Единый закупщик, начиная с июля, ежедневно выплачивает электростанциям по 1,5 млрд тенге за поставленную потребителям электроэнергию. Об этом в кулуарах слушаний по тарифам на его услуги централизованной купли-продажи электричества и на рынке мощности рассказала глава расчетно-финансового центра (РФЦ) при минэнерго Гульжан Налибаева, передает inbusiness.kz.
"Станциям мы ежедневно платим, 1 или 2 июля, по-моему, первый платеж был. Ежедневно порядка 1,5 млрд тенге, если не ошибаюсь, по энергопроизводящим организациям - мы это каждый день платим сейчас. Просто мы им какую-то часть недоплачиваем, потому что те же, например, гарантирующие поставщики ЭСО (энергосбытовые организации – прим.) – по закону у них нет предоплаты, они платят до 30 числа месяца, следующего за расчетным периодом. Например, за июль должны заплатить до 30 августа. 31 августа если мы получим суммы от гарантирующих поставщиков по июлю, мы сразу же его разнесем по энергопроизводящим организациям", - пояснила она.
Напомним, с 1 июля в Казахстане работает единый закупщик электроэнергии в лице РФЦ, который планово покупает электричество у электростанций в прогнозируемых заранее объемах по предоплате для продажи по средневзвешенному тарифу в основном энергосбытовым организациям, кроме так называемых гарантирующих поставщиков, то есть "энергосбытов", прежде всего работающих с населением по дифференцированно низким тарифам.
Единый закупщик охватывает примерно 65-70% рынка электричества в стране, не затрагивая расчеты по производству-потреблению электроэнергии внутри крупных металлургических групп. Его объемы рассчитывались примерно на уровне 600 млрд тенге в полугодовом разрезе. Ранее представитель отрасли высказывал озабоченность, что ввод единого закупщика может привести к росту задолженности перед электростанциями, этого не исключали в самом РФЦ.
В разговоре Гульжан Налибаева пояснила, каким образом через действие механизма единого закупщика осуществляется адресная поддержка энергосбытовых организаций – гарантирующих поставщиков (ЭСОГП).
"Мы 12-13 июля получили письма от комитета по регулированию естественных монополий. Из 35 ЭСО гарантирующих поставщиков 25 являются получателями адресной поддержки. Данное письмо с их средними покупными ценами от единого закупщика опубликовано у нас на сайте в разделе "Единый закупщик электроэнергии" – "Цены и тарифы", и там есть адресная поддержка", - сказала она.
При определении потолка отсечения для гарантирующих поставщиков в РФЦ отталкивались от средней расчетной цены в 12,7 тенге за кВтч, которая была утверждена на совещании минэнерго в конце июня. Именно эта ценовая планка ограничивает включение гарантирующих поставщиков в список с адресной поддержкой.
"12,5 тенге это была расчетная цена, от которой ориентируется КРЕМ при принятии решения - кого включить в этот список. Мы рассчитали 12,7 среднюю цену. КРЕМ смотрит и говорит: так, "Астанаэнергосбыт" все это время сейчас покупает электроэнергию по 10 тенге, соответственно, завтра 12,7 тенге средняя наша цена ударила бы, например по "Астанаэнергосбыту" - как минимум убытки и, соответственно, через месяц бы они бы вышли с заявкой на корректировку своего тарифа. Соответственно, КРЕМ предоставил нам список официально и там указал "Астанаэнергосбыт" - покупная электроэнергия, точно не помню, 10-11 тенге, то есть они будут сейчас от единого закупщика получать электроэнергию по этой цене, которую нам дал КРЕМ, не по 12 тенге, 12 – это для сравнения", - пояснила Гульжан Налибаева.
Судя по списку гарантирующих поставщиков с адресной поддержкой, размещенному на сайте РФЦ, "Астанаэнергосбыт" сохранит себе цену 10,81 тенге за кВтч от единого закупщика, по которой он ранее покупал электричество у станций, согласно утвержденной регулятором тарифной смете.
Кроме него, благоприятные тарифы на электроэнергию от электростанций через расчетно-финансовый центр получат следующие энергосбытовые компании - гарантирующие поставщики: "Жетысу Энерготрейд" (область Жетісу) с ценой 11,47 тенге за 1 кВтч, "Балхашэнерго-1" (Алматинская область) - 8,67 тенге за кВтч, "Шантобе-энергокомплекс" (поселок Шантобе Акмолинской области) - 8,4 тенге за кВтч, "Кокшетау Энерго Центр" (Акмолинская область и СКО) - 9,38 тенге за кВтч, "Шыгысэнерготрейд" (ВКО и область Абай) - 8,48 тенге за кВтч, "ЖамбылЖарықСауда-2030" (Жамбылская область) - 9,88 тенге за кВтч, "Батыс Энергоресурсы" (ЗКО) - 10,93 тенге за кВтч, "Электржабдықтау" (Карагандинская область) - 8,40 тенге за кВтч, Adal Electro (Темиртау) - 6,3 тенге за кВтч, "Теректы-энерго" (Карагандинская область) - 8,37 тенге за кВтч, "НураЭнергия" (Карагандинская область) - 8,76 тенге за кВтч, "Казэнергоцентр" (Карагандинская область и регион Ұлытау) - 8,72 тенге за кВтч, "Костанайский ЭнергоЦентр" (Костанайская область) - 10,19 тенге за кВтч, ГКП "Житикаракоммунэнерго" (Костанайская область) - 8,79 тенге за кВтч, "Лисаковскгоркоммунэнерго" (Лисаковск) - 8,95 тенге за кВтч, "Костанайюжэлектросервис" (Костанайская область) - 7,17 тенге за кВтч, "Рудненская ЭнергоКомпания" (Рудный) - 6,94 тенге за кВтч, "Энергосервис" (Кызылорда) - 11,23 тенге за кВтч, "Даулетэнерго" (Кызылординская область) - 10,49 тенге за кВтч, "Шиели жарыгы" (Кызылординская область) - 9,44 тенге за кВтч, "Павлодарэнергосбыт" (Павлодарская область) - 12,25 тенге за кВтч, "Экибастузэнерго" (Экибастуз) - 8,78 тенге за кВтч, "Севказэнергосбыт" (Петропавлоск) - 11,01 тенге за кВтч, "Солтүстік Энерго Орталық" - (СКО) - 10,87 тенге за кВтч.
Напомним читателям, что названные цены являются покупными расценками электричества с шин электростанций, то есть они не являются конечными для бытовых потребителей, так как не включают также затраты на передачу электроэнергии, ее сбыт, надбавку за ВИЭ, тариф на мощность и не учитывают тарифную дифференциацию для населения.
Как можно увидеть из приведенного списка, большинство энергосбытовых организаций – гарантирующих поставщиков, которые получают электричество по цене ниже, чем усредненно формируемой к продаже электричества у единого закупщика, находятся в северной зоне энергосистемы. Это связано с тем, что традиционно в этой части страны доминировала более дешевая угольная генерация, на западе и юге страны в выработке электричества используется более дорогой газ.
Так как механизм единого закупщика, по сути, усредняет для продажи по единому тарифу электричество, купленное по неодинаковым ценам разных электростанций из различных регионов, работающих в 65-70% от всего рынка электричества в стране, то он запускает межрегиональное субсидирование тарифов, то есть, фактически северная зона энергосистемы начала дотировать западную и южную ее части. Однако это происходит не за счет гарантирующих поставщиков северной зоны, у которых цены ниже средних сформированного сегмента рынка единого закупщика, а за счет энергосбытовых организаций, большей частью работающих не с населением по дифференцированным тарифам, а с юрлицами, так как они покупают электроэнергию у РФЦ без каких-либо регулирующих искажений по усредненной цене, то есть не имеют такого конкурентного преимущества по закупочному тарифу, как гарантирующие поставщики.
Отметим, что недавно СМИ сообщили, что, согласно предлагаемому проекту изменений в приказе минэнерго, бытовые потребители, получающие адресную поддержку, будут определяться РЭКами. Для них энергосбытовые компании будут покупать электричество у единого закупщика по льготным ценам. Интересно, что в представленных поправках также предлагается дать право ЭСО и KEGOC, при отсутствии технической возможности покупки электроэнергии у единого закупщика, приобретать электричество напрямую у иностранных производителей.
Глава РФЦ также прокомментировала вопросы отклонений и дисбалансов, создававшихся в прошлом месяце из-за плохого прогнозирования потребления со стороны энергосбытовых компаний. В июле они обсуждались на встрече с минэнерго.
