/img/tv.svg
RU KZ
FTSE 100 7 610,70 РТС 1 634,32 DOW J 29 201,99 Hang Seng 28 338,57 KASE 2 354,22 Brent 64,30
Погода:
-7Нур-Султан
-4Алматы
FTSE 100 7 610,70 РТС 1 634,32
DOW J 29 201,99 Hang Seng 28 338,57
KASE 2 354,22 Brent 64,30
«Дакар-2020»: перед стартом не начитаешься

«Дакар-2020»: перед стартом не начитаешься

Первый ближневосточный «Дакар» просто обязан был иметь свою фишку, а лучше несколько.

07 Январь 2020 20:39 849

«Дакар-2020»: перед стартом не начитаешься

 И организаторы, которых то и дело обвиняют в коммерциализации гонки и утрате «духа Дакара», решили добавить острых ощущений участникам. 

Накануне мы рассказывали, за кого из казахстанцев болеть. Сегодня – о тех, кто еще близок казахстанцам, и о тех, кто уже закончил выступление на легендарном и самом жестоком ралли-марафоне планеты.

Пока участники ралли «Дакар-2020» проходят третий этап гонки – петлю Неом-Неом протяженностью 491 км (скоростной спецучасток – 414 км), приведу впечатления от второго. Все казахи в строю – бодры, веселы. За веселье на втором и третьем этапах отвечают штурманы. Обычно вечером после финиша штурман получает книжку с маршрутом и «учит уроки» – вносит корректировки, раскрашивает разноцветными фломастерами, обозначая опасные места, и т. д. А здесь роуд-бук, или «легенду», где с помощью специальных значков изложен маршрут от старта до финиша, экипажам выдали за 15 минут до старта (подробнее об этой фишке позже).

Второй момент – смешанный старт, это когда все участники независимо от класса и категории стартуют вместе. То есть не отдельно мотоциклы, внедорожники и грузовики, а вперемежку, и основная трудность здесь в том, что чем больше транспортное средство, тем больше пыли оно поднимает. «Смешанный старт – это вообще не проблема, мы много раз такое проходили. Грузовик, конечно, обгонять будет сложно», – сказал перед стартом второго этапа Денис Березовский.  

Как оказалось, и выданная перед стартом «легенда» не стала проблемой для отечественных спортсменов. «Первый опыт считаю успешным! Меня абсолютно не напрягла выдача дорожной книги перед стартом. В цветном варианте все достаточно хорошо выполнено, и навигация была умеренно сложная. За 15 минут надо не только отработать по книге, но и успеть надеть подшлемник, шлем, застегнуть экипировку, затянуть ремни. Я успел пролистать книгу и сделать около 10 пометок – больше не потребовалось. Так что я готов к следующим утренним «выдачам». Мы промчали всю дистанцию очень хорошо, без поломок и пробитых колес. В самом конце угодили в «кашу» из участников, все катались во всех мыслимых направлениях и «что-то искали». Мы тоже поискали и нашли. На это у нас ушло около 10 лишних минут. Штраф за невзятые точки составляет 40 минут, поэтому оно того стоило», – поделился мнением Игнат Фальков, штурман экипажа № 352 команды «OFFROAD KAZAKHSTAN».

 

Все участники и давние фанаты «Дакара» знают, что организаторы в первой половине гонки создают максимально трудный маршрут, чтобы так отсеять откровенно слабые экипажи и новичков. Такой вот «естественный отбор». Поэтому и выдача роуд-буков перед стартом усложняет задачу, и, кстати, не только дебютантам, но и бывалым. Об этом рассказал известный штурман Дмитрий Цыро (Украина): «Очень интересный Дакар, организаторы пытаются бороться с маппингом*. Есть мнение, что ведущие команды практикуют мапперство*, и сейчас с этим идет серьезная борьба. Поэтому вот эти интересные вещи, которые предлагает Давид Кастера (директор гонки – прим. авт.). Он сказал, что будет очень интересно и очень сложно, не так привычно. На самом деле это, наверное, возвращает тот дух Дакара, когда полноценно работают штурман и пилот. Сделали огромную зону, где запускали за 15 минут экипаж, штурману давали после контроля времени – то есть я должен быть уже в шлеме, тогда у меня есть 15 минут. Ну и вот с чистого листа едешь, не подготовившись ни к чему. И это показало, что народ не очень готов к такой ситуации, даже очень опытные известные гонщики. Это действительно вносит какую-то интригу – блуждали сегодня все».  

