Деньги делают дорогими, чтобы люди меньше покупали – эксперт о повышении базовой ставки

9170

В условиях нынешней инфляции  у Нацбанка страны другого маневра не было, считает директор Центра исследований прикладной экономики Жаныбек Айгазин.

Деньги делают дорогими, чтобы люди меньше покупали – эксперт о повышении базовой ставки Фото: inbusiness.kz

В беседе с автором программы "Итоги. Brief" Диасом Еркиновым эксперт затронул проблему инфляции в глобальном масштабе. В частности, ситуацию в Европе, для которой в недавнем прошлом актульной была проблема дефляции, когда цены не росли и в ряде стран ключевые ставки были около нулевых. В Казахстане же, на его взгляд, повышение базовой ставки надо было делать еще раньше.  

Жаныбек Айгазин – директор Центра исследований прикладной экономики:

"А  другого-то маневра и нет, по большому счету. В условиях инфляции деньги необходимо делать дорогими, политика монетарная, она уже, в принципе, сменилась с этого года. В связи с общим ростом инфляции, глобальным ростом инфляции у всех с мягкой монетарной политики сменилось на более жесткую. То есть, чтобы делать деньги дорогими, она обычно используется перед кризисом, деньги делают дороже, чтобы люди меньше потребляли, меньше брали взаймы и компании меньше инвестировали...

Inbusiness ранее приводил мнение других специалистов, которые, напротив, считают, что решение Нацбанка практически отрезало бизнес от кредитования, получение которого и до этого было весьма затруднительным для МСБ.

Диас Еркинов:

"С повышением базовой ставки стало выгодно  вкладывать в тенговые депозиты. А вот инвесторам невыгодно вести бизнес в Казахстане"...

Жаныбек Айгазин – директор Центра исследований прикладной экономики:

"С инвесторами ситуация чуть-чуть другая, они приходят со своими деньгами. Они их привели с международных рынков, под свои проценты. Логика другая. Здесь сейчас не идет речь об экономическом росте. Я хотел бы сказать, что у людей, которые принимают политические решения, и центробанкиров нет дискурса  что первично? Либо экономический рост, либо инфляция? Вначале надо справиться с инфляцией, потом думать об экономическом росте. Тот же самый пример (в Великобритании), предыдущий премьер Лиз Трасс... Почему рынок и  экономика не поверили? Потому что цены-то у них перевалили 10%-ный рубеж впервые за 30 лет, то есть в Великобритании был высокий рост цен. Она сказала, для нас приоритетом является экономический рост, необходимо убрать барьеры... Инфляция, она сжирает этот потенциал роста.

При этом Айгазин пояснил, что если вовремя не обуздать инфляцию, то может наступить самое страшное  стагфляция.

"Это когда падает производство и одновременно идет рост цен",  пояснил спикер, напомнив, что в 70-е годы прошлого века  та же  экономика США была погружена в стагфляцию.

Диас Еркинов:

"Менее месяца назад на форуме машиностроителей премьер Алихан Смаилов практически анонсировал возможное снижение базовой ставкию. Почему Нацбанк все же поступил иначе?"

Жаныбек Айгазин – директор Центра исследований прикладной экономики:

Для правительства самое главное – экономический рост, создание рабочих мест. Национальный банк про это не думает. Для него самое главное – цены. Сейчас в обществе много говорится об этом, мнения возникают, идет большой дискурс, чтобы Нацбанк отвечал и за экономической рост, то есть как ФРС (Федеральная резервная система), у которой есть инфляционное таргетирование, но при этом она смотрит, как это влияет на создание рабочих мест. У нас структура экономики другая, поэтому ему (Нацбанку) приходится лавировать и работать с помощью базовой ставки, чтобы делать деньги либо дороже, либо дешевле.

Полную версию программы "Итоги. Brief" можно посмотреть по ссылке

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться