудничество c США в рамках политического диалога "С5+1" инициировано с 2015 года по инициативе государственного секретаря США Дж. Керри. Заседания диалога "С5+1" проходят периодичностью раз в год.

В апреле 2022 г. казахстанская делегация приняла участие в заседании рабочей группы диалога С5+1 с участием представителей США, Кыргызской Республики, Таджикистана, Туркменистана. Американская сторона выступила с предложением к странам ЦА присоединиться к Глобальному обязательству по метану, а также ознакомила с программами по поддержке инициатив по адаптации к изменению климата, митигирования метана, безопасного использования водных ресурсов.

Одним из ключевых аспектов достижения целей Парижского соглашения является сокращение выбросов метана.

Так, на 26-й Конференции сторон рамочной конвенции ООН об изменении климата более 100 стран присоединились к Глобальному обязательству по метану, инициатором которого выступили США и ЕС с целью коллективного сокращения выбросов метана как минимум на 30% от уровня 2020 года.

В ходе 28-й Конференции сторон рамочной конвенции ООН об изменении климата Казахстан присоединился к Глобальному обязательству по сокращению выбросов метана. Данный шаг позволит стимулировать сокращение выбросов метана и будет способствовать достижению целей страны по декарбонизации.

Вместе с тем 31 июля 2024 года в онлайн-режиме состоялось заседание рабочей группы по энергетике и окружающей среде диалога "С5+1" под председательством Республики Узбекистан.

В ходе заседания казахстанская сторона выступила по вопросам сохранения биоразнообразия и смягчения последствий изменения климата. По итогам заседания стороны договорились продолжать взаимодействие в рамках диалога "С5+1" и поддерживать инициативы друг друга.

Немаловажным вектором нашего сотрудничества являются азиатские страны:

КНР

Сотрудничество осуществляется в рамках подписанных в 2011 году межправительственных соглашений об охране качества вод трансграничных рек и по сотрудничеству в области охраны окружающей среды.

В реализацию данных межправительственных соглашений создана Казахстанско-китайская комиссия по сотудничеству в области охраны окружающей среды, 10-е заседание которой проведено в ноябре 2023 г. в формате онлайн.

Кроме того, в рамках комиссии действуют две рабочие группы: по мониторингу, анализу и оценке качества вод трансграничных рек (реки Кара-Ертис, Иле, Текес, Хоргос, Емель) и по оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и предупреждению загрязнения.   

Также в целях расширения текущего сотрудничества с китайской стороной в ходе заседания комиссии казахстанской стороной предложено создание рабочей группы по сотрудничеству в сфере сохранения биоразнообразия. Достигнута договоренность с китайской стороной проработать данный вопрос к следующему заседанию комиссии.

Южная Корея

Постановлением правительства РК от 26 июля 2019 года Казахстан присоединен к соглашению о создании Азиатской организации по сотрудничеству в лесном секторе (AFoCO).

С 2019 года, успешно реализует 2 важных проекта:

  1. Инвентаризация неучтенных лесов в регионах Костанайской и Северо-Казахстанской областей, а также автоматизация сбора данных в лесном хозяйстве.
  2. Повышение технологии и потенциала для выращивания качественного посадочного материала (модернизация лесного питомника).

Вместе с тем 12 июня 2024 г. подписан меморандум о сотрудничестве в области лесного хозяйства между министерством и Корейской лесной службой.

Меморандум предусматривает обмен опытом в разработке законов и политики в области лесного хозяйства, сотрудничество по борьбе с опустыниванием и в сфере восстановления лесов, сохранения биоразнообразия и так далее.

Кроме того, Республика Корея является нашим давним стратегическим партнером в области "зеленой" экономики, устойчивого развития и изменения климата.

Так, в реализацию обязательств Парижского соглашения Казахстан намерен вести долгосрочное сотрудничество с Кореей, в связи с чем 12 июня 2024 года подписан меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве по статье 6 Парижского соглашения с министерством окружающей среды Республики Корея.