Кроме того, Дмитрий Цыро сказал, что пейзажи напомнили ему Казахстан – неудивительно, победителю ралли Казахстан-2016 есть с чем сравнивать. К слову, Дмитрий вместе с Андреем Чередниковым успешно прошел ралли «Дакар» в 2016 году.

Соотечественник Дмитрия Виталий Евтехов тоже хорошо известен казахстанским любителям автоспорта. Вместе с Цыро Евтехов работал в отечественной команде Mobilex Racing Team. Вместе с пилотом Канатом Шагировым Виталий добился победы на ралли-марафоне «Africa Eco Race» – 2016. Забегая вперед, замечу, «Дакар-2020» для штурмана Виталия Евтехова и его пилота – обладателя Кубка мира по ралли-рейдам Владимира Васильева – закончен. На 284-м километре их машина загорелась. Автомобиль Mini получил серьезные повреждения в результате пожара, экипаж не пострадал.

Это уже второй сгоревший на нынешнем «Дакаре» внедорожник. В первый день соревнований в огне утратил созданный его собственной командой багги RD Limited   француз Роман Дюма.

В практике казахстанских участников экстремального ралли тоже есть такой случай. На «Дакаре» есть такое понятие как «экологический штраф». Бросил порванную покрышку, все – вынь да положи 1000 евро... Экипаж № 368 – пилот Бауржан Исабаев и штурман Габдулла Ашимов – поступили честно, взяли порванную покрышку с собой... На ходу, на высокой скорости плюс жара – шина затлела. Пилот остановился, и тогда уж машина вспыхнула полностью, экипаж еле успел выскочить. Всего четыре минуты – и гоночный внедорожник сгорел дотла. Остался только каркас безопасности, не подвел. Автомобили, которые сошли с гонки по техническим причинам, команда возит с собой на лафете. Но на таких машинах бортовой номер крест-накрест заклеивают черным пластырем. Зрелище неприятное, а погорельцев возят под специальным пологом.

Для болельщиков Дениса Березовского сообщаем: экипаж № 407 в строю. Состояние «с корабля на бал» пока  еще актуально, но гонщики все лучше понимают свою «кибитку». Хотя на втором этапе события заставили мобилизовать все знания и силы: «Вкратце, у нас два экипажа, один едет чуть медленнее, другой чуть быстрее, и тот, что медленнее, сломал автомобиль серьезно (№ 444 – Илья Роусс/Антон Ярошук, CAN-AM, MAVERICK X3 Forestal Team, Андорра, SSV – прим. авт.). Вынес всю правую сторону передней подвески. Мы попытались починить, но оказалось, что запчастей не хватает. В частности, не было верхней шаровой и инструментов для ее замены. Думали, как доставить запчасти, решали эту задачу. Через полтора часа пришла светлая мысль в голову – разобрать один автомобиль и собрать другой. И пусть они едут, а мы уже как-нибудь. Так мы и сделали. В итоге после того, как ребята уехали, мы через два часа починили свою машину и поехали по спецучастку. По ночи, но без приключений доехали. Точки взяты, все целы!» – приводит слова Дениса Березовского телеграм-канал @DakarRUSSIA  

Спецучасток третьего этапа дистанцией 414 км прошел по горам и каньонам, вдоль границы с Иорданией. Финиш в том же городке Неом. Организацией лагеря участники довольны, вся инфраструктура на современном уровне. Поделился Андрей Чередников: «Бивуаки отличные, столовая, VIP-зона (Дакар-клуб), душ, туалеты – все на высшем уровне! Еда традиционная европейская, пока ничего особенного из местной кухни не давали... Из местного колорита – везде растут дикие арбузы!»

*Маппинг, или мапперство – использование специальных картографических приложений для разведки маршрута. То есть «читерство» получение нечестного преимущества с помощью нестандартного программного обеспечения или спутникового оборудования.

