Готовитесь к операции и проходите все обследования, а в поликлинике нет записи на ближайшее время и вас отправляют на платные обследования? В другой клинике требуют предоставить направление в бумажной варианте? Не знаете, должны ли погасить задолженность, если служили в армии или учились за границей? Inbusiness.kz публикует ответы Фонда социального медицинского страхования на часто задаваемые вопросы.
Вопрос 1:
"В частной клинике планируется проведение операции на ногу. Там мне сообщили, что могут сделать ее по ОСМС. Дали список необходимых обследований, чтобы прошла все в своей поликлинике. А разве такое возможно? Я слышала, что поликлиника сама направляет в какую-либо больницу, с которой работает. Могу ли последовать совету частного медицинского центра и прийти к ним по ОСМС через свою поликлинику?"
Ответ:
Да, можете. В этом и есть одно из удобств системы ОСМС – свободный выбор медорганизации для получения медуслуг.
Поликлиника может направить своего пациента за получением медицинской услуги как в медицинскую организацию, с которой у нее заключен договор соисполнения, так и в ту, которую выбрал сам пациент. Главное – чтобы эта клиника была в базе поставщиков фонда.
В вашем случае медицинская организация уже сама подтвердила вам, что работает по ОСМС и готова вас принять по направлению. Вы имеете право пройти все необходимые обследования в своей поликлинике, и она оформит вас на портале "Бюро госпитализации", указав нужный вам медицинский центр.
Вопрос 2:
"Через несколько дней у меня госпитализация в дневной стационар в своей же поликлинике. Нужно сдать несколько анализов, сделать флюорографию и электрокардиограмму. Анализы сдал, "флюру" прошел. А вот с ЭКГ возникла проблема: сказали, что ближайшая запись только через две недели. Тот факт, что тогда не успею на дневной стационар, ничего не решил. Предложили пройти ЭКГ у них же, но платно. Права ли поликлиника? Что делать пациенту?"
Ответ:
Заключая договор с фондом на оказание тех или иных медицинских услуг, медицинская организация берет на себя обязательства по исполнению условий договора. Отсутствие необходимых врачей, оборудования и другие факторы не являются объективной причиной для непредоставления или задержки оказания медицинских услуг пациенту.
В данном случае, если поликлиника не может своевременно сама предоставить вам услугу ЭКГ, которая необходима для госпитализации в дневной стационар, вас должны направить в другую медицинскую организацию по соисполнению.
В случае недоступности медицинской помощи пациент может обратиться в службу поддержки пациента либо непосредственно к руководству данной медицинской организации.
Вопрос 3:
"Меня направили в городскую больницу от поликлиники к профильному врачу по ОСМС. До этого сдал все необходимые анализы у себя на участке. Но этот врач во время консультации попросил сначала распечатать все результаты и лишь потом приходить на прием. Говорит, что "не должен делать за меня эту работу", якобы все нужно в бумажном виде прикладывать. Правомерно ли, что мне отказывают в заключении из-за этого? Где мне взять сами анализы, если доступа к медицинской информационной системе у меня нет (специального мобильного приложения нет, пользуюсь кнопочным телефоном)? И где искать услуги распечатки возле больницы?"
Ответ:
Одно из требований к поставщикам медуслуг ОСМС – наличие медицинских информационных систем. Это информационные системы, в которых в электронном формате ведется запись всех полученных медуслуг пациентом. Эти медицинские записи доступны врачам и самому пациенту.
В Вашем случае врач, у которого Вы получали медуслуги по ОСМС, мог увидеть все нужные ему сведения в информационной системе и не было необходимости распечатывать их на бумаге.
В таких спорных ситуациях полезным будет обратиться в службу поддержки пациента медицинской организации, в которой возникло непонимание.
Добавим, что пациент же имеет право запросить распечатку всех анализов в своей поликлинике, если они ему необходимы для личного пользования или для предоставления в другие клиники (например, при обращении в частном порядке).
Вопрос 4:
"Отправили на рентген в другую поликлинику, так как в нашей сломался аппарат. Когда записываешься к ним на прием по телефону, сразу предупреждают, что без бумажного направления не примут. А поликлиника не выдавала распечатанное направление, ссылаясь на то, что его увидят в электронной базе. Как мне быть, если откажут в приеме?"
Ответ:
Здесь аналогичная ситуация, как и в предудыщем вопросе. Пациента отправляют по соисполнению в другую клинику, которая должна видеть направление онлайн, однако интеграция информационных систем может не произойти день в день. Возможно, в таких случаях поликлиника просит продублировать направление на бумажном носителе, чтобы оперативно принять пациента.
Вопрос 5:
"Мой сын служил в армии в период с конца 2021-го по конец 2022 года. Недавно обратились в поликлинику, там отказали в медицинской помощи и заставляют оплатить задолженность за время службы в армии. Хотя я настаивала, что за него должно было платить взносы государство, как за льготника. Как нужно поступить на самом деле?"
Ответ:
Вы правы, период прохождения срочной воинской службы в Вооруженных силах РК является льготным в системе ОСМС. Взносы и отчисления служивший производить не должен. Данные о солдатах направляют органы обороны. Если по каким-либо причинам сведения не были своевременно переданы, возникает задолженность.
В данном случае Вашему сыну необходимо написать заявление об аннулировании задолженности на имя руководства Фонда социального медицинского страхования, приложить скан-версию военного билета, тем самым подтвердив период прохождения службы, и направить по электронному адресу: kanc@fms.kz.
Если Вы уже произвели оплату задолженности, то вы можете подать заявление на возврат ошибочно уплаченных взносов посредством государственной услуги на egov.kz.
Вопрос 6:
"Я работаю официально в частной компании. Отчисления и взносы за меня производят. Но недавно увидел, что я не застрахован. При проверке по ИИН через Saqtandyry-bot в Telegram показывает задолженность за часть периода, когда я учился за границей. Почему остальные годы учебы не выходят как долг? Что мне делать, нужно оплатить эти месяцы?"
Ответ:
"Если Вы учились за границей в очной форме, то в этот период Вы относились к льготной категории населения и взносы на ОСМС за Вас платило государство. Чтобы данные студента, обучающегося за рубежом, отобразились в информационной системе министерства науки и высшего образования РК, необходимо было подать обращение на портале электронного правительство egov.kz в разделе "Регистрация студентов, обучающихся за рубежом" и прикрепить подтверждающий документ (справка с места учебы). Обновление производится в каждом семестре. По всей видимости, в одном из периодов Вы не подтвердили, что продолжаете учиться, и за Вас государство не оплатило взносы.
Сейчас погашать задолженность за период обучения не нужно. Необходимо направить собственноручно написанное заявление на имя руководства Фонда социального медицинского страхования с просьбой аннулировать задолженность за период учебы по почте: kanc@fms.kz, приложив документ об образовании с переводом на государственный или русский язык.
После проверки задолженность будет аннулирована. Если за остальные периоды произведена оплата взносов и отчислений, Ваш статус поменяется на "ЗАСТРАХОВАН".
Напоминаем, если у вас остались вопросы, вы можете задать их в своей поликлинике, обратившись в службу поддержки пациента.
Каналы подачи обращений в Фонд социального медицинского страхования и проверки статуса застрахованности:
- официальный сайт fms.kz;
- контакт-центр 1406;
- мобильное приложение Qoldau 24/7;
- SaqtandyryBot в Telegram.
Также проверить свой статус в системе медицинского страхования и узнать о произведенных платежах можно посредством государственной услуги "Информация о медицинских услугах и о перечисленных суммах в ОСМС" на сайте электронного правительства РК egov.kz в разделе "Здравоохранение".
Читайте по теме:
Медучреждения Приаралья допустили дефекты медпомощи на 1 млрд тенге
Алихан Смаилов поручил расширить скрининги на онкологию
Во сколько обходится "ребенок из пробирки" в Казахстане