Данное сотрудничество заложит основу на реализацию климатических проектов, направленных на достижение углеродной нейтральности и внесению определяемого национального вклада обеих стран.

Япония

Сотрудничество с Японией осуществляется в рамках подписанного в августе текущего года меморандума о сотрудничестве в области охраны окружающей среды с министерством охраны окружающей среды Японии. Меморандум предусматривает взаимодействие в сфере изменения климата, управления качеством воздуха, устойчивого управления отходами, биоразнообразие и охраняемые природные территории.

Кроме того, в феврале 2023 года был подписан меморандум между министерством и японским Университетом ЧУО в отношении развития и совершенствования национального кадастра парниковых газов для первого двухгодичного доклада о транспарентности и глобальной инвентаризации. Данный меморандум основан на проведении анализа обратного моделирования выбросов парниковых газов с использованием спутника серии GOSAT для совместной разработки и улучшения частей расчетов в национальном кадастре парниковых газов, контроля качества и верификации для BTR1 с упором на целевой год.

На сегодняшний день японская сторона проводит оценку выбросов СО2 на основе спутниковых данных GOSAT, за основу берутся города Астана и Алматы.

Также 30 октября 2023 года подписан меморандум о сотрудничестве между правительством Республики Казахстан и правительством Японии по совместному механизму кредитования (JCM).

Данный механизм способствует распространению передовых технологий, и инфраструктуры по снижению выбросов, а также осуществлению мер по смягчению последствий изменения климата. JCM предусматривает реализацию климатических проектов, направленных на сокращение либо поглощение выбросов парниковых газов

Турция

Сотрудничество ведется в рамках подписанного в мае 2022 года меморандума о взаимопонимании с министерством окружающей среды, урбанизации и изменения климата Турецкой Республики о сотрудничестве в области окружающей среды.

Данный меморандум предусматривает сотрудничество в сфере управления окружающей средой, чистого производства и устойчивого потребления, биоразнообразия и охраняемых территорий, экологических информационных систем и так далее.

Также продолжается взаимодействие между Турецкой государственной метеорологической службой и РГП "Казгидромет" в рамках подписанного в мае 2017 года меморандума о взаимопонимании, который предусматривает повышение эффективности и потенциала гидрометеорологических служб, совершенствование технологий и методов гидрометеорологических наблюдений, распространение гидрометеорологической и экологической информации, а также обмен опытом и исследованиями, научно-технической базой в сфере гидрометеорологии.

Кроме того, осуществляется сотрудничество с турецкой стороной в рамках меморандума о взаимопонимании в области лесного хозяйства с Главным управлением лесного хозяйства министерства сельского и лесного хозяйства Турецкой Республики, которым предусмотрено взаимодействие по методам лесоразведения и лесоводства в засушливых и полузасушливых районах,  функциональному лесному планированию, системе управления лесными пожарами и другим вопросам.

Отмечу активное сотрудничество с Российской Федерацией и странами Центральной Азии:

Российская Федерация

Сотрудничество осуществляется в рамках соглашения между правительством Республики Казахстан и правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области охраны окружающей среды, в реализацию которой функционирует смешанная Казахстанско-Российская комиссия по вопросам окружающей среды.

Очередное заседание смешанной комиссии планируется провести в онлайн-формате 13 сентября текущего года.

Кроме того, в реализацию межправительственного соглашения по сохранению экосистемы бассейна трансграничной реки Жайык (Урал) ведет работу Казахстанско-российская комиссия по сохранению экосистемы бассейна трансграничной реки Жайык. Очередное заседание комиссии планируется провести на территории Республики Казахстан в 4-м квартале 2024 г.

В сфере лесного хозяйства

В рамках межправительственного соглашения по профилактике и тушению лесных и степных пожаров на приграничных территориях для своевременного предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров в приграничных территориях государственными лесовладельцами (лесными природными резерватами "Семей орманы" и "Ертыс орманы") ежегодно проводятся совместные учения по тушению пожаров.

В 2023 году тактические учения с Российской Федерацией по тушению пожара в приграничных территориях проведены на территории ГНПП Катон-Карагай.

В сфере животного мира

5 сентября 2022 года в рамках Тигриного форума подписан меморандум о сотрудничестве в области реинтродукции тигра. К 2025 году ожидается перевозка трех особей тигра.

Узбекистан

В настоящее время проводятся внутригосударственные процедуры по ратификации межправительственного соглашения о сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей среды, подписанного 21-22 декабря 2022 года в рамках визита президента Республики Казахстан К.-Ж. Токаева в Республику Узбекистан.

Данное соглашение направлено на улучшение взаимодействия по мониторингу состояния окружающей среды, включая осуществление совместного отбора проб воды, анализа и обмена данными по качеству воды и нормативными документами. Соглашение также позволит расширить сотрудничество в области охраны окружающей среды, включая организацию восстановления лесных массивов, а также борьбу с деградацией почв и растительного покрова.

Кроме того, сотрудничество ведется в рамках созданной в 2018 году Казахстанско-узбекской совместной рабочей группы по вопросам охраны окружающей среды и качества вод бассейна реки Сырдарья.

Также продолжается сотрудничество в рамках подписанного 22 декабря 2022 года меморандума о взаимопонимании между министерством и государственным комитетом Республики Узбекистан по лесному хозяйству в области лесного хозяйства.

Меморандумом предусмотрено сотрудничество в сфере борьбы с засухой, опустыниванием и эрозией почв, сохранения и восстановления существующих лесов, проведения совместных работ по фитолесомелиоративному освоению осушенного дна Аральского моря и других.

Таджикистан

Сотрудничество осуществляется в рамках подписанного в мае 2023 года меморандума о взаимопонимании в области охраны окружающей среды с комитетом по охране окружающей среды при правительстве Республики Таджикистан.

Меморандум предусматривает сотрудничество в сфере совершенствования государственного экологического регулирования и контроля в области охраны окружающей среды, внедрения эффективных экологически чистых ресурсосберегающих технологий, изучения, сохранения и восстановление популяций редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, развитие системы охраняемых природных территорий и др.

Кроме того, меморандум предусматривает обмен опытом сотрудников и специалистов сторон по вопросам управления природными ресурсами и охраняемыми природными территориями, а также разработку и реализацию совместных программ и проектов в области охраны окружающей среды.

Продолжается сотрудничество между РГП "Казгидромет" и агентством по гидрометеорологии комитета охраны окружающей среды при правительстве Республики Таджикистан в рамках "Программы сотрудничества в области обмена гидрометеорологической информацией на период 2021-2024 гг.".

– Какова роль научных исследований в формировании экологической политики Казахстана? Есть ли примеры успешного применения научных данных?

– Экологические научные исследования проводятся в целях научного обеспечения охраны окружающей среды, разработки научно обоснованных мероприятий по улучшению, восстановлению, обеспечению устойчивого функционирования природных экосистем, сохранения биоразнообразия и воспроизводства природных ресурсов, изучения воздействий изменения климата, разработки мер по смягчению воздействий на климат и адаптации к изменению климата, улучшения здоровья населения, обеспечения экологической безопасности и социального, экономического и экологически сбалансированного развития Республики Казахстан.

Задачами экологических научных исследований являются:

1) научная оценка и прогноз состояния окружающей среды;

2) разработка научно обоснованных экологических нормативов, национальных стандартов в области охраны окружающей среды;

3) разработка научных рекомендаций для обеспечения государственного регулирования и управления в области охраны окружающей среды;

4) научное обоснование, разработка и внедрение экологически эффективных ресурсосберегающих технологий;

5) обеспечение научной основы разработки мер по смягчению воздействий на климат и адаптации к изменению климата.

Министерством на период 2025-2027 годов заявлено 12 научных проектов в рамках формирования объемов программно-целевого финансирования, которые были предварительно поддержаны на заседании Высшей научно-технической комиссии при правительстве Республики Казахстан.

