RU KZ
«Дакар-2020»: перед стартом не начитаешься

«Дакар-2020»: перед стартом не начитаешься

20:39 07 Январь 2020 1398

«Дакар-2020»: перед стартом не начитаешься

Автор:

Балжан Бейсенова

Первый ближневосточный «Дакар» просто обязан был иметь свою фишку, а лучше несколько.

 И организаторы, которых то и дело обвиняют в коммерциализации гонки и утрате «духа Дакара», решили добавить острых ощущений участникам. 

Накануне мы рассказывали, за кого из казахстанцев болеть. Сегодня – о тех, кто еще близок казахстанцам, и о тех, кто уже закончил выступление на легендарном и самом жестоком ралли-марафоне планеты.

Пока участники ралли «Дакар-2020» проходят третий этап гонки – петлю Неом-Неом протяженностью 491 км (скоростной спецучасток – 414 км), приведу впечатления от второго. Все казахи в строю – бодры, веселы. За веселье на втором и третьем этапах отвечают штурманы. Обычно вечером после финиша штурман получает книжку с маршрутом и «учит уроки» – вносит корректировки, раскрашивает разноцветными фломастерами, обозначая опасные места, и т. д. А здесь роуд-бук, или «легенду», где с помощью специальных значков изложен маршрут от старта до финиша, экипажам выдали за 15 минут до старта (подробнее об этой фишке позже).

Второй момент – смешанный старт, это когда все участники независимо от класса и категории стартуют вместе. То есть не отдельно мотоциклы, внедорожники и грузовики, а вперемежку, и основная трудность здесь в том, что чем больше транспортное средство, тем больше пыли оно поднимает. «Смешанный старт – это вообще не проблема, мы много раз такое проходили. Грузовик, конечно, обгонять будет сложно», – сказал перед стартом второго этапа Денис Березовский.  

Как оказалось, и выданная перед стартом «легенда» не стала проблемой для отечественных спортсменов. «Первый опыт считаю успешным! Меня абсолютно не напрягла выдача дорожной книги перед стартом. В цветном варианте все достаточно хорошо выполнено, и навигация была умеренно сложная. За 15 минут надо не только отработать по книге, но и успеть надеть подшлемник, шлем, застегнуть экипировку, затянуть ремни. Я успел пролистать книгу и сделать около 10 пометок – больше не потребовалось. Так что я готов к следующим утренним «выдачам». Мы промчали всю дистанцию очень хорошо, без поломок и пробитых колес. В самом конце угодили в «кашу» из участников, все катались во всех мыслимых направлениях и «что-то искали». Мы тоже поискали и нашли. На это у нас ушло около 10 лишних минут. Штраф за невзятые точки составляет 40 минут, поэтому оно того стоило», – поделился мнением Игнат Фальков, штурман экипажа № 352 команды «OFFROAD KAZAKHSTAN».

 

Все участники и давние фанаты «Дакара» знают, что организаторы в первой половине гонки создают максимально трудный маршрут, чтобы так отсеять откровенно слабые экипажи и новичков. Такой вот «естественный отбор». Поэтому и выдача роуд-буков перед стартом усложняет задачу, и, кстати, не только дебютантам, но и бывалым. Об этом рассказал известный штурман Дмитрий Цыро (Украина): «Очень интересный Дакар, организаторы пытаются бороться с маппингом*. Есть мнение, что ведущие команды практикуют мапперство*, и сейчас с этим идет серьезная борьба. Поэтому вот эти интересные вещи, которые предлагает Давид Кастера (директор гонки – прим. авт.). Он сказал, что будет очень интересно и очень сложно, не так привычно. На самом деле это, наверное, возвращает тот дух Дакара, когда полноценно работают штурман и пилот. Сделали огромную зону, где запускали за 15 минут экипаж, штурману давали после контроля времени – то есть я должен быть уже в шлеме, тогда у меня есть 15 минут. Ну и вот с чистого листа едешь, не подготовившись ни к чему. И это показало, что народ не очень готов к такой ситуации, даже очень опытные известные гонщики. Это действительно вносит какую-то интригу – блуждали сегодня все».  

Кроме того, Дмитрий Цыро сказал, что пейзажи напомнили ему Казахстан – неудивительно, победителю ралли Казахстан-2016 есть с чем сравнивать. К слову, Дмитрий вместе с Андреем Чередниковым успешно прошел ралли «Дакар» в 2016 году.

Соотечественник Дмитрия Виталий Евтехов тоже хорошо известен казахстанским любителям автоспорта. Вместе с Цыро Евтехов работал в отечественной команде Mobilex Racing Team. Вместе с пилотом Канатом Шагировым Виталий добился победы на ралли-марафоне «Africa Eco Race» – 2016. Забегая вперед, замечу, «Дакар-2020» для штурмана Виталия Евтехова и его пилота – обладателя Кубка мира по ралли-рейдам Владимира Васильева – закончен. На 284-м километре их машина загорелась. Автомобиль Mini получил серьезные повреждения в результате пожара, экипаж не пострадал.

Это уже второй сгоревший на нынешнем «Дакаре» внедорожник. В первый день соревнований в огне утратил созданный его собственной командой багги RD Limited   француз Роман Дюма.

В практике казахстанских участников экстремального ралли тоже есть такой случай. На «Дакаре» есть такое понятие как «экологический штраф». Бросил порванную покрышку, все – вынь да положи 1000 евро... Экипаж № 368 – пилот Бауржан Исабаев и штурман Габдулла Ашимов – поступили честно, взяли порванную покрышку с собой... На ходу, на высокой скорости плюс жара – шина затлела. Пилот остановился, и тогда уж машина вспыхнула полностью, экипаж еле успел выскочить. Всего четыре минуты – и гоночный внедорожник сгорел дотла. Остался только каркас безопасности, не подвел. Автомобили, которые сошли с гонки по техническим причинам, команда возит с собой на лафете. Но на таких машинах бортовой номер крест-накрест заклеивают черным пластырем. Зрелище неприятное, а погорельцев возят под специальным пологом.

Для болельщиков Дениса Березовского сообщаем: экипаж № 407 в строю. Состояние «с корабля на бал» пока  еще актуально, но гонщики все лучше понимают свою «кибитку». Хотя на втором этапе события заставили мобилизовать все знания и силы: «Вкратце, у нас два экипажа, один едет чуть медленнее, другой чуть быстрее, и тот, что медленнее, сломал автомобиль серьезно (№ 444 – Илья Роусс/Антон Ярошук, CAN-AM, MAVERICK X3 Forestal Team, Андорра, SSV – прим. авт.). Вынес всю правую сторону передней подвески. Мы попытались починить, но оказалось, что запчастей не хватает. В частности, не было верхней шаровой и инструментов для ее замены. Думали, как доставить запчасти, решали эту задачу. Через полтора часа пришла светлая мысль в голову – разобрать один автомобиль и собрать другой. И пусть они едут, а мы уже как-нибудь. Так мы и сделали. В итоге после того, как ребята уехали, мы через два часа починили свою машину и поехали по спецучастку. По ночи, но без приключений доехали. Точки взяты, все целы!» – приводит слова Дениса Березовского телеграм-канал @DakarRUSSIA  

Спецучасток третьего этапа дистанцией 414 км прошел по горам и каньонам, вдоль границы с Иорданией. Финиш в том же городке Неом. Организацией лагеря участники довольны, вся инфраструктура на современном уровне. Поделился Андрей Чередников: «Бивуаки отличные, столовая, VIP-зона (Дакар-клуб), душ, туалеты – все на высшем уровне! Еда традиционная европейская, пока ничего особенного из местной кухни не давали... Из местного колорита – везде растут дикие арбузы!»

*Маппинг, или мапперство – использование специальных картографических приложений для разведки маршрута. То есть «читерство» получение нечестного преимущества с помощью нестандартного программного обеспечения или спутникового оборудования.

Балжан Бейсенова

Автор благодарит пресс-службу команды «OFFROAD KAZAKHSTAN» и лично Дениса Березовского, Игната Фалькова и Андрея Чередникова за помощь в подготовке материала.

Официальный сайт гонки: www.dakar.com