Как известно, 27 августа текущего года премьер-министр РК Алихан Смаилов провел заседание комиссии по вопросам оборонной промышленности, на котором было рассмотрено предложение МИИР РК приостановить экспорт вооружения, военной техники и продукции военного назначения до конца августа 2023 года. Чем вызвано такое решение, выяснял корреспондент inbusiness.kz.
Получить полную информацию из министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР) и минобороны (МО) не удалось. Ведомства, за исключением объяснения причин, не прокомментировали вопросы об объемах экспортируемого оружия, перечне стран, куда поставлялось оружие за последние два года, видах экспортируемого вооружения, боеприпасов, военной техники и так далее.
Это вопрос национальной безопасности, отметил в беседе с корреспондентом inbusiness.kz президент Академии военных наук, полковник запаса Мухтар Серкпаев. Он подчеркнул, что данное решение, вероятнее всего, связано с санкциями в соседнем государстве.
"Этим вопросом напрямую занимается министерство обороны совместно с министерством индустрии и инфраструктурного развития, а решение принимается правительством и президентом", – отметил военный эксперт.
В МИИР отметили, что Казахстан осуществляет экспорт вооружения и военной техники в соответствии с Законом РК "Об экспортном контроле". При этом соблюдаются международные рекомендации по усиленному государственному контролю за оборотом вооружения и военной техники, в том числе и на внешнем рынке.
Какое вооружение производят в Казахстане?
После внезапного принятия закона о запрете экспорта вооружения и военной техники до 2023 года многие казахстанцы в соцсетях задались вопросом – а что у нас производят на экспорт? Для большинства мирного населения стало неожиданностью, что наша страна экспортировала до этого момента оружие и технику. Интересно было узнать, а что именно и в каких объемах.
Холдинговая компания "Казахстан Инжиниринг" включает в себя предприятия военно-промышленного комплекса Казахстана, куда входят 22 дочерние и 2 внучатые структуры, занятые от производства патронов и других боеприпасов до военных кораблей и вертолетов.
"Учитывая, что оборонная промышленность в государстве достаточно развита, экспорт продукции осуществляется во многие страны-партнеры в рамках двусторонних соглашений по военно-техническому сотрудничеству. Экспортируется широкий спектр продукции военного и двойного назначения", – сообщили в МИИР.
Средства вкладываются в развитие производств, в том числе и гражданского назначения. Так, в период пика пандемии в 2020 году именно на оборонно-промышленном предприятии, созданном в 2011 году, совместно с турецкой корпорацией ASELSAN было оперативно освоено производство современных стационарных аппаратов искусственной вентиляции легких (BIOVENT). Аппараты были поставлены во все регионы Казахстана, гарантированное сопровождение медицинского оборудования проводится до сих пор.
Основная же деятельность этого предприятия (ТОО "Казахстан Аселсан инжиниринг") – это производство оптических приборов, средств радиосвязи и военной радиоэлектроники, отметили в министерстве.
Насколько состоятельна версия российских СМИ?
Сразу после появления информации о запрете экспорта оружия Казахстаном отдельные специализирующиеся на военной тематике российские СМИ дали объяснение, что, возможно, имело место давление стран Запада на Астану с целью оказания "поддержки" Украине в конфликте с Россией. В частности, упоминались посреднические услуги Великобритании и английских компаний в организации поставок через Иорданию либо поставки истребителей Су-27 через Болгарию при поддержке США.
"Информация, как об этом сообщалось ранее, распространяемая в мессенджерах, о поставках вооружения через третьи страны в Украину не соответствует действительности и, на наш взгляд, направлена на подрыв отношений со странами-партнерами. Решение о приостановке экспорта вооружений и военной техники принято исключительно в государственных интересах Республики Казахстан и никаким образом не повлияет на развитие взаимовыгодных отношений со странами – участниками Организации Договора о коллективной безопасности", – сообщили в МИИР.
В свою очередь Сэм Перло-Фриман, координатор Campaign against arms trade (CAAT – кампания против торговли оружием), расположенной в Великобритании и работающей над прекращением международной торговли оружием, также выразил сомнение в достоверности данной версии.
"Я не видел каких-либо сообщений из не российских источников, поддерживающих заявление о том, что Казахстан экспортировал оружие через Иорданию или Болгарию "по заказу из Великобритании". Это в значительной степени странное утверждение. Великобритания не имеет какого-либо особенно сильного влияния на Казахстан, и если бы Великобритания хотела бы получать оружие для Украины из других стран, то у нее было бы множество более лучших вариантов, нежели Казахстан. Я бы хотел увидеть доказательство за этим утверждением, чтобы поверить в это", – сообщил он корреспонденту inbusiness.kz.
Значимость поставок вооружения Казахстана для России?
В связи с решением Казахстана всплыла и циркулирует диаметрально противоположная версия о якобы желании Акорды дистанцироваться от военного конфликта в Украине в виде поставок оружия и боеприпасов. И якобы запрет на экспорт не что иное, как превентивный и дипломатически тонкий шаг президента Токаева.
Однако сторонники данной версии зачастую не берут в расчет два аспекта: есть ли дефицит вооружений и боеприпасов у российской армии и реальные возможности Казахстана в этой части. Ввиду отсутствия данных со стороны МИИР и минобороны обратимся к ежегодному сборнику Стокгольмского института исследований проблем мира (Stockholm International Peace Research Institute, SIPRI).
Одним из ключевых выводов аналитиков SIPRI является то, что Казахстан входит в число 40 крупнейших получателей основных видов вооружений в мире. По крайней мере, по состоянию за период 2015-2019 гг. По данным организации, основными поставщиками оружия в Казахстан являются Россия, Испания и Китай. Доля в общем объеме импорта России составила 90%, Испании – 3,2%, Китая – 2,1%.
Более того, Казахстан является крупнейшим получателем российских вооружений среди постсоветских государств. При этом ближнее зарубежье далеко не ключевой для России рынок. На долю Казахстана в 2015-2019 годы приходилось всего 5% российского экспорта оружия после пятикратного увеличения за последние годы. Поставки в казахстанскую армию включали 16 боевых самолетов Су-30 и 5 зенитно-ракетных систем С-300 за отчетный период.
В сухом остатке получается, что до конфликта в Украине Россия была основным импортером вооружения в Казахстан, но далеко не крупным рынком сбыта для российского ВПК. И то, что в один момент Казахстан трансформируется из чистого импортера в нетто-экспортера оружия, выглядит, мягко говоря, неубедительно. С учетом позиции Акорды и в целом продвигаемого за все годы независимости имиджа страны как миролюбивого и неконфликтного игрока, не имеющего территориальных споров ни с одним из своих соседей и выстраивающего диалоговые площадки для укрепления безопасности, версия о поставках в РФ и вовсе кажется абсурдной.
"Я думаю, что на данный момент в значительной степени не ясно, какова причина этого решения [властей Казахстана], и у меня нет каких-либо определенных идей. Экспорт оружия Казахстана минимален, как указывается в статье [сайта Diplomat. – Прим.], и не включал в себя что-либо классифицируемое SIPRI как "основные виды обычных вооружений" с 2006 года. Я сомневаюсь, что какая-либо внешняя сторона оказывала бы давление на власти Казахстана, чтобы остановить весь экспорт оружия, даже если они однозначно не хотели бы, чтобы они продавали вооружения каким-либо определенным клиентам", – считает координатор CAAT Сэм Перло-Фриман.
Более того, по его словам, экспортные поставки из Казахстана в текущих объемах вряд ли бы имели достаточное стратегическое значение для России и США.
"Идея, что они могли захотеть теоретически, чтобы все производство их внутренней промышленности шло собственным вооруженным силам Казахстана,является одним из наиболее вероятных вариантов, если есть значительные ограничения по мощности в промышленности перед лицом увеличившегося военного бюджета", – резюмировал он.