Эксперт: Конституционная реформа усилила защищенность граждан

1855

Со следующего года крупные производители сырья будут обязаны обеспечивать потребности внутреннего рынка. 

Эксперт: Конституционная реформа усилила защищенность граждан Фото: inbusiness.kz

При этом экспортировать сырье они смогут только в том случае, если полностью обеспечат спрос отечественных перерабатывающих предприятий. Это решение позволит увеличить выпуск готовой продукции и увеличить экспорт на внешние рынки. Кроме того, будут созданы тысячи рабочих мест. Об этом заявил президент Казахстана на церемонии награждения лауреатов премий "Алтын сапа" и "Парыз". Перспективы развития страны и важные реформы, которые были реализованы в республике за последние годы, inbusiness.kz обсудил в интервью с председателем общественного совета Агентства РК по финансовому мониторингу Салимбаем Шунеевым.

– Салимбай Егембердиевич, в следующем году будет пять лет с момента, как Касым-Жомарт Токаев стал президентом. Какие, на Ваш взгляд, важные приоритеты развития страны были заложены в этот период?

 В это время, именно в последние пять лет, как мы все помним, наш Казахстан, как и весь мир, столкнулся с серьезными вызовами. Помните, почти сразу после инаугурации главы государства случилась большая трагедия в Арыси, затем пандемия, карантинные мероприятия, резко усилившаяся напряженность в международных делах, геополитические конфликты. Ну и, конечно же, Кантар. В этот период как никогда Казахстану, нашей республике, понадобились опыт, мудрость, политическая выдержка, международный авторитет Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. Трагедия Кантара активизировала политические реформы, президент начал проводить в жизнь, реализовывать насущные чаяния народа. Глава государства твердо и решительно повернул государственную машину на то, чтобы стать "слышащим и справедливым государством". Считаю, это главное.

– Мы видим, как Казахстан пошел в сжатые сроки на кардинальные изменения в политической системе. О каких новациях идет речь?

– После Кантара, отвечая на вызовы времени, глава государства пошел на кардинальную трансформацию всего политического организма нашей страны. Необходимость этого назрела – это ответ президента на реальные запросы общества и на глобальные мировые тенденции. Краеугольный камень – это переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике, но с сильным парламентом и подотчетным правительством. Уже, считаю, устранены перекосы в сторону доминирования исполнительной власти над другими ветвями управленческого аппарата. Посмотрите, как активизировался наш парламент, судебная система движется в сторону реальной независимости и подчинения только закону. Президент после получения согласия народа на референдуме пошел на глобальную конституционную реформу, были изменены более 30 статей, а это одна треть Конституции Казахстана.

Конституционная реформа существенно усилила защищенность граждан, роль и статус парламента, задала направление процессу демонополизации власти, создания "справедливого Казахстана". Перезагрузка Основного закона закрепила следующие новации: ограничение президентства одним 7-летним сроком, для большей справедливости закреплена беспартийность действующего президента и равноудаленность от любых политических партий, введен запрет для близких родственников занимать политические должности на госслужбе и в квазигосударственном секторе.

Права человека охраняются государством на совершенно новом уровне. Конституционный совет реорганизован в Конституционный суд, принимающий прямые обращения и запросы от населения, конституционный статус получили Генеральная прокуратура и уполномоченный по правам человека. Народная земля, ее недра, вода, животный и растительный мир, природные ресурсы де-юре объявлены национальной собственностью.

Серьезно расширены полномочия и вес парламента и маслихатов, их реальная независимость от исполнительной вертикали, значительно усилена роль граждан в их формировании и добавлена опция отзыва депутата-одномандатника его избирателями, если он не выполняет принятые обязательства. Теперь, в рамках политических реформ, мажилис и маслихаты формируются по смешанной системе – партийной и на основе самовыдвижения, внедрен алгоритм выборности акимов всех уровней в поэтапном порядке.

Еще раз хочу подчеркнуть  изменения в Конституцию были приняты посредством общенационального референдума. Хотя, как юрист, помню, что с 1998 года все конституционные изменения проводились исключительно через парламент, без прямых консультаций с народом. Фактически мы строим и начинаем жить в новом обществе, основанном на нормах справедливости.

– Зная Вас как председателя общественного совета АФМ, не могу не спросить Вашего мнения по поводу Закона "О возврате государству незаконно приобретенных активов", принятого в этом году.

