Спикеры, приглашенные на очередной выпуск программы "Время говорить" на Atameken Business, отметили несвязанность действий различных ведомств. Самый свежий пример – решение минэнерго о повышении предельных цен на ГСМ. В это же время перед минторговли стоит задача не просто стабилизировать цены на продукты, а сдерживать их на определенном уровне для конкретной категории товаров. Подобный стиль работы очень напоминает действия персонажей басни "Лебедь, рак и щука".
Inbusiness.kz приводит текстовый фрагмент дискуссии
Данил Москаленко:
– У меня большие сомнения, что мы что-то можем сделать с ценами. С учетом того, что ГСМ растут. Ваше мнение?
Асет Айтбаев, независимый эксперт в области торговли:
– Поможет, не поможет – сказать тяжело. Вопрос такой: попытки были. И они были безуспешными. И те же стабфонды. Они не достигают целей, которые перед ними ставились. К примеру, стабфонды покрывают примерно около одного процента от потребности в продуктах, в тех же картофеле и моркови. По логике должны выбрасывать товар на рынок в межсезонье в период колебания цен. Как может этот один процент повлиять на общую картину?
Ануар Нуртазин, экономист:
– Здесь нужно вспомнить в ретроспективе, если говорить в целом по инфляции. Как вы помните, в 2021 году, еще осенью, глава государства сказал, что инфляция в 2022 году будет 4-6%, и даже поставил задачу Нацбанку и правительству снижать дальнейшую инфляцию. Однако в 2022 году официально вышло 22%. Это стоит отметить. Это очень важная характеристика. Вот только недавно премьер-министр сказал, что снизит ее в два раза. Соответственно, до 11%. В действительности некоторые министерства стараются, другие тоже стараются. Но проблема в потере связанности действий. Методы, которые применяются, они не всегда рыночные. Во-вторых, получается, то, что делает минторговли, не соответствует действиям минэнергетики. Таким образом, если минэнерго поднимает цены сегодня на 11-20%, то минторговли никак не справится с удержанием цены на текущих уровнях.
Данил Москаленко (зачитывает вопрос телезрителя):
– Я лично против повышения цен, но понимаю, что это неизбежно. Другой вопрос: что сделало государство для повышения благосостояния граждан? Минимальная зарплата повышена с 60 тысяч до 70 тысяч тенге.
Асет Айтбаев, независимый эксперт в области торговли:
– Точно такой же вопрос мы ставили перед уполномоченными органами. Говорим об этом постоянно. Законы рынка никто не отменял. Поддержу коллегу в разрыве связи между госорганами. Завтра повысятся цены на ГСМ, неужели мы не увидим повышения цен на продукты питания соответственно? Пусть не в таком процентном соотношении, но все же.
Ануар Нуртазин, экономист:
– Здесь опять-таки нужно приходить к рынку, нужно понимать, что мы социальное государство одновременно. И, таким образом, стимулировать дополнительные доходы у населения, стимулировать сбережения. Но эти стимулирования должны происходить не теми методами, которые сейчас используются, как минимум монетарные. А скорее экономические.
Данил Москаленко:
– Вот Вы эксперт по торговле. В торговле посредников выше крыши. Это сто процентов. Что с ними делать?
Асет Айтбаев, независимый эксперт в области торговли:
– Нельзя говорить, что все эти посредники неэффективны. Рынок сложился таким образом, что не представляется, что он существовал бы без этих посредников. Да, конечно, есть спекулянты. Надо точечно бороться с ними.
Продолжение дискуссии можно посмотреть по ссылке.
Читайте по теме:
В Алматы растут цены на продукты
Цены на социально значимые продукты зафиксированы – успокоили в акимате столицы
Какой будет инфляция через год – прогноз финансистов