Балжан Бейсенова

Автор благодарит пресс-службу команды «OFFROAD KAZAKHSTAN» и лично Дениса Березовского, Игната Фалькова и Андрея Чередникова за помощь в подготовке материала.

Официальный сайт гонки: www.dakar.com

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

«Дакар-2020»: навеки в строю…

Накануне все СМИ мира и все ленты в социальных сетях распространили печальную новость – на «Дакаре» погиб известный мотогонщик Паоло Гонсалвеш. К сожалению, этот ралли-марафон печально известен человеческими жертвами с самого начала своей истории в Африке.

13 Январь 2020 15:03 1007

«Дакар-2020»: навеки в строю…

Три года – 2016, 2017, 2018 – на «Дакаре» не было жертв. И вот снова. На 276 км скоростного спецучастка 7-го этапа между Эр-Риядом и Вади-эль-Давасиром погиб португалец Паулу Гонсалвеш (№ 8) из команды HERO MOTOSPORTS TEAM RALLY. Медицинский вертолет прибыл на место падения через 8 минут после получения сигнала. Мотогонщик уже был без сознания, у него остановилось сердце. На вертолете его отправили в ближайший госпиталь, где и констатировали смерть. Гибель Пауло Гонсалвеша привела в шок всех на ралли-марафоне, особенно мотогонщиков. Его уважали как опытные, известные гонщики, так и начинающие. Это был его 13-й «Дакар»…

«Мы познакомились с Paolo Gonsalves в ноябре 2007 г. перед гонкой Shamrock в Марокко. Мы были в одной команде HT Team Honda Europe. На тренировке перед ралли он научил меня переключать скорости в песках «без сцепления»… Чемпион мира, призер «Дакара». Мы называли его Speedy Gonsales. Он был добрым и отзывчивым, смелым и техничным. Легенда «Дакара» и мотогонок. Невысокого роста, он запрыгивал на мотоцикл на ходу и спрыгивал с него при остановке – он не доставал ногой до земли, когда сидел. Сегодня он погиб на ралли «Дакар» в Саудовской Аравии в пустыне Руб аль Кхали. В этой пустыне мы скорбим. Покойся с миром, Друг!» – написал у себя на страничке известный мотогонщик, дакаровец Вадим Притуляк.

На вечернем брифинге память португальского спортсмена почтили минутой молчания. После встречи с гонщиками организаторы решили отменить 8-й этап для категории мотоциклов и квадроциклов, чтобы дать мотосемье «Дакара» время оплакать своего друга.

Это второй случай в истории гонки, когда мотогонщики прерывают гонку из-за гибели своего товарища. В 2005 году на «Дакаре» погибли пять человек. С разницей в несколько этапов разбились два мотогонщика: после 7-го этапа испанец Хосе Мануэль Перес и на 11-м этапе – легенда ралли-марафона Фабрицио Меони, двукратный победитель «Дакара» 2001 и 2002 годов. Соперники и сотоварищи Меони отказались выходить на следующий этап. «Директор гонки Этьен Лавинь принимал решение об отмене с тяжелым сердцем: вычеркнуть целый этап – значит, вызвать огромные финансовые затраты, в том числе и на транспортировку каравана вместе со всей тяжелой техникой самолетами к старту 13-го отрезка. Но вечерний брифинг показал, что ни о какой концентрации и самообладании речи идти не может. Выпустить мотокараван на трассу – это еще раз подвергнуть людей риску, причем неоправданному!» – написала газета «Московский комсомолец». После итальянского гонщика, уже в самом конце ралли-марафона, погибли еще два мотоциклиста из Бельгии и девочка из местных жителей.

Здесь стоит отметить одну примету «Дакара». Опытные гонщики никогда не говорят «мой последний «Дакар». 47-летний Фабриццио Меони перед стартом в 2005 году говорил: «Чтобы участвовать в этой гонке, ее надо любить больше жизни». И планировал после этого «Дакара» завершить раллийную карьеру, чтобы уделять больше времени своей семье. До своей гибели мотогонщик вместе с женой организовал фонд помощи детям Сенегала, на собранные деньги удалось построить школу.

