/img/tv1.svg
RU KZ
Денис Березовский: «Это не Чили, но гонка на «пять»!» (часть вторая)

Денис Березовский: «Это не Чили, но гонка на «пять»!» (часть вторая)

«Дакар» в Саудовской Аравии участникам понравился: новая страна – новые впечатления. Многие сошлись во мнении, что у королевства очень большой потенциал для проведения ралли-рейдов.

12:12 30 Январь 2020 678

Денис Березовский: «Это не Чили, но гонка на «пять»!» (часть вторая)

Автор:

Балжан Бейсенова

Своим мнением о том, каким был «первый ближневосточный» с порталом inbusiness.kz поделился бронзовый призер экстрим-марафона 2017 года Денис Березовский. Первую часть читайте здесь.

Новые правила

«На этом «Дакаре» был целый ряд нововведений. И одно из них – выдача роуд-буков с утра, так сделали именно на тех этапах, где была сложная навигация. Сделали это для того, чтобы с роуд-буками не успели поработать мапперы[*] , о которых я уже упомянул. Обычно заезжаешь вечером на бивуак после лиазона – у тебя проверяют приборы, забирают корнет[*]  и тут же тебе выдают роуд-бук, и крась[*] , рисуй – все, что хочешь, делай.

Сейчас в регламенте было прописано, что роуд-бук вообще каким-либо образом раскрашивать и корректировать запрещено, он уже на самом деле очень красивый выходил из рук организаторов. Весь такой цветной, нарядный, понятный. И надо сказать, очень детализированный – без ошибок. Модификации[*] , конечно, выдавали небольшие, но разрешалось работать только с модификациями, которые касались изменений дистанции маршрута. Другие пометки в роуд-буке запретили. Так вот на те этапы, где навигация была действительно сложной, где был возможен читтинг, роуд-буки выдавали не вечером, их выдавали перед стартом. Даже не перед стартом лиазона! Мы с утра выезжали с бивуака – проезжали лиазон независимо от его протяженности, приезжали на точку старта спецучастка. В такой небольшой закрытый парк[*] , огороженный лентами, где все участники в рядочек выстраиваются в несколько линий, чтобы хорошо просматривалось, кто что делает.

Заехал – роуд-бук получил, у тебя есть 15 минут – так по таймингу рассчитано, и потом через 15 минут ты стартуешь. По задумке организаторов это должно было исключить любую возможность того, что мапперы как-то поработают и дадут какие-то дополнительные навигационные подсказки для экипажей. Но скажу честно – это не очень сработало. Наверное, где-то все-таки утечка информации была даже вот в таких условиях. Но это всего лишь мои предположения».  

О марафонском этапе

«Было интересно, но мы себе его представляли несколько иначе. У нас уже бывали марафонские этапы на предыдущих «Дакарах». Это, конечно, такая «жесть», к которой мы готовились основательно. Брали с собой кучу железа (запчастей), спальники – все по-серьезному. Потому что, например, марафонский этап в Боливии – выезжаешь куда-то к черту на кулички, где темно, холодно, страшно – ничего нет, спишь в палатках, такой 100%-ный экстрим. После того как проехал 500-600 км боевых, ни сервиса машине, ни тебе отдыха. Еще есть определенный отрезок времени, за который нужно уложиться подготовить технику на завтра. А на следующий день еще столько же – вот это честный такой марафон.

А в этот раз мы проехали просто спецучасток, приехали в красивый закрытый парк на границе с Арабскими Эмиратами, поставили машины. У нас даже не было ограничения по времени сервиса – копайся с техникой хоть всю ночь. К тому же мы не сильно устали, потому что марафонский участок первого дня состоял из двух секций. Вторую секцию отменили из-за ветра – весь марафон был в дюнах. Вот в первый день после обеда поднялся сильный ветер, и по соображениям безопасности организаторы решили его отменить. Когда дует ветер в дюнах, песок раздувается на ветру и с края дюны сдувает верхний слой. И где он, этот край дюны, на большой скорости становится абсолютно неразличимо. И получается, ты готовишься к пересечению дюны, к спрыжке вниз, а как правильно рассчитать траекторию машины и оттормозиться, не знаешь. Поскольку край дюны не видишь четко! Это очень опасно как для мотоциклистов, так и для автомобилистов. И в нашем случае, когда запустили сначала байкеров и только двое финишировали, а у остальных начались проблемы, авиация посмотрела, что происходит в канале[*]  и быстренько остановила, отменила вторую часть первого спецучастка. Нас просто отправили по асфальту на бивуак, и мы приехали достаточно рано – было много времени на сервис и отдых».

