В том, почему закрыли сеть быстрого питания McDonald’s, замешан целый коктейль из политических и чисто экономических причин. Причем, если говорить о политических, они не имеют никакого отношения к Казахстану. Дело в том, что корпорация утверждает: качество котлеты из казахстанского мяса не соответствует фирменным стандартам. Тогда многие казахстанцы задумались: неужели наше мясо настолько плохое? А как же тот факт, что иностранные компании закупают нашу мясную продукцию и вполне довольны ею?
Вот и министр нацэкономики накануне заявил, что во всем мире мясо из Казахстана известно своим качеством. Он привел в пример японские компании, которые регулярно экспортируют конину из РК.
"Мясо у нас хорошее – на любой вид и качество. Речь идет о технологии производства, необходимой компании McDonald’s, которой в Казахстане нет. А чтобы открыть завод, нужны большие вложения. И вообще, мы за натуральный продукт, у нас нет таких ингредиентов, которые входят в состав фарша для соответствия нормам McDonald’s", – сказала inbusiness.kz Вероника Нурпеисова, советник председателя Ассоциации общественного питания.
McDonald’s нужны котлеты стандартного размера и веса, однородного качества, с содержанием жира ровно 20%, без костей и жилок, с обязательным условием прослеживаемости продукции и ежечасным контролем процесса. Но есть ли там в действительности 80% мяса и 20% жира, вот в чем вопрос.
Для того чтобы поставить в Казахстане завод, который будет соответствовать нормам и стандартам качества компании McDonald’s, необходимо вложение 50 млн евро. При этом все население Казахстана составляет порядка 20 млн человек, что почти соразмерно плотности населения только одной Москвы.
"В Россию котлеты для бургеров поставляла итальянская компания Cremonini, у которой мясокомбинат в Оренбурге, а сам цех полуфабрикатов расположен в Подмосковье. Компания входит в топ-3 компаний по мясу (говядине) в ЕС. Прежде чем строить предприятия на сотни миллионов долларов, инвесторы, принимая решение, смотрели на размер рынка России", – отметил Максут Бактибаев, гендиректор ассоциации "Мясной союз Казахстана".
По его словам, это очень сложная система. Чтобы открыть даже просто цех по выпуску продукции для McDonald’s, нужно инвестировать средства в оборудование, а также пройти все сертификации (аудит) от головной компании, обязательным требованием которой является прослеживаемость продукции от фермы до прилавка. Мало того, аудиторы могут позвонить в любое время суток и запросить всю информацию по любой партии.
"В таком случае нам нужен экспорт, поэтому открывать завод для того, чтобы использовать лишь 5-10% его мощности, нерентабельно. Да, уход McDonald’s показал, что мы не соответствуем стандартам. Но я думаю, что в Казахстане достаточно собственных брендов из отечественной продукции, которые просто необходимо развивать. Например, Bahandi burger, Salam bro и другие прекрасные заведения со вкусным меню", – добавила Нурпеисова.
Кстати, казахстанские производители не используют химические добавки вроде пищевой целлюлозы, глюконата и так далее, это слишком дорого и повышает себестоимость, заметила эксперт. А когда производитель работает на широкие массы и выпускает по несколько миллионов котлет весом 100 граммов стоимостью до 1,5 тыс. тенге за бургер, наверное, это выгодно.
Из чего же, из чего же…
Хорошо, мясо не подходит, завода нет. Но и булочки для бургеров, оказывается, тоже привозили из России и лишь в последний год выпекали в Казахстане. Интересно, для них до сей поры также нужна была особенная технология?
Возникает резонный вопрос – из чего производят свои продукты другие зарубежные точки быстрого питания, помимо покинувшего Казахстан McDonald’s. Мы выяснили, что пару лет назад компания KFC заключила договор с ТОО "Управляющая компания "Шанырак" (известна под брендом "Курочка Ряба"), расположенным в селе Акмол (ранее с. Малиновка) в 36 км от столицы.
Совместно они работают с 1 февраля 2019 года, общий объем продукции из куриного мяса, который поставляется, около 60 тонн. У KFC много требований к продукции и другим ингредиентам, поэтому специально для них на птицефабрике выращивают особые породы кур. Правда, более детальную информацию ни ТОО "Управляющая компания "Шанырак", ни KFC не дали, сославшись на коммерческую тайну.
Казахстанская птицефабрика также поставляет свою продукцию в рестораны отелей Radisson, Park inn, Hilton Garden, Sheraton, в столовые и буфеты медучреждений "Республиканский диагностический центр", "Центр матери и ребенка", "Национальный кардиологический центр" и так далее. Сейчас идут переговоры о сотрудничестве с российской сетью ресторанов быстрого питания "Додо пицца".
За семью печатями оказалась информация и от других марок фастфуда. Например, нас также интересовало, где закупают продукцию Burger King, сеть "Додо пицца", головные офисы которых находятся в России. Известно, что те и другие начали использовать продукцию казахстанского производства, но каких именно поставщиков – запрос редакции остался проигнорированным.
Всего же в Казахстане 65 тыс. точек общественного питания, 10% из которых – фастфуд, в их числе есть и казахстанские бренды. К примеру, у Salam bro около 50 точек, у Bahandi burger – более 100.
Останутся ли без работы?
Как заявили в Ассоциации общественного питания, работники McDonald’s, а это примерно 2 тыс. человек, без работы не останутся.
"Во-первых, их заберет российская сеть фастфудов "Вкусно – и точка", пришедшая на смену McDonald’s. Во-вторых, на рынке бешеный коэффициент кадров, работодатели с удовольствием заберут эти 2 тыс. человек", – заверила Вероника Нурпеисова.
Однако, придет ли сеть "Вкусно – и точка" в Казахстан, еще непонятно. Как заявил недавно владелец сети Александр Говор, из-за условий договора с McDonald's работа компании на рынке Казахстана пока невозможна. При этом договоренностей с казахстанской компанией Food Solutions KZ, представлявшей McDonald's в Казахстане, у сети "Вкусно – и точка" нет. Гендиректор Food Solutions KZ Асет Машанов также не планирует заменять McDonald's на российскую сеть. Компания занимается развитием локального бренда.
Все же многих любителей фастфуда уход McDonald’s огорчил. И дело не только в том, вкусно там или нет, но и в громком бренде. В основном завсегдатаями там была молодежь, проводившая время за общением в уютном месте в американском стиле. Ну и, конечно, по мнению большинства казахстанцев в соцсетях, наличие фастфуда мирового значения McDonald’s – знак престижа, качества и хорошего инвестклимата для страны.
При этом развивать отечественные бренды намного интереснее, считают в Ассоциации общественного питания. Ведь для этого в Казахстане есть все – колоритная история, вкуснейшие блюда и национальные традиции. Нужны лишь грамотный маркетинговый ход и инвестиции.
Читайте по теме:
McDonald’s зарегистрировал товарный знак в Казахстане еще в 1997 году
Владелец McDonald's в Казахстане отрицает заявку на регистрацию "Вкусно – и точка"
Минфин – об уходе McDonald's: Жаль, что из Казахстана уходит такая компания
Еще одна версия ребрендинга McDonald's – "Тамақ"
Уход McDonald’s из Казахстана связан с его уходом из России – Алихан Смаилов