В Караганде в конце прошлой недели на совещании по вопросам технологической модернизации предприятий речь шла не только об "умных заводах, рудниках, пароходах", но и о системе подготовки кадров для самой Индустрии 4.0. Необходимо отметить, что это совещание было весьма богатым на откровения.
Мы уже в "Клубе тридцати"
Во-первых, премьер озвучил генеральную линию правительства: "Голова о сокращенных работниках должна болеть не у работодателя, а у акима": переобучением и трудоустройством сокращенных работников будет заниматься не сокращающий их предприниматель, а местная исполнительная власть.
"Если "АрселорМиттал" применяет такие-такие технологии… Мы говорили, когда господин Миттал приезжал, он тогда даже обрадовался, что наконец-то… Если сегодня государство модернизирует, применяет новые технологии, то понятно, что люди будут высвобождаться", – сказал глава кабинета министров.
(По всей видимости, Бакытжан Сагинтаев говорил о своей не афишировавшейся встрече с Лакшми Митталом 9 июня 2017 года в Астане, на которой, по информации abctv.kz, должны были обсуждаться несколько вопросов: модернизация и расширение сортамента, восстановление на рудниках АМТ установок дефосфоризации, а также травматизм и нормативы численности персонала).
А во-вторых, магистр экономических наук, а по совместительству министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев четко дал понять, что система национального образования будет обслуживать большой бизнес и даже платить ему за это бюджетные деньги.
Так что Казахстан медленно, но верно входит в тридцатку самых развитых государств мира. Тех самых, где большой бизнес и транснациональные корпорации управляют государством.
Что те надо
Необходимость кооперации бизнеса и образования в вопросе подготовки кадров для Индустрии 4.0 в первую очередь понимают сами предприниматели, которым нужны высококлассные специалисты.
"Для реализации программы модернизации и цифровизации нужно новое поколение менеджеров со знанием в области IT, обязательно с умением выстраивать и читать экономические модели. Для решения этого проекта мы будем активно привлекать образовательные структуры", – заявил в ходе своего выступления исполнительный директор ТОО "Казцинк" Нариман Куанышев.
Министр образования и науки Ерлан Сагадиев не только выступил в унисон с представителем крупного капитала, но и пошел еще дальше, пригласив тот самый капитал в партнеры национальному образованию, да еще с правом решающего голоса.
Глава МОН сообщил, что министерство разработало новый закон, который, надеется министр, в текущем году уже примут. Суть закона, по словам Ерлана Сагадиева, в следующем:
"Он, с нашей точки зрения, начинает решать основную проблему нашего высшего образования: то, чему мы учим, предприятиям должно быть надо", – по-цицероновски кратко и емко выразился министр образования РК.
То есть решать, специалистов какого профиля готовить в своих стенах, будут уже не сами вузы, а отраслевые ассоциации работодателей. Например, если вуз готовит металлургов, то решение за Ассоциацией горнодобывающих и горно-металлургических предприятий, а если финансистов, то "голосующий пакет акций" у ОЮЛ "Ассоциация финансистов Казахстана" и так далее.
"Все вузы выступят со своими образовательными программами перед ассоциациями, куда входят вузы, и ассоциации должны присвоить рейтинг: сказать, что эти программы полезные, хорошие, современные, полезные или бесполезные. После этого министерство будет вести реестр образовательных программ. И все, по мнению работодателей, ненужные образовательные программы мы из реестра вычеркнем", – заявил министр образования.
Не идущие в ногу со временем (или ассоциациями) высшие учебные заведения, чьи программы не попадут в министерский реестр, встанут, как былинные богатыри на перепутье, для которых Ерлан Сагадиев указал три направления.
"Первое – закрыть программу (специальность) и потерять студентов. Второе – пойти в тот вуз, у которого она хорошая, перенять опыт, договориться и всю программу перенять. Третье – разработать новую программу с предприятиями, зарубежными партнерами, зарубежными вузами.
Таким образом, мы все плохие образовательные программы надеемся с рынка в течение двух-трех лет убрать", – сказал он.
Мало кто может остаться
Соответствующий закон еще не принят, но МОН эту работу уже начал, сообщил министр:
"Месяц назад собирались с айтишниками и начали готовить реестр образовательных программ по IT с НПП "Атамекен", нам в этом очень сильно помогает. Будет опрос более двухсот IT-предприятий на предмет, какие образовательные программы они считают нужными, и их имеет смысл оставить".
