RU KZ
Денис Березовский: «Это не Чили, но гонка на «пять»!» (часть вторая)

Денис Березовский: «Это не Чили, но гонка на «пять»!» (часть вторая)

12:12 30 Январь 2020 817

Денис Березовский: «Это не Чили, но гонка на «пять»!» (часть вторая)

Автор:

Балжан Бейсенова

«Дакар» в Саудовской Аравии участникам понравился: новая страна – новые впечатления. Многие сошлись во мнении, что у королевства очень большой потенциал для проведения ралли-рейдов.

Своим мнением о том, каким был «первый ближневосточный» с порталом inbusiness.kz поделился бронзовый призер экстрим-марафона 2017 года Денис Березовский. Первую часть читайте здесь.

Новые правила

«На этом «Дакаре» был целый ряд нововведений. И одно из них – выдача роуд-буков с утра, так сделали именно на тех этапах, где была сложная навигация. Сделали это для того, чтобы с роуд-буками не успели поработать мапперы[*] , о которых я уже упомянул. Обычно заезжаешь вечером на бивуак после лиазона – у тебя проверяют приборы, забирают корнет[*]  и тут же тебе выдают роуд-бук, и крась[*] , рисуй – все, что хочешь, делай.

Сейчас в регламенте было прописано, что роуд-бук вообще каким-либо образом раскрашивать и корректировать запрещено, он уже на самом деле очень красивый выходил из рук организаторов. Весь такой цветной, нарядный, понятный. И надо сказать, очень детализированный – без ошибок. Модификации[*] , конечно, выдавали небольшие, но разрешалось работать только с модификациями, которые касались изменений дистанции маршрута. Другие пометки в роуд-буке запретили. Так вот на те этапы, где навигация была действительно сложной, где был возможен читтинг, роуд-буки выдавали не вечером, их выдавали перед стартом. Даже не перед стартом лиазона! Мы с утра выезжали с бивуака – проезжали лиазон независимо от его протяженности, приезжали на точку старта спецучастка. В такой небольшой закрытый парк[*] , огороженный лентами, где все участники в рядочек выстраиваются в несколько линий, чтобы хорошо просматривалось, кто что делает.

Заехал – роуд-бук получил, у тебя есть 15 минут – так по таймингу рассчитано, и потом через 15 минут ты стартуешь. По задумке организаторов это должно было исключить любую возможность того, что мапперы как-то поработают и дадут какие-то дополнительные навигационные подсказки для экипажей. Но скажу честно – это не очень сработало. Наверное, где-то все-таки утечка информации была даже вот в таких условиях. Но это всего лишь мои предположения».  

О марафонском этапе

«Было интересно, но мы себе его представляли несколько иначе. У нас уже бывали марафонские этапы на предыдущих «Дакарах». Это, конечно, такая «жесть», к которой мы готовились основательно. Брали с собой кучу железа (запчастей), спальники – все по-серьезному. Потому что, например, марафонский этап в Боливии – выезжаешь куда-то к черту на кулички, где темно, холодно, страшно – ничего нет, спишь в палатках, такой 100%-ный экстрим. После того как проехал 500-600 км боевых, ни сервиса машине, ни тебе отдыха. Еще есть определенный отрезок времени, за который нужно уложиться подготовить технику на завтра. А на следующий день еще столько же – вот это честный такой марафон.

А в этот раз мы проехали просто спецучасток, приехали в красивый закрытый парк на границе с Арабскими Эмиратами, поставили машины. У нас даже не было ограничения по времени сервиса – копайся с техникой хоть всю ночь. К тому же мы не сильно устали, потому что марафонский участок первого дня состоял из двух секций. Вторую секцию отменили из-за ветра – весь марафон был в дюнах. Вот в первый день после обеда поднялся сильный ветер, и по соображениям безопасности организаторы решили его отменить. Когда дует ветер в дюнах, песок раздувается на ветру и с края дюны сдувает верхний слой. И где он, этот край дюны, на большой скорости становится абсолютно неразличимо. И получается, ты готовишься к пересечению дюны, к спрыжке вниз, а как правильно рассчитать траекторию машины и оттормозиться, не знаешь. Поскольку край дюны не видишь четко! Это очень опасно как для мотоциклистов, так и для автомобилистов. И в нашем случае, когда запустили сначала байкеров и только двое финишировали, а у остальных начались проблемы, авиация посмотрела, что происходит в канале[*]  и быстренько остановила, отменила вторую часть первого спецучастка. Нас просто отправили по асфальту на бивуак, и мы приехали достаточно рано – было много времени на сервис и отдых».

«Бивак марафонский был организован очень хорошо, впрочем, так же, как и все предыдущие. Огромнейший ангар такой новенький, чистенький, с хорошим светом и вентиляцией, где стояло неимоверное количество трехъярусных металлических кроватей с новыми матрацами и подушками, нам нужно было только привезти с собой спальные мешки. А также хорошо организовали гигиеническую зону, туалеты, души – все, что хочешь. Мобильный госпиталь, такая же огромная столовая – ну ничем не отличался этот бивуак от обычного, за исключением того, что с нами не было наших механиков и «техничек»[*]  с запасными частями, кроме тех, что мы с собой привезли.