Я не знаю другого спортивного соревнования, а «Дакар» – это все-таки состязание, где еще в самом начале участников предупреждают о возможной гибели. В заявочной анкете, будь то гонщик, механик, журналист или менеджер команды, каждый должен заполнить строчку, где организаторы просят указать ближайший к месту жительства аэропорт – куда доставить ваше тело. И контакты лица, кто заберет его… Но это никого не останавливает.

Трагедия с Паоло Гонсалвешем произошла сразу после дня отдыха. И это усиливает горечь произошедшего. Но, по сути, день отдыха – понятие очень условное. Пилоты и штурманы могут выспаться, вот и весь отдых. Потом нужно постирать комбинезоны и термобелье, поработать над ошибками, помочь механикам. У них самый что ни на есть тяжелый рабочий день – полная профилактика и текущий ремонт всех узлов и агрегатов. У журналистов тоже насыщенный день – обычно на ралли-марафоне в этот день во многих командах проходит день национальной кухни. Казахстанцы обычно варили «мясо по-казахски». Экипаж № 352 Андрея Чередникова и Игната Фалькова не нарушил традицию.

К старту второй половины марафона «Дакар-2020» в категории внедорожников по официальной статистике осталось на 24% меньше участников! Трасса линейного 7-го этапа «Эр-Рияд – Вади Эль-Давасир» (741 км, из которых 546 км в зачет времени) состояла из довольно интересного микста. «Гонкой моторов» назвали этот этап опытные дакаровцы, поскольку превалировали быстрые скоростные дороги, но были и участки с песками и дюнами. Для казахстанского экипажа Андрея Чередникова/Игната Фалькова спецучасток не задался из-за возникшей технической проблемы в коробке передач.

«Седьмой этап «Дакара-2020» ознаменовался сменой нашего формата. Если до этого целью было закрепиться в двадцатке, и это было выполнимо, то после сегодняшнего дня успешный финиш уже казался успехом. Этот день – самый длинный из этапов, 547 боевых километров – и мы на 212-м км ломаем коробку, как оказалось, первичный вал. Первая мысль – все, приехали... Но, поняв, что машина с хрустом и скрипом может доехать до зоны КВ (контроля времени – прим. авт.), до спасительного асфальта, приняли ряд действий. Сумели развернуть наш грузовик техобслуживания, идущий в следующий бивуак, разобрали часть машины, дождались механиков. Они в чистом поле за два часа заменили коробку на новую. Из оставшихся 350 км мы половину ехали в полной темноте... дюны, каменные плато и скоростные участки... это мощный опыт и колоссальные нагрузки... но мы финишировали спецучасток и не унываем. Мы в гонке, и это главное. «Дакар» никогда не был благодушен к своим гостям и всегда рад испытать их на прочность...» – рассказал штурман Фальков после прибытия на бивуак. В итоге казахстанцы завершили день на 64-й позиции и опустились на 45-е место в абсолюте.

В порядке и Денис Березовский со своим штурманом Рикардо Торлащи. Их экипаж мотовездехода № 407 закончил 7-й этап ралли «Дакар» на 24-й позиции, а в генеральной квалификации – на 27-й.

Сегодня, 13 января, участников ждет восьмой этап гонки. Кольцевой спецучасток вокруг Вади Эль-Давасир приготовил в своем маршруте красивейшие пейзажи и удивительные цветовые контрасты: черные камни, белый песок, красные каньоны. Любители скорости вновь смогут получить удовольствие от максимального разгона, но, добравшись до зоны песков, нужно будет менять тактику! Старт первого автомобиля на спецучастке в 08:25 местному времени*.

* разница во времени между Нур-Султаном и Эр-Риядом 3 часа, когда в Казахстане 10 утра, в Саудовской Аравии 7 утра.

Балжан Бейсенова

Автор благодарит пресс-службу команды «OFFROAD KAZAKHSTAN» за помощь в подготовке материала

Официальный сайт гонки: www.dakar.com

Дакар-2020: нормальные герои всегда идут вперед

Первый «Дакар» на Ближнем Востоке приблизился ровно к половине пути. Завтра на легендарном ралли-марафоне день отдыха. А сегодня о том, с чем подходят к нему участники. И почему всех, кто финишировал, можно считать героями? 