«Бивак марафонский был организован очень хорошо, впрочем, так же, как и все предыдущие. Огромнейший ангар такой новенький, чистенький, с хорошим светом и вентиляцией, где стояло неимоверное количество трехъярусных металлических кроватей с новыми матрацами и подушками, нам нужно было только привезти с собой спальные мешки. А также хорошо организовали гигиеническую зону, туалеты, души – все, что хочешь. Мобильный госпиталь, такая же огромная столовая – ну ничем не отличался этот бивуак от обычного, за исключением того, что с нами не было наших механиков и «техничек»[*]  с запасными частями, кроме тех, что мы с собой привезли.

Но дюны есть дюны, те, кто в песках не разбил машину, то есть не перевернулся, приехали целыми. Потому что в дюнах повреждения ходовой части и разрывов колес практически не бывает, песок в этом плане очень лоялен. Соответственно, если ты машину не перевернул и у тебя нет проблем с электроникой или кузовными деталями, то в общем-то техсервис тебе особо и не нужен. А эти марафонские два дня как раз полностью были пески. Поэтому мы приехали, пыль смели с машин, давление в колесах проверили и пошли ужинать. Но даже если бы трассы были другими, то, видимо, вот этот антураж очень располагал к тому, чтобы хорошо отдохнуть, несмотря на то, что это был марафон».   

День отдыха без «мяса по-казахски»

«Это отдельная история. «Бешпармачить» мы, конечно, привыкли и очень хотелось. Но в этот раз не получилось, потому что в команде просто некому было этим заниматься. Вся команда у нас состояла из двух механиков, одного водителя грузовика, четырех человек в боевых экипажах и одного врача-остеопата. Соответственно, день отдыха посвятили тому, что наводили порядок во всем, чинили машины. Конечно, ненадолго выбрались в город, но даже посмотреть там ничего не успели – поехали купить необходимые запчасти для машин, где-то фары дополнительного света разбили, ремни-стяжки закончились, промывки – гонка есть гонка, всегда что-то нужно. Но голодными мы не остались – спасибо организаторам и принимающей стране. К вечеру пожарили на вертеле десяток, а может, и два, баранов. Сделали вкусный рис и всем этим всех участников накормили. Нашей национальной кухни в этот раз не получилось, но было вполне душевно. Вечером песни под местные музыкальные инструменты, танцы, все хорошо – день отдыха мимо не прошел».

Про второй экипаж

«Поскольку наша команда Forestal Motorsport Team состояла из двух экипажей, обязательно хочу рассказать об Илье Руссе и Антоне Ярошуке (№ 444). Своими силами, в собственном темпе парни финишировали на своем первом «Дакаре». На этой гонке первый раз всем всегда все дается непросто, и если ты на финише, то у тебя есть полное право гордиться этим. Я не знаю, какие у них были чувства, но они проехали и медали получили заслуженно, и поэтому они молодцы.

«Дакар» – это в целом маленькая жизнь, сначала на нее надо решиться, потом на исполнение этого решения настроиться, потом логически все это довести до ума. Это касается выбора автомобиля, подбора людей в команду, организации самой команды, логистики, да и самого «Дакара»... это же две недели непрерывного «танца с бубном». Поэтому Илья и Антон свое дело сделали, и сделали его очень неплохо. Отсюда им респект, они на финише, живые и здоровые, машины серьезных повреждений не получили. «Дакар» есть «Дакар», и они заслуживают того, чтобы их за этот финиш уважали.

Ведь, если быть честными, глядя на другие экипажи, скажем, заводских команд, неважно – мотогонщики, квадроциклисты, автомобилисты, у всех ведущих гонщиков, так сказать, топов, которые всегда в первых рядах, красуются на YouТube в роликах ASO[*] , у них все здорово. Но надо честно посмотреть, что за ними стоит. Это в каждой гонке обязательно автомобиль-донор, в каждой гонке обязательно грузовик Т4[*] , заявленный в другом зачете, но который едет в канале и везет железо для этих экипажей, которые он подстраховывает. И в таком грузовике обязательно присутствует механик, который досконально знает ту гоночную машину, которую он поддерживает. И даже если что-то с этими топ-экипажами случается, они могут быть абсолютно спокойны и уверены, что через какое-то время, неважно, час или два, приедет «волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино»[*] . И такая уверенность дает определенный настрой и спокойствие, что позволяет экипажу ехать максимально правильно на максимально высокий результат. У нас в команде такого надежного тыла не было, но у Ильи с Антоном были мы с Рикардо. И поэтому мы все нормально финишировали, поддерживая друг друга, как и положено в команде».  

Интервью записала Балжан Бейсенова

Фото из Instagram команды «Forestal Team» (Андорра)


 [*]Мапперы (map – с англ. карта) – специалисты по маппингу или мапперству – использованию специальных картографических приложений для разведки маршрута.

 [*]Корнет – тайм-карта, выдают каждому экипажу. Бланк, куда вносят время старта, печати о прохождении каждого КП (контрольного пункта) на трассе спецучастка и наклейка с указанием времени финиша. Каждый день после прибытия в бивуак корнет сдают организаторам.

 [*]Красить роуд-бук или «учить уроки» – размечать дорожную книгу в ходе ознакомления, разноцветными фломастерами штурман отмечает опасные прыжки/ямы и прочее, чтобы быстрее заметить это в ходе гонки.

 [*]Модификация – изменения маршрута, это проверяет накануне этапа специальный экипаж организаторов. Поскольку разведка трассы и разработка маршрута происходит за полгода минимум до самого ралли-рейда.

 [*]Закрытый парк – (фр. parc fermé), если коротко – специальное место на гонке, где машины находятся до старта или после финиша. В этой зоне запрещены ремонтные работы.

 [*]Канал – термин, обозначающий движение боевых машин во время спецучастка. Непосредственно процесс гонки.

 [*]«Техничка» – грузовик технической помощи (ассистанс), боевая «техничка» имеет допуск на трассу.

 [*]ASO – Amaury Sport Organisation, отделение французской медиагруппы EPA, организатор ралли «Дакар» и других спортивных мероприятий, таких как «Тур де Франс» и т. д.

 [*]Т4 – категория в автоспорте для грузовых автомобилей.

 [*]«(прилетит вдруг) волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино» – строка из песни Крокодила Гены для мультфильма Чебурашка (1971 г.), муз. В. Шаинского на стихи А. Тимофеевского.

Денис Березовский: «Это не Чили, но гонка на пять!»

Чуть больше недели прошло, как «Дакар-2020» стал историей. За этот небольшой отрезок времени пришло первое осмысление результатов.

27 Январь 2020 14:49 10847

Своим впечатлением о том, каким был «первый ближневосточный», с порталом inbusiness.kz поделился Денис Березовский. Казахстанец вышел на старт «Дакара», что называется, «с корабля на бал». Однако это не помешало именитому спортсмену быстро адаптироваться к предложенным условиям. Алматинец отправился покорять экстремальный марафон с новым штурманом, на практически незнакомом транспорте, без должных тренировок, еще и по новым правилам...

Новый дом «Дакара»

«Гонка в Саудовской Аравии, конечно, понравилась, новая страна – новые ощущения. У королевства очень большой потенциал для проведения ралли-рейдов, и в этом году он не был полностью реализован, многие сошлись в этом мнении. Но в целом, конечно, очень хорошо: пески, пустыня зубодробильные трассы, камни – все очень здорово, как альтернатива Южной Америке – очень достойный вариант. Не хватало, наверное, очень высоких дюн, которые мы привыкли видеть в Чили и Перу, но здесь есть свои прелести, и они совсем не менее сложные, поэтому гонка на пять».

«Отличия от Южной Америки все-таки есть. Если говорить о бивуаках – где-то они были организованы даже лучше, чем южноамериканские. Лучше в плане связи, в плане удобств – везде есть туалеты в большом количестве, душевые с теплой водой. Столовая большего размера, чем мы привыкли видеть. Свободные столы были всегда, но разнообразие питания было намного скромнее, чем в Южной Америке. Стонали многие, но голодным никто не остался. Вкусненьких стейков из телятинки свежей аргентинской уже не было, и баночку пива или бутылочку красного вина вечером ввиду определенных ограничений никто не предлагал. Ну ладно, живы-здоровы, с голоду никто не умер, на это глаза можно закрыть.

Болельщики – это, конечно, отдельная история. С Аргентиной, наверное, не сравнится ни одна страна. Это мой опыт, но думаю, что многие меня в этом поддержат. В Южной Америке мы привыкли к тому, что люди в городах, через которые проходит гонка, просто живыми коридорами встречают караван участников. Скандируют, приветствуют, чем-то угощают, и это везде! На протяжении тысяч километров – и на спецучастках, и на асфальтовых секциях – ты видишь очень радушный прием. А здесь, в Саудовской Аравии, такое впечатление, что автоспорт мало кому нужен.

Хорошим показателем может служить финиш. У нас интересно был организован последний день – почти 300 км спецучасток был рассечен зоной нейтрализации. После нейтрализации была вторая часть, которая состояла из 13 километров очень каменистой и закрученной трассы, огороженной лентами и выходящей прямо на сам финишный подиум. Это было в Киддии, пригороде Эр-Рияда, где сейчас саудиты строят самый большой в мире этнотехнопарк. Предполагалось, что здесь будет зритель – вокруг трассы последних километров спецучастка и финишного подиума. К сожалению, посмотреть на финишировавших победителей «Дакара» не пришел практически никто, кроме самих команд. Грустно, но, надеюсь, со временем эта ситуация исправится.

«Дакар» в Саудовской Аравии в это время года – это, конечно, тоже отдельный сюжет для пояснения. Календарь гонки сохранили, она традиционно проводится в самом начале нового года. Но место проведения из южного полушария, где лето, пришло в северное полушарие, где сейчас зима. И зима в пустыне, чтобы вы знали, ночью это ноль градусов. Например, в Аль-Уле и Неоме, где проходили спецучастки первой половины гонки, на следующий день после нашего отъезда выпал снег. Нормальный такой, честный снег, сантиметров десять».

Новый директор гонки

«С Давидом Кастера познакомиться лично удалось только на финишном подиуме, когда он нас награждал. Каких-то явных различий с прежним руководителем пока не видно, за исключением того, что он, придя на эту позицию, сказал: «Я наведу порядок и верну вам классический «Дакар». Что имелось в виду? На сегодняшний день заводские команды и команды с большими бюджетами, самой совершенной техникой, механиками-профессионалами, имеют в своих рядах так называемых мапперов[*] . Это люди, которые имеют доступ к навигационным данным по организации трасс. Они имеют возможность до каждого спецучастка очень быстро обработать роуд-бук[*]  и выдать своим экипажам оптимальные направления для «срезок»[*] , то есть это такой «читтинг»[*] , который совсем не приветствуется. И, конечно, экипажи, которые таких подсказок не имеют, сразу понимают, что шанса заехать в первую двадцатку практически нет. Так вот, новый директор сказал, что подобные вещи будут исключены, и участники соревнований поедут в классическом варианте без каких-либо подсказок и помощи. Поэтому экипажам из Топ-25 в салон установили видеокамеры, в специальные боксы перед стартом закрывали любые телефоны и гаджеты, запрещалось вносить какие-либо поправки в дорожные книги. Но на 100% ограничить утечку информации не удалось. Жаль, но я думаю, если такое стремление у организаторов есть, они своего добьются. Я очень поддерживаю и приветствую это начинание, потому что гонщики должны соревноваться в равных условиях, без какой-либо помощи подобного рода. Иначе этот спорт перестает быть спортом.    

Во избежание корректировки дорожных книг на большинстве спецучастков их выдавали за 15 минут до старта, а не накануне вечером, как это было всегда. Что очень положительно – всем участникам предложили новую программу для смартфонов Sportity. Спортсмены каждой зачетной категории вводили специальный код и получали круглосуточный доступ к постоянно обновляемой информации обо всей гонке: регламенты, все приложения и бюллетени, стартовые ведомости и результаты каждого дня и многое другое, что обычно объединяет в себе весь бумажный материал «Дакара». Многие менеджеры команд даже всплакнули, что теперь рискуют остаться без работы с такой информатизацией».

Новый болид

«Наш UTV, SSV, Т3[*]  – он, конечно, веселее в деле, чем Т2[*] , но не везде. Т2 – это стандартная машина с обязательным оборудованием безопасности, спортивной подвеской, и слегка «накрученным» мотором. По максимальной скорости SSV однозначно уступает любой машине Т2. Его можно разогнать на очень ровной дороге до 120-130 км/час, но никак не более. Да и в категории SSV есть ограничение максимальной скорости в 130 км/час. Быстрее ехать не получается из-за не очень хорошей аэродинамики. Отсутствие стекол создает высокое лобовое сопротивление, да и мотор в 180 л. с. даже с Т2 в скорости тягаться не может. Однако на бездорожье «кибитка», так в шутку SSV называют пилоты других категорий, едет намного лучше, чем «продакшн», и превосходит даже некоторые машины из «супер продакшн». Для неё практически нет преград из-за малого веса и очень энергоемкой подвески. Это также дает больший комфорт для экипажа – не так сильно трясет на камнях. А в песках SSV вообще нет равных – машина едет сама практически везде. Минусы, как я уже говорил, элементарное отсутствие стекол. На некоторых машинах в нашем классе стояли лобовые стекла, но на сегодняшний момент непонятно, плюс это или минус. Что я имею в виду: асфальтовые секции по несколько сотен километров, да и спецучастки – покатайся по ним при температуре +5 на ветру... Радости мало, честно, нам приходилось надевать двойное термобелье, теплые жилеты, ветровые комбинезоны, иначе от мороза не спасешься. Но говорят, что в ближайшем будущем стекла установят все.

В целом очень хорошая машина, построило ее ателье South Racing – это достаточно известный игрок на автоспортивном рынке. Раньше они в основном строили суперпродакшн, сейчас больше UTV, и достаточно успешно. Не только потому, что у них есть какие-то особые секреты. Просто они стали первыми, кто предложил спортивному рынку правильно доработанную альтернативу SSV Polaris RZR. И сделали это на базе нового SSV Maverick Х3 от компании BRP. South Racing за три года создал три поколения спортивных машин, и, надо сказать, одна другой лучше. Мотовездеход, на котором мы ехали, это модель 2019 года, которая на сегодняшний день есть в открытой продаже. Cегодня у них уже есть машины «поколения 2020», которые были представлены на этом «Дакаре», они гораздо совершеннее. У них двигатель мощнее – 200 л. с. вместо 180, улучшенная подвеска (другие рычаги, пружины и амортизаторы), намного лучше аэродинамика и эргономика салона, что очень важно как для экипажа, так и для динамики разгона и максимальной скорости автомобиля. У нас были машины поколения 2019, а машины «поколения 2020» были только у официальных пилотов команды South Racing и команды Monster Energy».

«Многие меня спрашивали, что за проблемы были с нашей машинкой. В первый день не могли разобраться с высотой подвески, несколько раз из-за этого срезало передние и задние приводы. Далее в гонке боролись с топливной аппаратурой и электроникой. Машины в гонке обслуживали наши механики, а не производитель, и определенные нюансы остались нам неизвестны. Пришлось решать проблемы опытным путем. Рикардо Торласчи, мой штурман и очень опытный механик – просто золотые руки, универсальный человек, – занимался подготовкой машин перед гонкой. Но даже он за время подготовки не успел изучить все секреты автомобиля, и некоторые детали для нас открывались уже процессе гонки и стали «сюрпризом». Но это уроки на будущее и тот опыт, который у нас всех теперь есть.

Про штурмана добавлю: тот факт, что мы познакомились перед стартом, я бы не назвал экстримом. Парень хороший, с большим опытом, это у него одиннадцатый «Дакар». Мы очень быстро притерлись, нашли общий язык, общий юмор и понимание и очень хорошо вместе сработались».

Продолжение следует.

Интервью записала Балжан Бейсенова

Фото из Instagram команды «Forestal Team» (Андорра)


 [*]мапперы (map – с англ. карта) – специалисты по маппингу или мапперству – использованию специальных картографических приложений для разведки маршрута.

 [*]роуд-бук – дорожная книга, описание маршрута с помощью специальных обозначений.

 [*]«срезка» – сокращение маршрута.

 [*]«читтинг», читерство (cheat – с англ. мошенничать, обманывать) – получение нечестного преимущества с помощью нестандартного программного обеспечения или спутникового оборудования.

 [*]Т3 и Т2 – категории в автоспорте, Т3 – мотовездеходы.

 [*]Т2 – стандартные минимально модифицированные автомобили.

«Дакар-2020»: навеки в строю…

Накануне все СМИ мира и все ленты в социальных сетях распространили печальную новость – на «Дакаре» погиб известный мотогонщик Паоло Гонсалвеш. К сожалению, этот ралли-марафон печально известен человеческими жертвами с самого начала своей истории в Африке.

13 Январь 2020 15:03 1680

Три года – 2016, 2017, 2018 – на «Дакаре» не было жертв. И вот снова. На 276 км скоростного спецучастка 7-го этапа между Эр-Риядом и Вади-эль-Давасиром погиб португалец Паулу Гонсалвеш (№ 8) из команды HERO MOTOSPORTS TEAM RALLY. Медицинский вертолет прибыл на место падения через 8 минут после получения сигнала. Мотогонщик уже был без сознания, у него остановилось сердце. На вертолете его отправили в ближайший госпиталь, где и констатировали смерть. Гибель Пауло Гонсалвеша привела в шок всех на ралли-марафоне, особенно мотогонщиков. Его уважали как опытные, известные гонщики, так и начинающие. Это был его 13-й «Дакар»…

«Мы познакомились с Paolo Gonsalves в ноябре 2007 г. перед гонкой Shamrock в Марокко. Мы были в одной команде HT Team Honda Europe. На тренировке перед ралли он научил меня переключать скорости в песках «без сцепления»… Чемпион мира, призер «Дакара». Мы называли его Speedy Gonsales. Он был добрым и отзывчивым, смелым и техничным. Легенда «Дакара» и мотогонок. Невысокого роста, он запрыгивал на мотоцикл на ходу и спрыгивал с него при остановке – он не доставал ногой до земли, когда сидел. Сегодня он погиб на ралли «Дакар» в Саудовской Аравии в пустыне Руб аль Кхали. В этой пустыне мы скорбим. Покойся с миром, Друг!» – написал у себя на страничке известный мотогонщик, дакаровец Вадим Притуляк.

На вечернем брифинге память португальского спортсмена почтили минутой молчания. После встречи с гонщиками организаторы решили отменить 8-й этап для категории мотоциклов и квадроциклов, чтобы дать мотосемье «Дакара» время оплакать своего друга.

Это второй случай в истории гонки, когда мотогонщики прерывают гонку из-за гибели своего товарища. В 2005 году на «Дакаре» погибли пять человек. С разницей в несколько этапов разбились два мотогонщика: после 7-го этапа испанец Хосе Мануэль Перес и на 11-м этапе – легенда ралли-марафона Фабрицио Меони, двукратный победитель «Дакара» 2001 и 2002 годов. Соперники и сотоварищи Меони отказались выходить на следующий этап. «Директор гонки Этьен Лавинь принимал решение об отмене с тяжелым сердцем: вычеркнуть целый этап – значит, вызвать огромные финансовые затраты, в том числе и на транспортировку каравана вместе со всей тяжелой техникой самолетами к старту 13-го отрезка. Но вечерний брифинг показал, что ни о какой концентрации и самообладании речи идти не может. Выпустить мотокараван на трассу – это еще раз подвергнуть людей риску, причем неоправданному!» – написала газета «Московский комсомолец». После итальянского гонщика, уже в самом конце ралли-марафона, погибли еще два мотоциклиста из Бельгии и девочка из местных жителей.

Здесь стоит отметить одну примету «Дакара». Опытные гонщики никогда не говорят «мой последний «Дакар». 47-летний Фабриццио Меони перед стартом в 2005 году говорил: «Чтобы участвовать в этой гонке, ее надо любить больше жизни». И планировал после этого «Дакара» завершить раллийную карьеру, чтобы уделять больше времени своей семье. До своей гибели мотогонщик вместе с женой организовал фонд помощи детям Сенегала, на собранные деньги удалось построить школу.

Я не знаю другого спортивного соревнования, а «Дакар» – это все-таки состязание, где еще в самом начале участников предупреждают о возможной гибели. В заявочной анкете, будь то гонщик, механик, журналист или менеджер команды, каждый должен заполнить строчку, где организаторы просят указать ближайший к месту жительства аэропорт – куда доставить ваше тело. И контакты лица, кто заберет его… Но это никого не останавливает.

Трагедия с Паоло Гонсалвешем произошла сразу после дня отдыха. И это усиливает горечь произошедшего. Но, по сути, день отдыха – понятие очень условное. Пилоты и штурманы могут выспаться, вот и весь отдых. Потом нужно постирать комбинезоны и термобелье, поработать над ошибками, помочь механикам. У них самый что ни на есть тяжелый рабочий день – полная профилактика и текущий ремонт всех узлов и агрегатов. У журналистов тоже насыщенный день – обычно на ралли-марафоне в этот день во многих командах проходит день национальной кухни. Казахстанцы обычно варили «мясо по-казахски». Экипаж № 352 Андрея Чередникова и Игната Фалькова не нарушил традицию.

К старту второй половины марафона «Дакар-2020» в категории внедорожников по официальной статистике осталось на 24% меньше участников! Трасса линейного 7-го этапа «Эр-Рияд – Вади Эль-Давасир» (741 км, из которых 546 км в зачет времени) состояла из довольно интересного микста. «Гонкой моторов» назвали этот этап опытные дакаровцы, поскольку превалировали быстрые скоростные дороги, но были и участки с песками и дюнами. Для казахстанского экипажа Андрея Чередникова/Игната Фалькова спецучасток не задался из-за возникшей технической проблемы в коробке передач.

«Седьмой этап «Дакара-2020» ознаменовался сменой нашего формата. Если до этого целью было закрепиться в двадцатке, и это было выполнимо, то после сегодняшнего дня успешный финиш уже казался успехом. Этот день – самый длинный из этапов, 547 боевых километров – и мы на 212-м км ломаем коробку, как оказалось, первичный вал. Первая мысль – все, приехали... Но, поняв, что машина с хрустом и скрипом может доехать до зоны КВ (контроля времени – прим. авт.), до спасительного асфальта, приняли ряд действий. Сумели развернуть наш грузовик техобслуживания, идущий в следующий бивуак, разобрали часть машины, дождались механиков. Они в чистом поле за два часа заменили коробку на новую. Из оставшихся 350 км мы половину ехали в полной темноте... дюны, каменные плато и скоростные участки... это мощный опыт и колоссальные нагрузки... но мы финишировали спецучасток и не унываем. Мы в гонке, и это главное. «Дакар» никогда не был благодушен к своим гостям и всегда рад испытать их на прочность...» – рассказал штурман Фальков после прибытия на бивуак. В итоге казахстанцы завершили день на 64-й позиции и опустились на 45-е место в абсолюте.

В порядке и Денис Березовский со своим штурманом Рикардо Торлащи. Их экипаж мотовездехода № 407 закончил 7-й этап ралли «Дакар» на 24-й позиции, а в генеральной квалификации – на 27-й.

Сегодня, 13 января, участников ждет восьмой этап гонки. Кольцевой спецучасток вокруг Вади Эль-Давасир приготовил в своем маршруте красивейшие пейзажи и удивительные цветовые контрасты: черные камни, белый песок, красные каньоны. Любители скорости вновь смогут получить удовольствие от максимального разгона, но, добравшись до зоны песков, нужно будет менять тактику! Старт первого автомобиля на спецучастке в 08:25 местному времени*.

* разница во времени между Нур-Султаном и Эр-Риядом 3 часа, когда в Казахстане 10 утра, в Саудовской Аравии 7 утра.

Балжан Бейсенова

Автор благодарит пресс-службу команды «OFFROAD KAZAKHSTAN» за помощь в подготовке материала

Официальный сайт гонки: www.dakar.com