В рамках действующих проектов по "Научно-технологическому обеспечению лесного хозяйства Казахстана с целью рационального использования и эффективного сохранения лесных ресурсов", "Разработке системы сохранения и устойчивого использования бетпакдалинской и устюртской популяций сайги" используются следующие научные данные: биологические (данные о видовом разнообразии, генетические, физиологические, поведенческие данные), физико-химические (данные о климате, почве, воде и т. д.), географические (картографические сведения, данные о ландшафте) из местных и международных источников.

– Какие меры принимаются для улучшения экологического образования и повышения осведомленности населения о проблемах окружающей среды?

– Министерством разработан проект концепции экологической культуры Казахстана и план ее реализации, который направлен в правительство РК для утверждения.

Реализация концепции будет способствовать формированию экологического сознания населения.

Актуальным является не только регулярное проведение экологических акций, но и комплексное развитие экологической культуры, в основе которого должны лежать простые ценности – патриотизм, любовь к родному краю, родине. Именно развитая экологическая культура населения станет фундаментом как для массовых разовых акций, так и постоянного бережного отношения граждан к окружающей среде.

Также министерством ежегодно проводится национальный конкурс "Лучшая организация экологического образования". Задачами конкурса являются выявление, обобщение и распространение лучших практик экоориентированной хозяйственной деятельности компаний частного и государственного сектора; привлечение внимания к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшения состояния экологической безопасности РК. Конкурс проводится в 6 номинациях.

В настоящее время в Казахстане действует 11 Орхусских центров. Цель Орхусских центров – обеспечение права общественности на доступ к информации, принятию решений и правосудию по вопросам окружающей среды.

Очередная встреча Орхусских центров запланирована на 20 сентября.

Ежеквартально издается и распространяется республиканская специализированная газета "Экология Казахстана".

Также министерством ежегодно с участием представителей государственных органов, общественных объединений, вузов и предприятий проводятся семинары по разъяснению экологического законодательства.

– Как ваше ведомство поддерживает местные инициативы по охране окружающей среды и устойчивому развитию?

– Министерством оказывается поддержка в проведении Дня Урала, в рамках которого проводятся такие мероприятия, как казахстанско-российская историко-культурная, экологическая, спортивно-туристская экспедиция по реке Урал, различные форумы, совещания о результатах деятельности совместной комиссии по сохранению экосистемы бассейна трансграничной реки Урал, акции по запуску мальков в реку Урал и другие.

Также министерством координируется работа по проведению акций Birge-Taza Qazaqstan, "Таза жағалау" – "Чистые берега", "Таза орман" – "Чистые леса" и других.

– Каким образом, на Ваш взгляд, новые технологии (например, цифровизация, искусственный интеллект) могут быть использованы для решения экологических проблем?

– В настоящее время цифровые технологии предоставляют новые возможности в решении актуальных экологических проблем. Новые передовые разработки способствуют снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также помогают прогнозировать и предотвращать экологические риски. К примеру, для снижения загрязнения атмосферного воздуха министерством экологии и природных ресурсов внедрена автоматизированная система мониторинга эмиссий в окружающую среду, которая способствует измерению концентраций загрязняющих веществ промышленных предприятий и их передаче через каналы связи в режиме реального времени.

Также министерством реализовывается система раннего обнаружения лесных пожаров. Данная система помогает снизить ущерб от лесных и степных пожаров во время пожароопасных сезонов. Основными эффектами от внедрения системы являются сокращение времени на реагирования в 3 раза, сокращение площади возгорания лесов в 20 раз, сокращение затрат на тушение лесных пожаров в 15 раз.

В условиях стремительного развития технологий министерство активно внедряет информационные решения в свою деятельность, стремясь повысить эффективность и устойчивость проектов.

Читайте по теме:

Что министр экологии и природных ресурсов делал в Акмолинской области?

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться