Представители кикшерингового бизнеса считают, что новый закон, принятый мажилисом и предусматривающий ужесточение требований к водителям самокатов, приведет к росту числа ДТП и увеличению показателей печальной статистики по пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, сообщает inbusiness.kz
Бизнесмены и активные пользователи недоумевают, почему представители различных ветвей власти вместо развития инфраструктуры для средств индивидуальной мобильности в стране идут по наиболее легкому пути – запретов и ограничений, что и обсудили сегодня в Алматы.
По словам представителя одной из крупнейших казахстанских компаний по шерингу самокатов Мейрамбека Абелкасова, в законе есть требования, которые идут вразрез со здравым смыслом. Ограничительные меры, предусмотренные в законе, приведут к оттоку пользователей кикшеринга, который уже довольно серьезно регулируется самим бизнесом, в пользу частных самокатов, которые практически невозможно контролировать.
"Мы не понимаем, почему при статистике менее 0,001% происшествий на количество поездок, при отсутствии жертв за последние годы депутаты решают взять и отправить электросамокаты на проезжую часть? В силу своих технических особенностей и ввиду не очень качественного состояния инфраструктуры падение на тротуаре будет иметь для пользователей самокатов совсем другие последствия, нежели это случится на проезжей части.
Если честно, я не очень хорошо понимаю, как водителю самоката в этом случае помогут шлем и водительские права, когда на тебя наедет легковой автомобиль или автобус.
В соседней стране, где средства индивидуальной мобильности развиты гораздо в большей степени, МВД выступает против движения электросамокатов, велосипедов по автомобильным дорогам, куда их водители могут выезжать только в крайних случаях. Подобные нормы и в Грузии. У нас же – микс из законов, который мы не видели ни в одной из девяти стран, где работаем.
Если честно, я не знаю, как повлияет этот закон на бизнес, ведь непонятно, кто и как будет следить за соблюдением его норм. Мы (представители кикшерингового бизнеса. – Ред.) считаем этот закон очень "сырым". К сожалению, в рабочей группе, работавшей по законопроекту, не было ни одного специалиста отрасли, ни экспертов, ни представителей этого бизнеса. Как люди, которые никогда не ездили ни на самокатах, ни на велосипедах, могут принимать решения, не проведя ни одного исследования?
Во время подготовки закона мы предлагали депутатам сделать тест и выехать на самокатах, проехаться на них по городу по правилам, которые они хотят принять. Депутаты отказались, сославшись на занятость в борьбе с представителями этого вида бизнеса. Сейчас мы предлагаем это сделать сенаторам в любое время, в любом месте, чтобы они могли попробовать проехать по автомобильным дорогам хотя бы пять километров", – делится своим видением проблемы Мейрамбек Абелкасов.
Закон ограничивает скорость самокатов на тротуарах 6 км/час. По мнению представителей отрасли, такая скорость делает бессмысленным использование кикшеринговых самокатов, что, помимо перехода части пользователей на личные самокаты, приведет к увеличению использования личного транспорта, такси и повышению нагрузки на общественный транспорт.
Корень проблемы лежит в "агрессивности" проезжей части, считает специалист по вопросам микромобильности Ануар Жусупов.
"Люди едут на самокатах и велосипедах по тротуарам не для того, чтобы кого-либо убить или покалечить. Доля хороших или плохих водителей такая же, как и везде. Проблема того, что вытворяют некоторые водители на тротуарах, заключается в "агрессивности" проезжей части, и это корень вопроса, который необходимо решать. Представители власти у нас любят ссылаться на международный опыт, а в случае с самокатами обязательно на опыт Парижа, который продлил контракт с кикшеринговыми компаниями. Но при этом никто из них не говорит, что в Париже для автомобилей ограничена скорость в 30 км/час на всех улицах, и это ограничение делает проезжую часть безопасной для всех – для автомобилей, для пешеходов, для велосипедов и самокатов. Поэтому надо не ограничивать скорость на тротуарах для самокатов, а решать проблемы с проезжей частью", – резюмировал Ануар Джусупов.
Сотрудник алматинского управления городской мобильности Марат Туменбай рассказал, что город Алматы продолжает развивать инфраструктуру, необходимую для средств индивидуальной мобильности.
"На сегодняшний день в городе проложено около 80 километров велодорожек и велополос, и с каждым годом планируется увеличение этого показателя на 10-15 километров. Не везде есть возможность сделать полосу для велосипедов и самокатов, но новый закон допускает движение самокатчиков по автобусной полосе, я считаю это большим плюсом.
Что же касается ограничения скорости до 6 километров в час на тротуарах, то я не согласен с этой нормой, ведь на такой скорости очень сложно удержать равновесие на самокате. Сегодня мы планируем провести встречу с представителями кикшеринговых компаний, чтобы обсудить новшества", – выразил свое мнение представитель акимата Алматы.
Еще одной проблемой для пешеходов уже давно стали оставленные прямо посредине тротуаров, велодорожек, пешеходных переходов, во дворах многоэтажек или у подъездов домов самокаты. Но представители бизнеса заверяют, что работа в этом направлении ведется. Между конкурирующими компаниями заключено соглашение, согласно которому сотрудники любой из них, увидев неправильно припаркованный самокат, переставляют его согласно правилам.
Сейчас в городе увеличивается количество специальных парковок самокатов, что способствует привлекательности кикшеринга для пользователей, делая сервис более доступным.
Напомним, разработчики закона убеждены, что, пока у водителей самокатов нет ограничений по возрасту, психическому или физическому состоянию на момент управления, нет четких требований к необходимой скорости и выполнению правил дорожного движения, пока частные самокаты не пронумерованы, чтобы их можно было вычислить в случае нарушений, ситуация для пешеходов и на дорогах не улучшится. В Алматы это стало настоящей проблемой.
Читайте по теме:
В Казахстане участились случаи ДТП с участием мопедов и самокатов
Депутат потребовал создать инфраструктуру для электросамокатов
Утверждены правила для электросамокатов