"Единый закупщик покупает плановые объемы и осуществляет плановую продажу. Все, что заказали – мы это покупаем, и за это потребитель должен с нами расплатиться, несмотря на то, что он фактически это потребит - не потребит. Отклонения – это уже его фактическое потребление – это является дисбалансом. То есть планировал он это, энергосистема на это настраивалась, определенные станции под это уже (настроились – прим.) … Станции же не могут раз и быстро поднять (выработку – прим.), потому что у нас в основном угольные станции. Они за сутки уже знают, что они должны жить на сутки вперед вот таким образом. Был заказан этот объем, за это было оплачено, если потребитель фактически не потребил, в зависимости от часа, если он это не потребил вечером, то он сделал энергосистеме хорошо, то есть он снизил нагрузку, отклонения с Россией идут меньше. Соответственно, потребитель за это получает сумму, как за балансирующую электроэнергию – она очень дорогая. Если он вечером наоборот снизил еще больше, как-то и так у нас генерация все падает, и потребление падает, то он за это штрафуется и покупает отрицательный дисбаланс по самой минимальной цене – это 1,5 тенге, по-моему, цена Бухтарминской ГЭС. Это уже рынок режима реального времени, это балансирующий рынок", - разъяснила Налибаева.
Однако сейчас, по ее словам, планирование потребления электричества по стране постепенно улучшается.
"Мы когда в июле проводили совещание, всех субъектов рынка призывали к тому, чтобы они более правильно планировали, что не нужно чересчур много перезаявлять, несмотря на то, что он среднестатистически год назад или за месяц вперед потреблял намного меньше, чтобы он не перезаявлял, потому что за эту перезаявку субъекты рынка будут платить нам за плановые объемы. Если он уже отклонился – это уже его факт, это уже балансирующая электроэнергия, смотря в какой час еще попадешь. Но сейчас ситуация более-менее выравнивается, последние дни июля мы видели, что улучшилось прогнозирование. Мы примерно шли с тем, что субъекты в России мы сколько заявляем ежедневно, ровно примерно это мы и получаем плюс-минус, буквально чуть-чуть отклонения", - сообщила руководитель расчетно-финансового центра.
Получается, что если в июле энергосбытовые компании, заранее по плану покупающие электричество у РФЦ, прогнозировали больше потребления, чем им действительно понадобилось, то, видимо, им пришлось терпеть убытки, поскольку все равно приходится расплачиваться за заказанные объемы, в то время как их потребители оплачивают по факту. Если такие ошибки в прогнозировании продолжатся и будут значительными, то, предположительно, это может отразиться на тарификации конечных потребителей электроэнергии, ведь постоянно сидеть в убытке энергосбыты не смогут.
К слову, по некоторым данным, еще не все ЭСО, кроме гарантирующих поставщиков, определились со своими конечными тарифами с 1 июля. Прогнозные значения базовых цен на июль и август были заложены на совещании минэнерго в конце июня. Также на сайте РФЦ можно увидеть предварительные значения базовых цен за июль и август, где плановый импорт российской электроэнергии рассчитывался по 33,33 тенге на кВтч в середине июля и 24,16 тенге/кВтч на начало августа – эти величины будут уточняться по итогам месяцев.
Гульжан Налибаева также высказала свое профессиональное мнение о проблеме отключений в Мангистау на фоне техническим проблем электростанций МАЭК, испытывавших терпение людей и нефтяных компаний в регионе в середине августа.
"Я, конечно, точно не могу знать, но я предполагаю, что все-таки это связано с пропускной способностью линии Индер-Прибережное, потому что до Мангистауской области при всем желании при неработающих электростанциях МАЭКа его (электричество – прим.) полностью из России пригнать невозможно. Я предполагаю, что это именно с этим было связано. Но, наверное, больше все-таки KEGOC (нужно спрашивать – прим.), потому что KEGOC формирует суточный график – все заявки потребителей, все заявки станций, в том числе западных станций. Западные станции маленькие, потребителям нужно много, но спрос, который необходим, мы обеспечивали. Прежде чем этот спрос передать со стороны KEGOC нам, они проводят техническую экспертизу на возможность технической реализации этой электроэнергии, возможность передачи. Наверное, с этим связано", - отметила Гульжан Налибаева, отвечая на вопрос inbusiness.kz о том, почему нельзя было поставить российское электричество в Мангистау во время дефицита выработки МАЭК.
Если рассудить логически, то необходимо увеличивать пропускную способность высоковольтных сетей, соединяющих Мангистауский регион и Атыраускую область, чтобы обеспечить больше надежности в энергоснабжении Мангистау профицитной российской генерацией. С другой стороны, эта территория граничит с Туркменистаном, который в последние годы был экспортером электроэнергии в Средней Азии, и, вероятно, стоило бы задуматься о создании возможности для перетоков электричества оттуда.