Но дюны есть дюны, те, кто в песках не разбил машину, то есть не перевернулся, приехали целыми. Потому что в дюнах повреждения ходовой части и разрывов колес практически не бывает, песок в этом плане очень лоялен. Соответственно, если ты машину не перевернул и у тебя нет проблем с электроникой или кузовными деталями, то в общем-то техсервис тебе особо и не нужен. А эти марафонские два дня как раз полностью были пески. Поэтому мы приехали, пыль смели с машин, давление в колесах проверили и пошли ужинать. Но даже если бы трассы были другими, то, видимо, вот этот антураж очень располагал к тому, чтобы хорошо отдохнуть, несмотря на то, что это был марафон».   

День отдыха без «мяса по-казахски»

«Это отдельная история. «Бешпармачить» мы, конечно, привыкли и очень хотелось. Но в этот раз не получилось, потому что в команде просто некому было этим заниматься. Вся команда у нас состояла из двух механиков, одного водителя грузовика, четырех человек в боевых экипажах и одного врача-остеопата. Соответственно, день отдыха посвятили тому, что наводили порядок во всем, чинили машины. Конечно, ненадолго выбрались в город, но даже посмотреть там ничего не успели – поехали купить необходимые запчасти для машин, где-то фары дополнительного света разбили, ремни-стяжки закончились, промывки – гонка есть гонка, всегда что-то нужно. Но голодными мы не остались – спасибо организаторам и принимающей стране. К вечеру пожарили на вертеле десяток, а может, и два, баранов. Сделали вкусный рис и всем этим всех участников накормили. Нашей национальной кухни в этот раз не получилось, но было вполне душевно. Вечером песни под местные музыкальные инструменты, танцы, все хорошо – день отдыха мимо не прошел».

Про второй экипаж

«Поскольку наша команда Forestal Motorsport Team состояла из двух экипажей, обязательно хочу рассказать об Илье Руссе и Антоне Ярошуке (№ 444). Своими силами, в собственном темпе парни финишировали на своем первом «Дакаре». На этой гонке первый раз всем всегда все дается непросто, и если ты на финише, то у тебя есть полное право гордиться этим. Я не знаю, какие у них были чувства, но они проехали и медали получили заслуженно, и поэтому они молодцы.

«Дакар» – это в целом маленькая жизнь, сначала на нее надо решиться, потом на исполнение этого решения настроиться, потом логически все это довести до ума. Это касается выбора автомобиля, подбора людей в команду, организации самой команды, логистики, да и самого «Дакара»... это же две недели непрерывного «танца с бубном». Поэтому Илья и Антон свое дело сделали, и сделали его очень неплохо. Отсюда им респект, они на финише, живые и здоровые, машины серьезных повреждений не получили. «Дакар» есть «Дакар», и они заслуживают того, чтобы их за этот финиш уважали.

Ведь, если быть честными, глядя на другие экипажи, скажем, заводских команд, неважно – мотогонщики, квадроциклисты, автомобилисты, у всех ведущих гонщиков, так сказать, топов, которые всегда в первых рядах, красуются на YouТube в роликах ASO[*] , у них все здорово. Но надо честно посмотреть, что за ними стоит. Это в каждой гонке обязательно автомобиль-донор, в каждой гонке обязательно грузовик Т4[*] , заявленный в другом зачете, но который едет в канале и везет железо для этих экипажей, которые он подстраховывает. И в таком грузовике обязательно присутствует механик, который досконально знает ту гоночную машину, которую он поддерживает. И даже если что-то с этими топ-экипажами случается, они могут быть абсолютно спокойны и уверены, что через какое-то время, неважно, час или два, приедет «волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино»[*] . И такая уверенность дает определенный настрой и спокойствие, что позволяет экипажу ехать максимально правильно на максимально высокий результат. У нас в команде такого надежного тыла не было, но у Ильи с Антоном были мы с Рикардо. И поэтому мы все нормально финишировали, поддерживая друг друга, как и положено в команде».  

Интервью записала Балжан Бейсенова

Фото из Instagram команды «Forestal Team» (Андорра)


 [*]Мапперы (map – с англ. карта) – специалисты по маппингу или мапперству – использованию специальных картографических приложений для разведки маршрута.

 [*]Корнет – тайм-карта, выдают каждому экипажу. Бланк, куда вносят время старта, печати о прохождении каждого КП (контрольного пункта) на трассе спецучастка и наклейка с указанием времени финиша. Каждый день после прибытия в бивуак корнет сдают организаторам.

 [*]Красить роуд-бук или «учить уроки» – размечать дорожную книгу в ходе ознакомления, разноцветными фломастерами штурман отмечает опасные прыжки/ямы и прочее, чтобы быстрее заметить это в ходе гонки.

 [*]Модификация – изменения маршрута, это проверяет накануне этапа специальный экипаж организаторов. Поскольку разведка трассы и разработка маршрута происходит за полгода минимум до самого ралли-рейда.

 [*]Закрытый парк – (фр. parc fermé), если коротко – специальное место на гонке, где машины находятся до старта или после финиша. В этой зоне запрещены ремонтные работы.

 [*]Канал – термин, обозначающий движение боевых машин во время спецучастка. Непосредственно процесс гонки.

 [*]«Техничка» – грузовик технической помощи (ассистанс), боевая «техничка» имеет допуск на трассу.

 [*]ASO – Amaury Sport Organisation, отделение французской медиагруппы EPA, организатор ралли «Дакар» и других спортивных мероприятий, таких как «Тур де Франс» и т. д.

 [*]Т4 – категория в автоспорте для грузовых автомобилей.

 [*]«(прилетит вдруг) волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино» – строка из песни Крокодила Гены для мультфильма Чебурашка (1971 г.), муз. В. Шаинского на стихи А. Тимофеевского.