10 Январь 2020 19:01 803

Дакар-2020: нормальные герои всегда идут вперед

Сегодня на ралли-марафон «Дакар» шестой день изнуряющей гонки. Скоростные спецучастки четвертого и пятого этапов проходили в красивейших местах Саудовской Аравии, однако вытрясли в прямом смысле слова из гонщиков всю душу.

Благодаря современным средствам связи и технологиям любой фанат может следить за ходом гонки и ее результатами в режиме онлайн. Причем зачастую любители быстрее и точнее узнают результаты. Поэтому, не претендуя на оперативность, давайте просто вместе еще раз порадуемся тому, что все казахстанцы в строю! Сложности четвертого этапа хорошо закалили боевой настрой экипажа № 352 OFFROAD KAZAKHSTAN Андрея Чередникова/Игната Фалькова, добавив силы, спортивного азарта и энергии. На пятом этапе ралли-марафона, где участники «Дакара-2020» получили большую порцию песков, 100% казахстанский экипаж добился успеха. Стартовали с 100-й позиции согласно протоколу смешанной с грузовиками стартовой ведомости, а в итоге Чередников и Фальков отыграли сразу шесть позиций в абсолютном зачете, поднявшись с 43-го на 37-е место.

Не зря организаторы говорили, что в Саудовской Аравии ждет много песка, все виды песка…

«Весь песочный массив мы шли со средней скоростью не более 60 км/ч. Пересекали огромные песочные холмы, поросшие травой и кустарниками, очень  рваные и рыхлые. Дюнами их не назовешь! Определенные преимущества с учетом характера трассы были у багги с большими ходами подвески и машинами категории SSV», – поделился впечатлением Андрей Чередников.

Однако участники в категории SSV тоже натерпелись за эти этапы. Наибольшее внимание казахстанских болельщиков привлекает, конечно же, команда Forestal Motorsports из Андорры. Здесь вместо Артура Ардавичуса за рулем багги (мотовездехода) № 407 едет известный спортсмен Денис Березовский со штурманом Рикардо Торлащи (к слову, не менее знаменитый, 10 «Дакаров» за плечами). И хорошо знакомый и уважаемый казахстанскими журналистами, которым повезло побывать на ралли «Дакар», Илья Роусс. На этот раз он пилотирует не боевой пресс-кар, а самый настоящий боевой SSV.

«Поехать на «Дакар» в качестве пилота – это была скорее не мечта, а одна из тех задач, которые я ставлю сам себе и выполняю. Когда-то я поставил ее себе, и вот время пришло. Еще одна задача конкретно здесь – дойти до финиша. И мы с моим другом Антоном Ярошуком решили устроить себе такой челлендж. Почему багги? Это классная, веселая, интересная машинка и красивая, кстати», – рассказал Илья Роусс.

На четвертом этапе «веселой, интересной машинке» № 444 пришлось совсем не весело. Оба экипажа на двоих пробили 9 (девять!) колес. Одно из них – на фотографии, на нем добрались до финиша…

За эти дни накопилась усталость – как у людей, так и у техники. Особенно опасно в эти дни недосыпание, именно об этом предупреждают опытные дакаровцы.

«Наш организм не может долго без полноценного сна. Сегодня ты не выспался – значит, взял взаймы у своего организма из завтрашнего запаса. Завтра не выспался – занял у послезавтра. А послезавтра уже взять негде. Мозг, он хитрый, ты едешь, перед глазами дорога. А мозг устал, он знает, что ты не даешь ему отдохнуть, так он повесит тебе перед глазами картинку – что ты едешь, а сам отключится…», – так очень доступно и образно рассказывал один из известных гонщиков. Поэтому соблюдение режима очень важно во время ралли-марафона.

«Дакар» в Южной Америке был жарким, в последние годы еще и изнуряющим «горняшкой» в Боливии. Сейчас коллеги пишут из Саудовской Аравии, что холодно, всего +3+5 ночью. Да и днем не очень жарко. И вот на все эти испытания участники легендарного экстрим-рейда идут добровольно, за немалые деньги. Весь год они тренируют тело и дух, готовят технику, чтобы потом две недели мучиться от жары, недосыпания, просто диких нагрузок по дороге к финишу самого опасного ралли-рейда в мире. Удается это далеко не каждому. Замечу, что все участники этой гонки по-своему неординарны. Но есть среди них те, кто сами себя называют «люди с уникальными отличиями».

Вот уже несколько лет в гонке участвует команда из Великобритании Race2Recovery, где половина состава пилоты – ветераны войны в Афганистане. Честно говоря, после интервью с ними в 2014-м мне так стало обидно за наших ветеранов так называемых локальных конфликтов... Тогда один из пилотов команды Tony Harris рассказал:

«Обычно в нашей команде только британцы, почти все бывшие военные, кто служил в Афганистане. А в прошлом году с нами были два морских пехотинца из США. Мы здесь для того, чтобы показать другим и себе, что есть жизнь после военной травмы. Это очень здорово, что регламент гонки позволяет нам соревноваться наравне со здоровыми гонщиками. Кроме спорта, мы занимаемся благотворительностью – помогаем семьям погибших товарищей». Они все как один говорят, что после того, как получили ранения из-за подрыва на мине в зоне военных действий (у многих ампутация), научиться жить заново помог только спорт. В данном случае автоспорт помогает снова чувствовать себя таким, как все, обычным человеком.

К сожалению, эту команду последние годы не видно на «Дакаре». Но, безусловно, пример этих парней вдохновляет. А их самих воодушевлял  другой человек – пилот Альберт Йоверра, личность с большой буквы. В 18 лет лыжник сборной Андорры Albert Llovera, выступая на Олимпиаде, столкнулся с судьей, который зачем-то вышел на трассу. В итоге у спортсмена перелом позвоночника в шести местах, тело полностью парализовано ниже груди. Вся жизнь стала постоянной борьбой – сначала за саму жизнь, потом за возможность ее нормально продолжать. В своем интервью Йоверра в 2014 году рассказал мне: «Таким, как я, не давали гоночную лицензию, мне первому удалось получить международную лицензию пилота с таким диагнозом. Сейчас я помогаю другим людям не сдаваться. Мы разработали ручное управление автомобилем – и газ, и тормоз у меня на руле. Теперь мы используем гоночный опыт и создаем приборы-приспособления для управления гражданским автомобилем». Вспоминая свое участие в «Дакаре» 2014-2015 годов, мужественный андоррец говорил, что тяжело не только во время гоночных этапов, трудности повсюду на бивуаке.

«Ты не знаешь, дотянешься ли до раковины, чтобы помыть руки, сможешь ли принять душ, ведь этот мелкий песок проникает повсюду и влечет за собой мелкие ранки, ссадины и прочие неудобства», – цитировал его официальный сайт гонки. Но, тем не менее, Альберта  Йоверра в шестой раз после двухлетнего перерыва приехал побороть пустыню и самого себя. Дважды он не мог добраться до финиша на внедорожнике (2007, 2014) в 2015-м пересел на багги и прибыл 41-м. А в 2016-2017 годах на грузовике «Татра» экипаж Альберта Йоверры был 24-м и 35-м соответственно.

На «Дакар»-2020 этот несгибаемый человек вернулся  в категории грузовиков с командой Petronas De Rooy Iveco в качестве «быстрой технички» (техпомощи. – Прим.авт.). Грузовик для этого гонщика построен несколько иначе – с ручным управлением. И вместо механического акселератора (педаль газа, в данном случае, наверное, рукоятка. – Прим.авт.) у Альбера электронный, он дает больше возможностей для управления в таком случае, как у Йоверры. Спортсмен признается, что «Дакар» – это его страсть и его личный вызов». И вот когда совсем невмоготу – есть резон вспомнить об этом человеке, единственном колясочнике, который наравне со здоровыми, накачанными спортсменами трижды поднимался на подиум «Дакара».

На самом деле, насколько бы ни был жесток «Дакар», это единственное соревнование, в котором на подиум победы поднимается каждый, кто добрался до финиша. Хоть на машине, хоть на костылях.

Балжан Бейсенова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: