Суд начался в ноябре 2019 года. Фабула обвинения такова: экс-начальница VIP-центра Банка Астаны снимала сотни тысяч долларов со счетов состоятельных клиентов и опустошала их банковские ячейки. Незаконные операции на крупные суммы происходили на протяжении четырех лет. В основу судебного разбирательства легли показания самой экс-банкирши… вымысел и реальность переплелись в 22 томах уголовного дела. Ее брат вину свою полностью отрицает.
Подробнее о деле начальницы отдела по работе с VIP-клиентами Банка Астаны читайте в серии статей "Как крадут миллиарды".
Между тем inbusiness.kz продолжает освещать ход суда.
Часть V. Прения
Гособвинение запросило десять и шесть лет и восемь месяцев заключения с конфискацией для двух фигурантов уголовного дела – экс-сотрудницы Банка Астаны Улжан К. и ее родного брата Марата К. (здесь и далее по просьбе адвокатов соблюдена частичная или полная анонимность), похитивших, по версии следствия, 1,6 млрд тенге (около $5 млн).
В своем последнем слове Марат К. заявил, что невиновен.
"Я заработал на жизнь, как любой неленивый человек. Я работаю лучше, чем другие, и умею хорошо зарабатывать", – сказал он.
Марат рассказал суду, что мечтал построить в Казахстане завод по производству инвалидных колясок. В 2018 году он понял, что готов к осуществлению своей мечты, но… его арестовали, и теперь он не сможет построить завод, так как китайский партнер не желает больше связываться с человеком с подмоченной репутацией.
Менее многословной была Улжан. Она полностью признала свою вину и раскаялась в содеянном. Она просила прощения у потерпевших:
"Я не хотела этого делать. Это было вынужденно. Все эти вымышленные персонажи… я верила своему брату. Это было не ради обогащения, я делала это из-за шантажа".
Покаяние не спасло
Последнее слово фигурантов уголовного дела о многомиллионном хищении прозвучало онлайн. На время пандемии рассмотрение этого громкого дела проходит дистанционно в условиях максимальной изоляции вовлеченных лиц. Брат и сестра выходят на связь из следственного изолятора.
К слову, связь из следственного изолятора много лучше, чем из прокуратуры. Прокурор Ермек Кашаганов – единственный, у кого возникают технические сложности, из-за чего гособвинителя часто "выкидывает" из онлайн-процесса.
"Уважаемый суд, прошу вынести частное постановление в адрес Национального банка Республики Казахстан за ненадлежащий надзор за работой банков второго уровня", – сказал прокурор в своей речи в прениях.
Разглашение банковской тайны и хищение денежных средств в особо крупном размере, по мнению прокурора, недопустимые нарушения, за которые главный банк страны также должен ответить. Дважды в течение четырех лет Нацбанк проверял финансовую деятельность и отчетность Банка Астаны и не обнаружил, что VIP-клиентов обворовывают, что сотрудники снимают наличные в кассе и депозитарии без клиентов и по липовым документам.
Для фигурантов прокурор также запросил по максимуму. Смягчающими обстоятельствами гособвинитель посчитал только наличие несовершеннолетних детей и чистосердечное раскаяние Улжан.
Экс-сотрудницу Банка Астаны Судят по двум статьям Уголовного кодекса (по ст.189 ч.4 п.2 – восемь лет лишения свободы, по ст.190 ч.4 п2 – 6 лет и 8 месяцев). По совокупности уголовных правонарушений, путем частичного сложения наказаний, окончательно назначить наказание в виде десяти лет лишения свободы с конфискацией имущества, с лишением права занимать руководящие должности, связанные с материальной ответственности и банковской деятельностью, сроком на 10 лет. Отбывать наказание она будет в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.
Марата прокурор просит признать виновным по ст. 190 ч.4 п. 2 УК РК и лишить свободы на 6 лет и восемь месяцев с конфискацией имущества и лишением права занимать должности, связанные с материальной ответственностью, сроком на 10 лет. Отбывать наказание он также будет в учреждении уголовно-исполнительной системы средней безопасности.
Гражданские иски потерпевших удовлетворить.
