/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 184,31 Пшеница 465,40
Демонтировать нельзя оставить

Демонтировать нельзя оставить

Запятую в этом вопросе поставит акимат.

10 Сентябрь 2019 10:46 3363

Демонтировать нельзя оставить

Автор: Ольга Ушакова Фото: yk-news.kz

В Восточном Казахстане объявили о скорой смерти «монструозных» уличных рекламных конструкций, но предприниматели уверены – исполнительные власти не разобрались глубоко в правовой проблеме

172 рекламные конструкции демонтировали городские власти на улицах Усть-Каменогорска за 2018-й и с начала 2019 года. Это, по данным акима города Жаксылыка Омара, больше половины от всего подобного «арсенала». На недавнем расширенном аппаратном совещании в акимате ВКО аким сообщил главе региона Даниалу Ахметову, что на сегодня в Усть-Каменогорске осталось 110 рекламных конструкций, из них 13 LED-дисплеев, но из этого числа члены земельной комиссии при городском акимате уже по 24 конструкциям приняли решения об отказе на продление права землепользования на новый срок, как не соответствующие законодательству о рекламе. О судьбе остальных градоначальник не сказал ничего, отметив, что такая работа проводится для улучшения облика города во исполнение поручения Даниала Ахметова.

Такую же рекламу, как в столицах

«Вот демонтировали несуразные рекламные конструкции по проспекту Назарбаева, – отметил на совещании Даниал Ахметов. – Вы же сами видите, что стало красивее и безопаснее! Никто не возражает против рекламы, но наши бизнесмены должны сделать эту рекламу такую, какую мы видим в городах Нур-Султане, Алматы и Москве. Но пока только одна такая рекламная конструкция стоит по улице Казахстан, и никто не хочет другую делать. Все привыкли ставить монструозные железные конструкции, стричь оттуда деньги, но никто не хочет заниматься современной красивой актуальной рекламой».

Также Жаксылык Омар на совещании поведал, что владельцы конструкций в судебном порядке оспорили решение земельной комиссии. Судами первой и второй инстанции постановление акимата Усть-Каменогорска об отказе в предоставлении земли под рекламные конструкции на новый срок признано законным. Решение областного суда вступило в законную силу 1 августа 2019 года.

«Несмотря на это, владельцы таких рекламных конструкций отказались их демонтировать. В этой связи материалы направлены в Управление по контролю за использованием и охраной земель ВКО. По закону нарушитель должен быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа. На днях будет в Верховном суде по этим делам заслушиваться. После принятия мер управлением мы подадим в суд об освобождении участков от рекламных конструкций», – добавил Жаксылык Омар. – В целом мы по этому направлению работаем очень активно».

К сожалению, Жаксылык Омар не стал конкретизировать, что за суды проходили у предпринимателей с земельщиками. Как рассказали общественники из Ассоциации рекламных агентств ВКО, две рекламные компании пытались признать незаконным и отменить постановление акимата Усть-Каменогорска по отказу в продлении срока аренды, но такого рода правовые споры для бизнеса непривычны, поэтому они неправильно сформулировали предмет исковых требований, что в дальнейшем и привело их к проигрышу. Это является особенно важным в той связи, что основная причина отказов бизнесу в продлении участков земли под рекламные конструкции – это несоответствие Национальному стандарту СТ РК 1633-2015. А он не является нормативно-правовым актом и исполнять его, как уверены общественники, не обязательно. Но чиновники городского акимата считают иначе. Об этом мы уже рассказывали своим читателям.

Тем временем, Палата предпринимателей ВКО в середине августа 2019 года получила четкий ответ из Комитета технического регулирования и метрологии Министерства торговли и интеграции РК, который и разрабатывал спорный Национальный стандарт, о необходимости его применения. В комитете объяснили, что, согласно пятому абзацу пятого подпункта восьмого пункта статьи 1 Закону РК от 8 января 2019 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам рекламы», объекты наружной визуальной рекламы должны соответствовать национальным стандартам, но именно это требование закона вводится в действие с 1 января 2021 года. А в настоящее время в законодательстве о рекламе отсутствуют требования по обязательному соответствию национальному стандарту. Похожий ответ пришел из Министерства Национальной экономики РК. Более того, там подчеркивается, что, согласно Предпринимательскому кодексу РК, «взаимодействие субъектов предпринимательства и государства направлено на создание благоприятных условий для развития предпринимательства и общества, стимулирование предпринимательской инициативы в Республике Казахстан». То, что сегодня происходит в Усть-Каменогорске на рынке уличной визуальной рекламы, соответсвует этому требованию?