Еще раз повторив, что, несмотря на то, что закон еще не принят, Ерлан Сагадиев выразил надежду "для IT-сектора с реестром в этом году выйти и предупредить, что останутся только вот эти несколько. По предварительным данным, на сегодняшний день у нас меньше половины образовательных программ останется. И, таким образом, отрасль за отраслью мы хотели бы образовательные программы почистить".
Тем самым, по мнению министра, вузы получают академическую свободу, они могут преподавать то, что они считают нужным.
Стихи и проза, лед и пламень
Далее Ерлан Сагадиев продолжил наращивать смычку бизнеса и образования и заявил, что за подготовку государством кадров для бизнеса само государство будет ему, бизнесу, платить из бюджета страны. По 20000 тенге за каждого студента колледжа.
"По дуальному обучению тоже часто поднимается проблема у нас, так сказать, десятилетиями: студенты ходят на предприятия – их туда не пускают. Действительно, они там не нужны: лишние проблемы и риски. Поэтому, экономических стимулов для предприятия нет. Налоговый кодекс под это менять никто не хочет, это, наверное, правильно. Поэтому мы что сделали в этом году: мы решили определенные деньги, условно говоря, заложить – 20000 тенге на каждого студента уже стоимость самой стипендии колледжа, техникума, которые они обязаны потратить на мастера производства".
А если в группе 10 человек, то уже 200000 тенге должны достаться мастеру на производстве, считает министр образования, "будь это старший повар, парикмахер или прораб или мастер участка ферросплавного, лично ему, если так получится".
45 лет назад в СССР в ведении государственного комитета профтехобразования было 69 индустриально-педагогических техникумов, которые готовили техников-мастеров производственного обучения, с ежегодным выпуском свыше 10 тысяч специалистов. Преподавателей специальных дисциплин готовили инженерно-педагогические факультеты 13 политехнических институтов.
Важное место в учебно-производственной работе занимал продуманный план производственной практики, который имел конкретный характер. При его составлении учитывались условия базовых предприятий, намечалась правильная расстановка учащихся по группам, учитывалось время мастеров производственного обучения и преподавателей, ответственных за проведение практики учащихся.
Сейчас же практически на любое предприятие из группы в 10 человек можно будет принять одного-двух практикантов, а вот за десятком студентов новоиспеченный мастер производственного обучения без педагогического образования, пусть даже и внезапно разбогатевший на 200000 тенге, уследить уже не сможет.
Более того, магистр экономических наук Ерлан Сагадиев не усмотрел и другой, самой важной проблемы: а что же получит сам владелец предприятия от такого сотрудничества с колледжем?
"Мастер получит деньги, а на мне будет лежать ответственность за технику безопасности, затраты на спецодежду и средства индивидуальной защиты, обязательный медицинский профосмотр и пресловутое обязательное медицинское страхование? Нет уж, увольте: это крупные предприятия себе такое могут позволить, а свой десяток-другой специалистов я и сам подготовлю", – поделился abctv.kz владелец металлообрабатывающего предприятия в приватной беседе.
Тем не менее, министр образования надежды не теряет: "Мы думаем, что директора колледжей и преподаватели начнут искать тех мастеров на производстве, которые эти группы будут принимать. С сентября этого года эта программа начинает работать".
В выпускнике колледжа все должно быть прекрасно
Завершая тему подготовки кадров для Индустрии 4.0, премьер-министр Бакытжан Сагинтаев рассказал о своей поездке в один из областных центров. Во время повествования он не скрывал эмоций, говоря о безответственности местной исполнительной власти в вопросе подготовки кадров:
"Вот мы были в Павлодаре. Ужаснулся от одного только, что наши колледжи и акиматы вообще не думают о том, каким образом готовить специалистов, какие навыки им давать. Накатанно-отработанно сегодня идет. Вчера только говорили: по госзаказу задача поставлена другая, нужно людей обучать другим специальностям, чтобы они отсюда выходили и уже уходили на другие сектора".
Затем Бакытжан Сагинтаев, обращаясь к акимам областей в лице главы Карагандинского региона Ерлана Кошанова, дал им всем задание готовить в колледжах таких специалистов-многостаночников, чтобы они еще "в базовой комплектации" были шустрые и многозадачные, как iPhone:
"Вузы в ведении министра, а колледжи у вас – у акимата. Там надо прошерстить – кого готовить, какие специальности. Надо готовить, чтобы они могли менять навыки свои очень быстро. Я каждый раз говорю: у нас каждый раз новое появляется: iPhone пятый, шестой, седьмой. Нам необходим один день, чтобы научиться в этих новых приложениях, чтобы спокойно пользоваться новыми инструментами. Но главное – мы знаем, как работать с iPhone. Вот точно так же у специалиста базовые навыки должны быть".
Олег И. Гусев