Особняки, бриллианты, дорогие машины
У раскаявшейся экс-банкирши следствие не нашло, счетов, бриллиантов, особняков, автомобилей… У брата ситуация другая. Марат жил на широкую ногу – ссорясь с супругой мог выбросить бриллианты в окно, менял автомобили, покупал квартиры, строил дома, отдыхал в дорогих отелях за рубежом по несколько раз в год, устраивал роскошные тои… об этом рассказала Улжан во время слушаний.
"Работайте, не завидуйте и не сплетничайте", – так безработный Марат объяснил свой роскошный образ жизни. Законность происхождения своих миллионов, квартир и дорогих автомобилей он подтвердить не смог: "Я самозанятый человек. Как и основная часть самозанятых, не могут подтвердить свои доходы".
На протяжении четырех лет Улжан регулярно снимала с клиентских счетов крупные суммы, но украденные деньги, по ее признанию, отдавала младшему брату Марату. Марат заявляет, что сестра из зависти и злобы оговаривает его.
Однако, по мнению адвокатов потерпевших, вина Марата доказана и никаких сомнений вызывать не может. В рамках прений об этом заявили все адвокаты потерпевших.
"Считаю, что версия (обвиняемой Улжан) о получении (ее братом Маратом) от нее денег путем имитации звонка должностного лица для вызова на допрос в правоохранительные органы, в связи с ее нарушениями в ходе работе, нашла свое подтверждение. В ходе допроса свидетель Тотубеков Д. показал, что в апреле 2018 года (Марат) попросил его позвонить девушке по имени Улжан и представившись сотрудником спецпрокуратуры, вызвать на допрос в здание КНБ, расположенное на Байзакова. Тотубеков Д. выполнил данную просьбу. На следующий день (Марат) попросил его позвонить Улжан и сказать, что на допрос приходить не надо. Тотубеков Д. так же позвонил со своего номера", – сказал во время судебных прений Владимир Турамшев адвокат одного из потерпевших.
В ходе судебного следствия супруга Марата также не смогла подтвердить наличие у нее постоянной работы и источников дохода. Однако на ее счете в банке хранились два миллиона долларов. В сентябре 2017 года вклад был снят.
В июне 2017 года Марат нотариально оформил договором займа – своему знакомому Таребаеву А. он занял один миллион долларов.
Среди потерпевших учительница и врач
Впрочем, и среди потерпевших нет единодушия. Одни говорят, что у них нет претензий к Улжан, так как свои сбережения они доверили банку, а не VIP-менеджеру. Другие настаивают на вине подсудимых.
"Она послужила для своего брата инструментом обогащения. Он изощренно воспользовался ее положением, вынуждая совершать новые и новые хищения (…) данный факт, конечно, не отменяет ее вины", – отмечали представители потерпевших во время прений. Они добавляли, что не желают отягощать положение Улжан, но Марат заслуживает самого строгого наказания.
Возмущение адвокатов больше всего вызывал факт, что "потерпевшими являются пожилые люди, заведомо уязвимые, так как не пользовались интернет-банкингом и не могли в течение длительного времени контролировать сохранность своих сбережений".
"Допрошенная в суде потерпевшая показала, что 40 лет работала учителем и всю жизнь собирала денежные средства открыв в банке текущий и депозитные счета. (…) Общую сумму похищенных денег не знает, просила уточнить у сына, но из них 300 млн тенге принадлежали ей", – зачитал государственный обвинитель на прениях.
Развязка громкого дела
Отметим, что адвокаты обвиняемых придерживаются разных позиций. Елена Савинова, защитница Улжан, считает, что прокурор запросил слишком суровое наказание для ее подзащитной, учитывая раскаяние и помощь следствию и суду. Адвокат Мурат Амиров настаивает на невиновности Марата.
Между тем, адвокаты предполагают, что реальных сроков обвиняемым избежать не удастся.
В пятницу, 2 октября, в Алмалинском районном суде Алматы, судья Шынгыс Бимуханов огласит приговор экс-сотруднице Банка Астаны и ее младшему брату.
Катерина Клеменкова
Подпишитесь на наш канал Telegram!