/img/tv1.svg
RU KZ
Е-базар в Карагандинской области подрос на 32%

Е-базар в Карагандинской области подрос на 32%

Жители региона купили в Интернете товаров на 5,8 млрд тенге.  

11:10 18 Февраль 2020 6580

Е-базар в Карагандинской области подрос на 32%

Автор:

Олег И. Гусев

Покупки в Интернете в общем объеме розничной торговли пока составляют только 0,6%, но к 2022 году этот показатель необходимо довести до 2,6%, чтобы приблизиться к общереспубликанскому показателю. Об этом говорили на аппаратном совещании в акимате Карагандинской области.

По мнению ассоциации «Цифровой Казахстан», к 2020 году объем мировых  электронных продаж B2C-сегмента (бизнес для клиента) может составить 3,2 трлн долларов, а рынок Е-торговли между компаниями (B2B) съест вдвое больше – 6,7 трлн долларов. Причем Китай и США наложили лапы на более чем половину мирового рынка цифровой торговли. А вот страны Евразийского союза, выражаясь языком классиков, чужие на этом празднике электронной жизни: их лоток занимает менее 1% мирового Е-базара.

Правила движения

В августе прошлого года тогда еще замакима Карагандинской области, а ныне уже замминистра иностранных дел РК Алмас Айдаров в интервью inbusiness.kz завил, что на базе оптово-распределительного центра Аль-Фарух «создает движняк»:

«Все цивилизованно, зимой тепло, летом прохладно. Стоят экраны, как на бирже, где высвечивается средняя цена, чтобы оптовый покупатель сразу видел. Плюс огромные климатические и сухие склады. В последующем нужно будет выстраивать именно онлайн-торговлю, чтобы клиенты, привыкнув к качеству и порядку, подавали заявки-фьючерсы заранее. Например, северянин заявит, что «я готов через три дня забрать столько-то тонн овощей». Южанин, что едет к нам, видит эту заявку – и сделка состоялась. Мы хотим сделать здесь центр концентрации онлайн-торговли, сконцентрировав все разрозненные магазины, которые занимаются электронной коммерцией. Хотим создать на этой базе кластер торговли, чтобы весь движняк там был».

Работа по развитию электронной торговли в Карагандинской области проводится в рамках госпрограммы «Цифровой Казахстан» на 2018-2022 годы. А дорожной картой по развитию электронной торговли на 2019-2025 годы предусмотрены мероприятия, направленные на повышение защиты прав потребителей в электронной торговле, создание инфраструктуры по поддержке и содействию доступа к льготному финансированию, сообщила руководитель управления предпринимательства Татьяна Аблаева:

«В 2019 году в Караганде АО «Казпочта» совместно с компанией «1Е.KZ» запущен E-commerce-центр по обслуживанию интернет-магазинов, в котором в течение года желающим оказано 530 консультаций. С 1 января 2018 года по 1 января 2023 года предусмотрены преференции для предпринимателей: при оформлении сделок в электронном виде и оплате безналичным платежом не менее 90% они освобождаются от уплаты ИПН и КПН. В этому году запланировано открытие еще не менее 30 новых интернет-магазинов. С начала года реализуется пилотный проект мобильного приложения Price Scanner, где фиксируются цены по 19 наименованиям социально значимых продуктовых товаров. Такое приложение позволит объектам торговли предоставлять информацию об акциях и скидках, ценах на товары, а потребителям – выбрать в онлайн-режиме наиболее оптимальный торговый объект для покупок».

В начале 1970-х годов в Казахской ССР, как и по всей стране, стали открывать универсамы, где покупатели сами, без продавцов выбирали товар, а затем рассчитывались за них на выходе у кассиров.

Сейчас же мы приходим к тому, чтобы из процедуры покупки исключить и живого кассира:

«В супермаркетах сети «Южный» еще в прошлом году были установлены онлайн-кассы, которые предлагают покупателям самим [отсканировать штрих-коды товаров и] оплатить покупку картой. Эту технологию в текущем году хотят внедрить в сеть супермаркетов «Аян», – пояснила Татьяна Аблаева.

Еще одно из направлений дорожной карты по развитию электронной торговли – это повышение цифровой грамотности населения и предпринимателей. Как заявил руководитель управления цифровизации Рустам Байжанов, охват цифровой грамотностью населения региона сейчас составляет 70%, а к 2022 году его планируется довести до 83%.

«В прошлом году мы обучили 128 тысяч человек – это больше, чем было обозначено в плане. Уровень цифровой грамотности мы ожидаем в этом году 80%», – уверенно отчитался «главный по цифровизации».

Праздник Нептуна

В начале 2010-х годов город Темиртау из 18 городов и районов области странным образом оказался на последнем месте по числу людей, занимающихся физической культурой и спортом. Когда же начальник городского отдела спорта, получив нагоняй от акима, стал разбираться со сложившейся ситуацией, выяснилось, что отдельные «передовые» сельские районы записали в физкультурники практически все свое население.

В художественном фильме Юрия Мамина «Праздник Нептуна» директор сельского Дворца культуры написал в отчете, что ежегодно 1 января в селе проводится вышеозначенный праздник с одновременным купанием в проруби сразу 150 человек. Кульмассовик здраво рассудил, что проверять наличие 150 моржей в первый день нового года все равно никто не приедет. Однако люди из области приехали, да еще и со шведскими моржами.

Согласно данным департамента статистики, численность населения Карагандинской области на 1 июля 2019 года составила 1377,8 тыс. человек. Более поздних данных еще нет, как нет и данных по отдельным возрастным группам. Поэтому воспользуемся цифрами на начало 2015 года, благо они не сильно отличаются.

По данным комитета по статистике МНЭ РК. 

Итак, при количестве жителей региона в 1 378 298 человек:

  • дети от 0 до 15 лет составляют 23,5%;
  • трудоспособные граждане от 16 до 62 лет – 62,8%;
  • старше 63 лет – 13,7%.

Согласно данным официального интернет-ресурса Государственной программы «Цифровой Казахстан», цифровой грамотностью считается следующее.

Если принять во внимание информацию руководителя управления цифровизации Рустама Байжанова, что охват цифровой грамотностью населения региона в 2020 году составит 80%, то получается, что и 16-летние подростки, и 80-летние апашки Карагандинской области умеют продвигать товары и услуги онлайн, а также прекрасно защищают свои персональные данные при проведении финансовых операций.

И если к 2022 году количество обладающих «сакральным цифровым знанием» в регионе увеличится до 83%, то значит туда войдут еще 90 000 человек из возрастной группы от 0 до 15 лет.

Честно говоря, это не смешно. И вот почему.

Здесь сразу вспоминаются слова сенатора Бырганым Айтимовой и ее памятная речь на III Международной конференции программы «Болашак»:

«Мы читать и писать уже с рождения можем. Поэтому мы, конечно, будем двигаться вперед именно в образовательной системе. И мы, конечно, должны поддерживать образовательный интеллектуальный потенциал».

Наведение порядка в таком вот учете нам еще предстоит в будущем, а мы вернемся в настоящее – к аппаратному совещанию.

Увеличение доли безналичных платежей также входит в сферу развития электронной торговли, о чем коротко доложил руководитель департамента госдоходов Канат Ахметбеков. Он рассказал, что его ведомство постоянно проводит массовую разъяснительную работу: за последний год его ведомством проведено 1194 семинара.

Судя по прозвучавшим докладам, Карагандинские чиновники настолько увлеклись самой кампанией по цифровизации, что за лесом своих цифр и бодрых отчетов так и не увидели настоящих деревьев – самой ее сути. Что им и разъяснил Женис Касымбек:

«На последнем расширенном заседании правительства глава государства отметил важность цифровизации, необходимость ускорения этих процессов. Электронная торговля сводит на нет теневую экономику – это один из мощнейших рычагов борьбы с ней. Карагандинская область будет и дальше активно внедрять все новшества», – отметил аким Карагандинской области.

Олег И. Гусев

НПП «Атамекен»: для новых IT-продуктов в сфере здравоохранения будет создана площадка

Вопросы реализации мероприятий дорожной карты электронного здравоохранения обсудили на площадке НПП «Атамекен».

14 Август 2020 16:06 3995

Открывая совещание, заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева отметила, что дорожная карта позволила сделать работу по развитию электронного здравоохранения более системной.

«С 2017 года НПП «Атамекен» поднимает вопрос цифровизации процессов в медицинской сфере. Внедрение электронного паспорта здоровья должно было позволить отслеживать все записи пациента – посещения врача, его анализы, снимки и т. д. Интеграция баз данных медорганизаций должна была сделать прозрачной всю систему прохождения финансов в сфере здравоохранения. Результаты цифровизации мы уже видим – внедрена электронная очередь, медорганизации в основном ведут карты пациентов в электронном виде, есть достаточно широкий функционал медицинских IT-систем. Пациенты получили доступ к своим записям и увидели приписки – это тоже плюс цифровизации. Двойной контроль, о котором мы всегда говорили. Но этого, конечно, недостаточно. Основная проблема – отсутствие интеграции информационных систем не решена, и это все еще создает неудобства как медработникам, так и пациентам,» – отметила Юлия Якупбаева

Дорожная карта, подписанная минздравом и НПП «Атамекен» в начале июня т. г., разработана в тесном сотрудничестве с медицинским и IT-сообществом. Она состоит из пяти разделов:

  • архитектура платформы;
  • обмен и защита персональных данных;
  • улучшение бизнес-процессов и изменения в НПА;
  • взаимодействие с Фондом обязательного медицинского страхования;
  • взаимодействие с аптечными сетями и другими организациями.

И содержит 44 мероприятия.

Директор департамента цифровизации здравоохранения МЗ РК Бейбут Есенбаев рассказал о проводимой минздравом работе в рамках дорожной карты по решению проблемных вопросов электронного здравоохранения.

«Мы сформировали пакет материалов по каждому пункту. Разработка проекта архитектуры уже закончена и направлена в комиссию по цифровизации. Разработка единого классификатора медицинских услуг в работе, и мы просим бизнес оказать нам содействие в его разработке. Разработка и утверждение единого классификатора лекарственных средств реализована в виде проекта приказа. Однако разработка классификатора медизделий затруднена, и мы просим помощи экспертов. Пакет документов достаточно большой, нам важно, чтобы рынок ознакомился и дал обратную связь», – отметил Бейбут Есенбаев.

Председатель наблюдательного совета ТОО «ЦИТ «ДАМУ» Наталья Киль заострила внимание на несовершенстве нормативной базы. По словам спикера, пока нет четкого описания бизнес-процессов, из-за этого страдают как НПА, так и практическая реализация.

«Разработчикам в укор ставят временные затраты на заполнение данных, которые необходимо вводить медикам. Но это не наша вина, а нормы приказа. В итоге врачу не остается времени на работу с пациентом. И какой бы метод ввода данных мы ни предложили, первое, что нужно сделать, – описать стандартные бизнес-процессы для медорганизаций. Должна быть очерчена минимальная номенклатура данных, которые необходимы для минздрава, а лишние поля и сведения необходимо убрать», – сказала Наталья Киль.

Спикер добавила, что, например, при направлении на ПЦР-тест медики заполняли форму из 30 полей.

В процессе обсуждения участники пришли к выводу, что необходимы отдельные подгруппы для обсуждения вопросов:

  • интеграции МИС;
  • мониторинга информбезопасности;
  • подготовки описания бизнес-процессов;
  • хранения тяжелых файлов;
  • телемедицины;
  • оптимизации форм отчетности;
  • оценки качества оказанных медуслуг;
  • по санитарному паспорту и эпиднадзору;
  • по вопросам ФСМС и т. д.

Также, учитывая большой поток предложений по развитию IT-продуктов в сфере здравоохранения, поддержано предложение по созданию отдельной площадки с участием широкого круга экспертов, «Атамекена», минздрава и МЦРИАП.

Так, по словам руководителя ТОО «Учет и управление» Виталия Ермоленко, представлявшего решение по созданию сервиса «Электронный рецепт»:

«Мы предлагаем оттолкнуться от существующих наработок на базе РЦРЗ. Работа практически завершена на площадке «МедЭлемента», затраты на это составят ноль тенге. Кроме того, мы предлагаем, помимо оцифровки лекарственных средств, провести оцифровку инструкций и предоставить свободный доступ как медорганизациям, так и аптекам, гражданам. Готовы рассмотреть варианты оцифровки медизделий», – сказал спикер.

Свои предложения относительно внедрения информационной системы PACS (хранение «тяжелых» файлов) озвучил директор ТОО «ЛАБМЕДСЕРВИС Еникеев Рустам Рамисович.

Резюмируя итоги совещания, заместитель председателя правления НПП РК «Атамекен» Юлия Якупбаева отметила:

«Если мы реализуем хотя бы 60% мероприятий дорожной карты, то нас ждет реальное продвижение в вопросах цифровизации медицинской отрасли. Для проработки ключевых задач необходимо создать проектный офис. Причем подгруппы по направлениям, которые были обозначены, должны возглавить практики из рынка. Также важно создать площадку для обсуждения конкретных IT-продуктов в сфере здравоохранения. Участников и предложений много, и, если минздрав откроет API, рынок будет развиваться стремительно».


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Цифровизация – новый, старый тренд

Как пандемия изменит банковские технологии?

31 Июль 2020 08:39 6213

Самоизоляция и карантин ускорили многолетний переход клиентов банков от традиционных отделений к мобильным и интернет-приложениям. Из-за covid зависимость от наличных платежей существенно снизилась в большинстве стран, отмечается в опросе McKinsey. Судя по этому исследованию, многие потребители намерены и дальше пользоваться дистанционным банковским обслуживанием.

В Казахстане с марта по июнь, по данным Нацбанка, число пользователей онлайн-сервисов банков выросло на 8,9 млн человек и составило на начало июля 25,3 млн пользователей. «Если говорить о наиболее выраженных трендах, то главный из них – самоизоляция и социальная дистанцирование, а соответственно повышение спроса на цифровые услуги. Карантин способствовал перетоку большой части наших клиентов из офлайна в онлайн. С завершением карантина данная тенденция сохранится», – рассказали в Jýsan Bank.

В Банке ЦентрКредит также считают, в ближайшее время ключевым трендом в развитии банковского сектора станет продвижение удаленных каналов обслуживания, повышение скорости и качества предоставляемых услуг, что в свою очередь требует активного внедрения автоматизации процессов, цифровизации данных, гибкости и технологичности решений.

«Тотальная цифровизация охватила практически все участки работы банков, и именно она предоставляет возможность кардинально улучшить качество обслуживания, персонализировать продукты и услуги при существенном сокращении издержек», – отмечает председатель правления Банка ВТБ (Казахстан) Дмитрий Забелло. Именно поэтому цифровизация, увеличение доли дистанционных каналов продаж и обслуживания клиентов, а также уменьшение доли операций с наличностью в пользу увеличения объемов безналичного оборота – вот главные тренды на ближайшее будущее в банковской сфере. «Банки, которые смогут быстрее перестроить свои продукты, услуги и сервисы, сориентировав их на новые потребности клиентов, выйдут из этого кризиса с меньшими потерями», – считает глава банка.

Осторожность к технологиям

Однако, как считает директор, руководитель группы консультирования в области ИТ, KPMG в Казахстане и Центральной Азии Константин Аушев «на рынке все же преобладало осторожное поведение, нежели ускорение работы над программами цифровизации, у банков – особенно. В плане предложения онлайн-услуг они и до карантина были в «передовиках», а с ожидаемым замедлением роста экономики, определенными шагами регулятора, сдерживающими рост доходности банковских услуг, банки стали еще аккуратнее, чем раньше, относиться к любым инвестиционным проектам». По его словам, клиенты стали больше пользоваться онлайн-каналами в силу недоступности отделений, а банки стали больше работать с клиентами в плане обучения пользования этими каналами и где-то слегка нарастили количество доступных в онлайне операций.

«Я думаю, что как раз с ослаблением карантинных мер и переходом к росту экономики у банков появится новый импульс к цифровизации», – отметил он. На пике карантина в мире аналитики прогнозировали, что бизнес ИТ-интеграторов и разработчиков покажет наибольшее падение в 2021 году, но уже в 2022 сможет выйти и обогнать докризисные показатели.

«Сейчас мы видим, что банки активно выходят с различными запросами и к нам, как к ИТ-консультантам, и к рынку ИТ-разработчиков. Решения принимаются долго, проекты зачастую ограничиваются небольшими и недорогими пилотами, но в целом можно проследить явный интерес к облачным технологиям (особенно, по обработке больших данных), роботизации процессов и искусственному интеллекту, поиску новых моделей партнерства с финтех-игроками и телеком-операторами и, конечно, к продвинутым решениям по информационной безопасности. В связи с этим, я думаю, что в течение года и сами ИТ-компании смогут нарастить свой портфель интересных предложений для банков», – считает Константин Аушев.

В будущем, по его мнению, фокус будет оставаться на создании удобных платежных механизмов. «Поэтому мы будем видеть больше интеграций на рынке между операторами платежных систем, полноценную работу механизмов удаленной идентификации, не требующих прихода в офис банка для, скажем, открытия счета, будет появляться больше встроенных средств оплаты (в различные ритейловые сервисы, маркетплейсы, мобильные приложения). Я думаю, что все-таки мы увидим принципиально по-новому функционирующие электронные или цифровые деньги, которые будут запускаться под руководством инфраструктурных участников рынка (бирж, МФЦА, Национального банка, различных министерств)», – подчеркнул он.

Ольга Фоминских


Подпишитесь на наш канал Telegram!