О реконструкции транспортного коридора Центр – Запад и дороги Карабутак – Костанай рассказали в АО "НК "КазАвтоЖол".
Карабутак – Костанай
В 2020 году реконструкция дороги республиканского значения Карабутак – Костанай выйдет на финишную прямую и решит вопрос логистических связей между Костанайской областью и Западным Казахстаном. В границах Карабутак – Денисовка ремонтные работы уже завершены. На отрезке Денисовка – Тобол стартовали минувшим летом. В 2020-м подрядчики зайдут на пока не отремонтированные 48 км участка Тобол – Рудный. В областном филиале АО "НК "КазАвтоЖол" отметили, что реконструкция в границах Денисовка – Тобол началась в текущем году и плановые объемы работ были выполнены. Важно и то, что изначально заявленные суммы на реконструкцию были перераспределены и несколько увеличены. Ранее в "КазАвтоЖол" отмечали, что подрядчикам ТОО "Иврус", который работает в границах Денисовка – Перелески, а также ТОО "АБК-Автодор НС" на ведущий ремонт на участке Перелески – Тобол на 2019 год было выделено по 1 млрд тенге. Область вела переговоры с министерствами о выделении дополнительных сумм, в том числе за счет перераспределения 2 млрд тенге, что были предусмотрены на начало работ на участке Тобол – Рудный. Последнего в итоге не произошло.
Сегодня в отчетах нацкомпании речь идет о том, что ТОО "Иврус" освоило выделенные на текущий год 2,5 млрд из 6,9 млрд тенге, предусмотренных договором. За сезон 2019 года компания отремонтировала 10,5 километра дороги, а также выполнила значительный объем работ по строительству ДЭУ (дорожно-эксплуатационного управления) в районе села Денисовка. Строительство зданий продолжается. ТОО "АБК-Автодор НС" освоило 1,7 из 7,8 млрд тенге. На участке Перелески – Тобол успели отремонтировать 9,8 км дороги, а также приступили к строительству дорожной развязки в районе города Лисаковска. На зимний период движение в границах Денисовка – Тобол пущено по основной частично уже отремонтированной дороге.
Как отметил директор областного филиала "КазАвтоЖол" Андрей Горвад, с подрядчиками достигнута договоренность о том, что оставшийся объем работ будет выполнен в 2020 году, хотя по договору реконструкция участка Денисовка – Тобол должна была продлиться до 2021 года включительно.
Наибольшие сложности в текущем году возникли с началом работ на участке Тобол – Рудный протяженностью 48 километров. Первоначально проект по реконструкции этого участка под ключ (от разработки проектно-сметной документации до выполнения строительно-монтажных работ) должен был реализовать холдинг BI-Group. Однако летом текущего года стороны пошли на расторжение договора: проектировщики не смогли "вжаться" в ТЭО (технико-экономическое обоснование). В результате было принято решение разбить этот участок на четыре разных проекта: Тобол – мост через реку Аят, сам мост через Аят, поворот на село Айет – Рудный, а также 5 км от Рудного в сторону Костаная. По словам Андрея Горвада, сегодня три из четырех проектов уже "зашли" на госэкспертизу. Ожидается, что к маю будут определены подрядчики, которые приступят к работе параллельно на всех участках. В "КазАвтоЖол" также отметили, что объездную дорогу в связи с ремонтом моста через Аят делать не будут, а организуют реверсное движение.
Из центра на запад через Аркалык
Дата начала реконструкции коридора Центр – Запад (Нур-Султан – Аркалык – Торгай – Иргиз) пока не определена. Сегодня, по данным, озвученным в "КазАвтоЖол" ремонт, 401 километра на территории Костанайской области поделен на девять разных участков. Проектно-сметная документация по семи из них уже находится на госэкспертизе. Один проект уже прошел эту стадию. Задержка по девятому участку в районе поселка Амангельды связана с тем, что здесь провели капитальный и средний ремонт дороги. Теперь необходимо пересмотреть изыскательские работы. Ожидается, что в 2020 году в правительстве вынесут на обсуждение вопрос выделения финансирования на начало работ по реализации проекта.
Для Костанайской области транспортный коридор Центр – Запад стратегически важен в свете дальнейшего развития Аркалыка в связи с уходом из города главного работодателя и налогоплательщика в лице Торгайского бокситового рудоуправления, входящего в состав АО "Алюминий Казахстана". Месторождение бокситов выработано. Одним из главных вопросов для моногорода стала удаленность от крупных населенных пунктов, включая Костанай (460 км) и Нур-Султан (550 км). Более того, из-за слабо развитой логистики страдала экономика и близлежащих к моногороду южных районов Костанайской области: Амангельдинского и Жангельдинского. В этом смысле решение о том, чтобы Центр – Запад строили через Аркалык, открывает для города новые перспективы.
В управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костанайской области заговорили о реконструкции аэропорта Аркалыка. Сегодня ведомство ведет работу по разработке проектно-сметной документации. Это решение может сделать из Аркалыка логистический центр, который будет снабжать продовольствием сразу несколько регионов страны. В городе годом ранее был запущен мясоперерабатывающий завод, уже не первый год работает птицефабрика яичного направления. Власти ведут активную работу по развитию мясного животноводства в самом Аркалыке и близлежащих к нему районах. Аким Костанайской области Архимед Мухамбетов не раз заявлял о том, что город, сменив специализацию с горнодобывающего на производителя продуктов питания, может стать весомым игроком на рынках крупных городов страны, включая столицу.
В АО "НК "КазАвтоЖол" заявили и о капремонте участка автодороги Жезказган – Петропавловск, которая сегодня находится в неудовлетворительном состоянии. В частности, речь идет об участке дороги, прилегающем к мосту через реку Бала-Терисаккан на 291-м километре. Стоимость работ оценена в 1,4 млрд тенге. Как отметили специалисты, в осенне-весенний период из-за отсутствия мостового перехода движение по этой дороге блокируется. С решением проблемы Аркалык и близлежащие к автодороге населенные пункты получат прямой выход на Кызылординскую область и Шымкент.
Татьяна Шестакова