Качество дорожной разметки в 2024 году областной филиал Национального центра качества дорожных активов (НКЦДА) проводит впервые. Связано это в том числе с низкими темпами работы подрядчика, передает inbusiness.kz.
В акимате уже не раз признавали наличие проблемы. Ссылались на нехватку рабочих рук у подрядчика, задержки с поставкой краски и так далее.
В четверг, 15 августа, рейд по улице Тәуелсіздік показал, что качество работы тоже оставляет желать лучшего.
Замеры сотрудники НКЦДА провели на пяти участках магистральной улицы. В рейде приняли участие также сотрудники полиции и представитель заказчика. Подрядчик уведомил о своем неучастии буквально перед началом рейда. Как отметил начальник отдела качества и госучета облфилиала НКЦДА Владимир Завалий, на трех и пяти отрезках показатели светоотражения на сухой и мокрой дороге имели отклонения.
"Разметка загрязнена. Мы ее мыли, но показатели не соответствуют нормам. Отклонения небольшие, но они есть. Результаты обследования мы направим заказчику в отдел ЖКХ акимата Костаная для дальнейшего реагирования", – отметил Владимир Завалий.
На каждом выбранном участке дороги специалисты замеряли степень светоотражения каждого элемента разметки, то есть как двойную сплошную, так и пунктирную линии. Сначала полосу подметали, очищая от пыли. По сухому делали замер специальным аппаратом. После на этот же участок термопластика лили воду и смотрели показатель световозвращения, имитируя дождливую погоду. Прибор также помогает понять, насколько хорошо разметку будет видно в светлое и ночное время суток.
"В Костанае разметку уже нанесли на 71 улице города первой и второй категорий. Сейчас будем приступать к повторному нанесению разметки, но только на тех улицах, где использовали краску. Гарантия у термопластика шесть месяцев. Его мы наносим раз в год", – отметил главный специалист отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог акимата Костаная Кенжебай Абаев.
Специалисты отметили, что термопластик рекомендуют наносить на тех дорогах, где в качестве покрытия использовали щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА). Он крупнозернистый, поэтому при нанесении разметки краской можно не получить должного эффекта – она просто забьется в поры. Термопластик в этом случае более эффективен. В этом году, как отметили в акимате, термопластиком разметили 20% улиц.
На эти виды работ из бюджета выделили всего 213,7 млн тенге. Столичное ТОО "Спецстрой" должно будет выполнить весь объем работ до 15 октября. Потому до сих пор, даже учитывая весенние задержки, никаких штрафных санкций в адрес подрядчика акимат, по словам представителя отдела ЖКХ, не применял.
В НКЦДА признали, что на республиканских дорогах специалистов центра качества привлекают и для контроля ведения работ, а также качества наносимых составов. Корректировка на этом этапе позволяет снизить процент брака. Однако в Костанае такой работы нет. Разметку сначала нанесли, а после уже ее проверяют.
"Если по итогам рейда центр качества даст заключение, что есть несоответствие, то мы направляем подрядчику. Переделать должны будут в трехдневный срок", – отметил специалист отдела Кенжебай Абаев.
Старший инспектор отдела дорожно-технической инспекции УАП ДП Костанайской области Серикпай Кадирбаев отметил, что за ненадлежащее содержание дорог будет наказан владелец, то есть отдел ЖКХ.
В 2023 году полицейские составили больше десятка административных протоколов только по Костанаю. Полицейские также заметили, что стрелки, указывающие возможное направление движения, подрядчик не нарисовал. Официально "не успел". Но уведомления и предписания по этому поводу в адрес заказчика уже направляли. Пока реакции нет. В отделе ЖКХ отметили, что эту информацию для водителей дублируют дорожные знаки.
Параллельно горожане продолжают обращаться в акимат, чтобы на части участков убрали сплошную линию, вернув прерывистую. Часть таких обращений власти удовлетворяют. Как итог, заметны подрисовки пунктира, а также переделки разметки, которую изначально подрядчик нанес некорректно. Но до 15 октября в акимате, по словам представителя городского отдела ЖКХ, претензии подрядчику выставлять не планируют.
Читайте по теме:
Открытые испытания красок дорожной разметки: идея минтранса не заинтересовала бизнес