Почему рекламщики не хотят

В завершении доклада г-на Омара глава региона резюмировал, что «реклама должна быть современной, актуальной, эффективной».

«Проведите тендера, установите четкие критерии! – приказал он. – Почему наши бизнесмены привыкли устанавливать монструозные железные конструкции, и никто не хочет заниматься другими делами? Соберите тех, кто занимается рекламой, и скажите: «Вот наши требования, они строго в соответствии с законом. Мы за то, чтобы бизнес и в этой сфере нашей экономики развивался, но будьте любезны, соблюдайте общепринятые правила игры». Должны прекратить существовать огромные билборды, которые мешают безопасности автодорожного движения, являются ярким доказательством антирекламы 20 столетия и прошлых лет. Так не должно быть!»

На расширенном аппаратном совещании Даниал Ахметов похвалил Жаксылыка Омара за правильно выполненную работу, поручил дать землю тем предпринимателям, кто внесет и надо полагать, осуществит идеи по установке современной рекламы на улицах.

Жаксылык Омар заверил, что городские власти готовы простимулировать продвинутых рекламщиков и даже дать им заказ на социальную рекламу, но пока желающих нашлось немного. Точней, всего один. Аким ВКО даже попросил публично назвать его имя, чтобы запомнить, и мэр ответил: «Роман Маглий».

«Это наша первая ласточка, чтобы я его знал… Дайте ему работу», – приказал Даниал Ахметов.

Сайт inbusiness.kz поинтересовался у самого Романа Маглия, как ему удалось понравиться акимам. Предприниматель рассказал, что соответствовать рекламным трендам –это на самом деле дорого, и нет гарантии, что рекламщик получит продление аренды на земельный участок, сможет окупить свои инвестиции.

По его словам, на одном из совещаний в акимате представители руководства города обратились к предпринимателям с предложением включиться в модернизацию сферы и установить современные рекламные конструкции, «такие, как в столице и Алматы». И уж если она понравится акимам Усть-Каменогорска и Восточного Казахстана, то можно будет работать дальше.

«Но все предприниматели сказали, что у них нет гарантий. Только мы установили на свой страх и риск. Причем взяли самую дорогую позицию. Мы 8 млн тенге потратили на один медиаборд, вертикальный, он стоит на площади Ушанова. Потом установили еще один, на улице Казахстан, – вспоминает Роман Маглий. – Но сейчас участок под этим медиабордом является предметом спора, продлевать аренду на него или нет».

Предприниматели говорят, что для размещения современных рекламных конструкций нужны большие вложения. Установка обычных банеров, которые сейчас идут на распил, предпринимателям обходилась в 500-600 тысяч тенге. Самые дорогие, светодиодные экраны стоят, в зависимости от размеров, от восьми до 20 млн тенге. В Нур-Султане и Алматы наиболее популярны застекленные конструкции скроллеры с прокручивающимся изображением стоимостью порядка 1,5 млн тенге. Сам механизм там подразумевает наличие шести плоскостей с каждой стороны. Скроллеры делают больших размеров, примерно три на три метра, и сити-формата.

На сегодняшний день нет ни одного национального стандарта, который бы регламентировал сам объект наружной рекламы, а не его местонахождение, как Национальный стандарт СТ РК 1633-2015, утверждают предприниматели. Более того, по их информации, нет национальных стандартов, которые бы регламентировали, как должен выглядеть объект визуальной уличной рекламы.

«Но если в свое время исполнительный орган разрешил размещать рекламные конструкции там, где сейчас они якобы угрожают безопасности движения, то почему бы просто не предоставить бизнесменам другие участки, раз они инвестировали в них? – задают риторический вопрос рекламщики. – Эти процедуры прописаны в Земельном кодексе. Но чиновники в силу либо злого умысла, либо некомпетентности трактуют Национальный стандарт как нормативно-правовой акт и вменяют предпринимателям, чтобы объект соответствовал этому стандарту. На наш взгляд, местные исполнительные органы сами вырыли себе правовую яму».

Сейчас проблему изучают в Департаменте агентства по делам государственной службы. В любом случае, история еще не окончена, и о ее продолжении мы обязательно расскажем своим читателям

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: