С учётом высоких темпов естественного и миграционного прироста обеспечение населения питьевой водой является одной из главных проблем области, резюмировал Касым-Жомарт Токаев. О перспективах решения водного вопроса и развитии региона – в интервью с политологом Эдуардом Полетаевым, передает inbusiness.kz.
– Эдуард Эдуардович, президент поднял вопрос миграции, отметив, что она не должна быть бесконтрольной. Ведь это дополнительная нагрузка на экономику и социальную инфраструктуру. Хотелось бы услышать Ваше мнение на этот счет.
– Для страны Мангистауская область имеет важное значение. Это морские ворота Казахстана, нефтеносный регион, в котором давно разрабатываются крупные урановые месторождения, раньше там функционировал первый в мире промышленный ядерный реактор на быстрых нейронах БН-350. Когда строили город Актау, бывший Шевченко, архитекторы даже премию получили за оригинальность подхода. Они сумели реализовать в каменной пустыне продвинутый по тем меркам урбанистический проект. Это регион с суровым климатом, непростыми условиями жизни и требовательными людьми. Касым-Жомарт Токаев неслучайно приехал в Мангистау. Президент часто посещает регионы с рабочими визитами, лично интересуется тем, как развивается область, дает поручения акимам, обозначает проблемы, указывает пути их решения. Глава государства неоднократно повторял цитату "Сильные регионы – сильная страна". На Курултае, который в середине марта прошел в Бурабае, президент поручил усилить поддержку развития регионов, отметив, что создание трех новых областей дало мощный импульс развитию страны. Также глава государства напомнил о Концепции развития сельских территорий. В Мангистауской области порядка 53% — это сельское население. Касым-Жомарт Токаев уделил внимание сокращению дисбаланса в региональном развитии, это достаточно большая проблема. И хотя по уровню доходов Мангистауская область находится на хороших позициях, там имеются большие проблемы с инфраструктурой. И сейчас задача для казахстанской власти, правительства, президента, акимов – это скоординированная системная работа, между Астаной и регионами все должно быть согласовано. Поэтому и разработали Концепцию региональной политики в Казахстане до 2030 года. Она в скором времени будет реализована. В этом документе многие вещи обозначены. По концепции РК разделили на пять макрорегионов, Мангистау к западному относится. К сожалению, там наблюдается достаточно высокая безработица и разница в доходах людей. В западном макрорегионе высокая доля самозанятого населения, в среднем около 30%. Это значимая проблема. Людям приходится что-то продавать, перекупать.
К слову, нужно учитывать особенности этого региона. Миграционные процессы там происходили достаточно давно, даже сопровождались некоторыми эксцессами. После того как из рабочего поселка Актау построили город Шевченко, его заселили фактически мигрантами, приезжими сотрудниками предприятий, которые осваивали регион, добывали уран на энергокомбинате. Сейчас там наблюдается высокое положительное миграционное сальдо. Из области гораздо меньше выбывает населения, чем в нее прибывает. Регион характерен тем, что здесь есть этнические репатрианты, для которых обособленное расселение характерно. В основном это кандасы, конечно. Как правило, это выходцы из ближайших стран: Узбекистана, большая часть из автономии республики – Каракалпакстана, Туркменистана. Эти люди привыкли к такому климату и достаточно неплохо себя там чувствуют. Но проблема в том, что уровень интеграции репатриантов в местное сообщество идет с некоторыми сложностями, наблюдается определенная обособленность от местного населения. Второй момент, в регионе характерно задействование различных этнических и субэтнических групп в разных сферах деятельности. Мигранты в основном занимаются торговлей и работают в строительстве. И здесь самое главное, о чем говорил президент, это то, что необходимо развивать инфраструктуру региона. 800 тысяч человек вроде бы немного, у нас есть регионы с гораздо большим населением, но нужно учитывать особенности природные области. Большинство продуктов здесь привозные, вода либо опресняется, либо доставляется издалека, и инфраструктура не успевает за ростом численности населения. Кроме того, высокая рождаемость в регионе наблюдается.
К сожалению, Актау стал известен на весь мир в конце прошлого года, когда произошла катастрофа с азербайджанским самолётом. Возможно, благодаря хорошей погоде, ровной местности и мужеству пилотов, а также слаженным действиям местных соответствующих служб удалось хотя бы часть пассажиров спасти. Это также показывает определенные особенности региона, в случае решения каких-то трудностей здесь сплоченность наблюдается очень высокая. С другой стороны, как показывает ряд событий, здесь и недовольство может носить весьма массовый характер. В качестве примера могу привести новоузенские столкновения. Тогда Жанаозен еще Новый Узень назывался, это 1989 год, проходили митинги, люди требовали нормального снабжения города. В итоге это вылилось в межэтническое столкновение, в ходе которого требовали выселить всех кавказцев, занимающихся кооперативной торговлей. И это показатель того, что за миграцией в этом регионе нужно следить очень внимательно. Люди приезжают на заработки, но не всегда их находят. Они вынуждены становится самозанятыми, и этот поток не прекращается. Например, Жанаозен, несмотря на довольно специфические условия для жизни, вырос в довольно крупный город, вместе с прилегающими территориями там уже почти 200 тысяч человек живет. Хотя в свое время туда людей заманивали месторождения осваиваивать. Месторождения там довольно старые, людей держат на работе, чтобы не было какого-то социального недовольства, и с этим нужно что-то делать. Я считаю, что президент правильно эту тему поднимает. Нужно в первую очередь обеспечить население рабочими местами, тем более там очень много многодетных семей. Миграционный фактор здесь имеет достаточно серьезные предпосылки.
– Одной из ключевых проблем Мангистауского региона является дефицит воды. В чем главные причины сложившейся ситуации? В каком направлении нужно усилить работу?
– Неслучайно в числе ключевых проблем региона президент назвал именно вопрос водоснабжения. Мангистауский регион в полупустынной зоне расположен, здесь всегда остро стояла эта проблема. Область долгое время была малонаселенной, потому что водные ресурсы были очень ограничены. Важнейшим промышленным регионом Мангистау стал после открытия крупных месторождений. В советское время там построили водовод Астрахань – Мангышлак. Он представляет собой трубу с разветвлениями протяженностью больше двух тысяч километров. Можно его назвать ниткой жизни, потому что вода из этого водопровода очень важна для жизнедеятельности всего западного региона Казахстана. Пограничная река, откуда берется вода для Атырауской и Астраханской областей, – это один из рукавов Волги. Мне приходилось бывать в тех краях. Там отличная рыбалка, но вода зеленая и илистая, поэтому требуется многоступенчатая система очистки. Ее используют не только для питья, но и для растениеводства, животноводства и заводнения нефтяных пластов месторождений. Раньше пропускная способность была 50-60 тысяч кубометров, затем ее довели до 100 тысяч, а после недавней реконструкции, если не ошибаюсь, до 170 тысяч. Там реконструируется опреснительный завод. Насколько я знаю, ветка доходит до курортного места Кендерли, где президент поручил построить аэропорт.
Когда я в начале 2000-х был в Актау, я жил в одноименной центральной советской гостинице, там в санузле был смеситель с тремя вентилями. Там была холодная, горячая и питьевая вода, которую подавали сначала через атомное опреснение, а затем через газовое. Я попробовал эту воду, но вкуса не почувствовал, потому что она очищенная. Местные жители вынуждены были ее пить. Сейчас, конечно, такого нет. Но инфраструктура сильно изношена. Президент правильно подметил, что в первую очередь это водопроводные сети. Это не только частые аварии, но и потеря воды при ее транспортировке. Соответственно, стоит задуматься о качестве питьевой воды. Это стратегически важный ресурс для жизнеобеспечения данного региона. Инфраструктуру нужно налаживать. Один из препонов – коррупция. Недавно прокуратура выявила более 6 млрд хищений при реализации проекта по реконструкции водопровода Астрахань – Мангышлак, уголовное дело завершили.
Еще надо учитывать момент, связанный с нехваткой специалистов. Несмотря на большую миграцию и высокую рождаемость, в регионе не хватает кадров. Мне рассказывал знакомый, что в конце 90-х – начале 2000-х в многоэтажных домах Актау встали все лифты, и не было специалистов во всем городе, чтобы их починить. Он организовал бригаду и до сих пор летает из Алматы с бригадой людей, за три тысячи километров. Они ремонтируют лифты, устанавливают новые, и ситуация не меняется, местных специалистов нет. А сколько не хватает пограничников и специалистов в морских перевозках? Сейчас расширяются и модернизируются порты Актау и Курык – морские ворота Казахстана, там тоже целый реестр специалистов требуется. В Мангистауской области сегодня существует целый ряд проблем, которые и президент поднял, их необходимо в срочном порядке решать.
– Как Вы оцениваете развитие сферы туризма в Мангистауском регионе? И какие из поручений главы государства в этом направлении считаете наиболее важными?
– В плане туризма Мангистауская область развивается хорошо, демонстративно и эффективно — это ни для кого не секрет. Особенно этому в свое время способствовала пандемия. Там реализовали ряд проектов, и внутренний туризм сильно развился, потому что у людей не было возможности выезжать за пределы Казахстана. Многие жители нашей страны впервые достопримечательности Мангистау посмотрели, искупались в Каспийском море. Это дало определенный толчок туристическому потенциалу Актау, Мангистауской области, да и в целом Каспийского моря. Насколько мне известно, в топ перспективных туристских регионов Казахстана входит Мангистауская область. Регион будут развивать как морской курорт, это пляжный туризм на побережье Каспия. К примеру, инвестиции, вложенные, в строительство "Rixos-Актау", сразу начали окупать себя. Много разных проектов в настоящее время реализуется в регионе, парки водных развлечений строятся, гостиничные комплексы, виллы и танхаусы. Когда-то Кендерли был местом отдыха только для нефтяников, теперь, как я понимаю, он постепенно становится курортом республиканского значения.
Очень большие перспективы в регионе имеют сакральный, экологический и культурный туризм. Есть куда вкладывать инвестиции. Другое дело, что есть определенные ограничения, которые нужно учитывать. Вода в Каспии не всегда достаточно теплая. Курортный сезон здесь ограничен в климатическом отношении, поэтому нужно развивать проекты, которые бы работали круглогодично. У Туркменистана был такой проект "Аваза". Это новый город с пятизвездочными отелями. Однако они стоят полупустые, потому что это достаточно закрытая страна, а возможностей местного туризма им не хватает для того, чтобы эффективно реализовать инициативу. Поэтому не нужно спешить, надо комплексно подходить к вопросу. Если море холодное или ветра бушуют, важно, чтобы турист мог найти другого рода активности. В целом, несмотря на определенные климатические недостатки, зима в Мангистау достаточно теплая, без снега, часто с плюсовой температурой, перспективы развития туризма здесь имеются существенные.
Кроме того, нужно учитывать, что Актау ближе географически находится к потенциальным источникам зарубежных туристов – к странам Ближнего востока, Европе, к России. И это очень крупный авиахаб. До Актау будет ближе и дешевле долететь, чем до Алматы, например. Еще надо учитывать политический момент – подписанную в 2018 году Каспийскую конвенцию. Сейчас Каспий – море дружбы, под таким девизом все пять прикаспийских государств существуют. Несколько лет подряд обещают круизный теплоход запустить из России, который будет посещать все крупные города Каспия. Этот проект скоро обещают запустить. Все это тоже выглядит привлекательно. Но опять же инвестиций в этот регион пока недостаточно. Конечно, нужно продолжать серьезную работу в этом направлении.
Я бы еще религиозный туризм не оставил без внимания. Нужно использовать потенциал сакрального туризма и логистические возможности, чтобы синергетический эффект был. Допустим, кто-то летит с пересадкой через Актау, он мог бы при помощи определенного рода программ посетить какие-то достопримечательности Актау или близлежащих окрестностей. Как, например, компания Turkish Airlines делает. Если больше восьми часов пересадка, ты можешь бесплатную экскурсию получить по Стамбулу. Разные возможности есть. Президент отметил, Каспий — это субрегион. Здесь выход на Центральную Азию, и на юг России, и на Закавказье, и через Иран на Ближний Восток. Поэтому хорошо, если Казахстан сумеет комплексно замкнуть развитие туризма вокруг этих регионов и сделать его центром Актау, который в этом году получил статус культурной столицы тюркского мира.
Я бы не отрицал и возможность развития промышленного туризма, который во всем мире сейчас большую популярность набирает. Я знаю, что собственники и управляющие различных месторождений и предприятий не приветствуют такой вид туризма. Но на этом тоже можно деньги зарабатывать. Например, показать, как и где добывается нефть, это у многих вызывает интерес, и люди готовы за это деньги платить, потому что скучно лежать на песке целыми днями. Поэтому нужно работать, делать из Мангистау привлекательный регион. Ведь когда-то Дубай был рыбацкой деревней с численностью в 10 тысяч человек, а сейчас это огромный туристический хаб. Актау может использовать данный положительный опыт Дубая. Это было бы выгодно и для самих казахстанцев. У нас ведь есть море, пусть оно и внутреннее, но там соленая вода и чистый песок, которые нужны туристу.
– Глава государства поручил уделить особое внимание решению экологических проблем региона. Какие вопросы первоочередные?
– Президент неслучайно остановился на экологических проблемах Каспия, на том, что требуется строгий контроль, хвостохранилище с отходами Каспийского ДМК надо рекультивировать, мусора очень много. Каспий — это внутренний водоем, ничего не уплывет в океан. Если будет грязно, туристы сюда не поедут, все взаимосвязано. И надо признать, что экологи довольно активные в этом регионе, я их голос в Алматы слышал еще с 90-х годов, он достаточно громкий был, привлекал внимание специалистов из-за рубежа. Загрязнения связаны с вопросами добычи и очистки нефти. В свое время опасения были, связанные с радиоактивными отходами от атомной станции, которая работала в Шевченко, а затем и в Актау, с промышленными отходами и бытовыми. Рукава Волги в свое время отходы приносили. Хотя о Каспийском море как о чистом и уникальном водоеме еще Геродот и Гомер писали. Осетровые были отличительным брендом Каспийского моря, потому что это фактически предки динозавров, которые сохранились до настоящего времени. Сейчас идет борьба с браконьерством довольно серьезная. К сожалению, выловили очень многих рыб. Собственно говоря, для освоения этого ресурса даже Атырау, бывший Гурьев, был построен как место пребывания рыбацких артелей, а сейчас это крупный бюджетообразующий регион Казахстана. Он связан не с рыбой, конечно, а с нефтью. Но нужно и этот бренд сохранить, развивать рыбоводство, запускать мальков и т. д. К сожалению, море отравлено определенным количеством тяжелых металлов, периодически гибнет каспийская нерпа, мы это в новостях видим. Поэтому президент правильно отметил, что нужен комплексный анализ системных экологических проблем Каспийского моря с привлечением ученых всех остальных четырех государств. Потому что все так или иначе имеют отношение к загрязнению. Надо изучать и дно Каспийского моря, и воду, и прибрежные зоны. Например, уровень Каспийского моря непонятно от чего зависит, сейчас он уменьшается. Если кто-то был в этом году в Актау, он видел, что вода сильно отошла от набережной. Нужно провести инвентаризацию всех источников загрязнения. Конечно же, нужно работать со всеми транспортными, нефтегазодобывающими компаниями в плане экологической чистоты производства, нужен жесткий контроль, необходимо искоренять коррупцию. Нужно сохранить уникальность природного водохранилища нашей земли, единственного внутреннего моря, глупо здесь разводить экологические проблемы. Хотя понятно, что черное золото — это основа экономики многих прибрежных государств, тем не менее нельзя допустить здесь экологической катастрофы.
Читайте по теме:
В Мангистауской области реализуются 10 проектов, направленных на решение проблем с питьевой водой