 Очень хороший вопрос. Да, действительно, даже на уровне нашего общественного совета АФМ мы на постоянной основе занимаемся разъяснением и освещением вопроса возврата активов. Это очень важный вопрос! И мы, как говорится, держим его на особом общественном контроле. Напомню, что задача данного закона  обеспечить поиск, проверку происхождения активов и капиталов, неправомерно обогащавшихся лиц, которые использовали свои административно-властные ресурсы. Необходимо, опираясь на данный закон, гарантировать возвращение народу незаконно полученных активов, которые, как ни печально, исчисляются триллионами тенге. Данная инициатива президента, а будем говорить прямо – это прежде всего его инициатива, направлена на восстановление социальной и исторической справедливости, разрушение олигополии. Кроме фактического возврата денег в экономику, это еще и сигнал всему обществу, что теперь власть не допустит подобные вещи и что она искренне заинтересована в справедливом перераспределении "общественного пирога". И, конечно же, здесь реализуется основополагающий правовой принцип – принцип "неотвратимости наказания" коррупционеров. Несмотря на прошедшее время, наказание неотвратимо для всех и каждого. Невзирая на лица, регалии и звания. Еще один важный момент  это сигнал мировому сообществу и иностранным инвесторам, что с казахстанским государством можно и нужно иметь дело. Мы не собираемся закрывать глаза на проявления теневой экономики и финансовую преступность.

Закон уже заработал:

  • создана одноименная правительственная комиссия незаконно приобретенных активов;
  • межведомственная комиссия по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов;
  • учрежден специальный уполномоченный орган – комитет по возврату активов при Генеральной прокуратуре;
  • ведется работа по созданию специального государственного фонда и управляющей компании для аккумулирования возвращенных активов.

Большая роль в этом направлении принадлежит и нашему Агентству по финансовому мониторингу, в чью компетенцию входит внутренний и трансграничный контроль финансовых потоков, противодействие легализации и отмыванию преступных доходов, выяснение их происхождения и проведение расследований. По моим данным, на сегодняшний день государству возвращено более одного триллиона тенге, из которых 264 млрд – из иностранных юрисдикций: Германии, России, США, Франции, Австрии, Лихтенштейна, Гонконга и даже из Швейцарии, известной своим жестким банковским законодательством.

Буквально недавно АФМ и исполнительный офис по борьбе с отмыванием доходов и финансированием терроризма Объединенных Арабских Эмиратов подписали меморандум по возврату преступных активов. Это очень важный меморандум, поскольку всем известно, что ОАЭ  офшорная гавань мирового значения. Также Казахстан стал наблюдателем в Азиатско-Тихоокеанской группе по борьбе с отмыванием денег, что позволит расширить наши возможности в выявлении преступно выведенных из страны капиталов и в данный регион. Особенно радует, что возвращенные средства послужат базой финансирования социальных и экономических проектов. Считаю, что максимальной эффективности маховик борьбы с преступными активами достигнет после запуска всеобщего декларирования доходов и расходов населения, когда система финансового мониторинга охватит всю незаконную финансовую активность.

– Глава государства заявил о необходимости перехода на новую экономическую модель. Что кардинальным образом изменилось в Казахстане или, по Вашему мнению, должно измениться в перспективе?

 Считаю, что новая экономическая модель "справедливого Казахстана" логически продолжает выбранный курс на демонополизацию экономики, ликвидацию олигополий, справедливое перераспределение доходов общества, сокращение присутствия государства и защиту предпринимательства, усиление протекционизма и опору на собственные силы. Тремя китами новой экономической модели объявлены: масштабная модернизация энергосистемы, промышленная индустриализация и жесткая денежно-кредитная политика. Под задачи выстраивания новой модели экономики произошла недавняя реорганизация экономического блока кабмина путем создания пяти новых министерств – транспорта, промышленности и строительства, водных ресурсов и ирригации, культуры и информации, туризма и спорта. Также глава государства объявил о расширении полномочий и ответственности правительства и министров за экономический курс и фокусировку задач администрации президента на стратегических вопросах развития страны с минимизацией вмешательства в оперативные дела кабмина.

Благодаря геополитическим преимуществам Казахстана и формированию новой геоэкономической ситуации страна поступательно продвигается в число транспортно-логистических держав, связывающих в центре Евразии все континенты. Если обобщить перспективы экономической трансформации страны, на выходе мы должны получить высокоэффективную гибкую экономику, в которой надежно защищены права инвесторов и предпринимателей, устойчивую конкурентную среду по принципу "равных возможностей", эффективное использование активов, систему креативных индустрий. Президент повысил спрос с акимов за продвижение экономической политики, укрепил их полномочия, но и ответственность.

Мы, общественный совет АФМ РК, видим это на своих выездных заседаниях, на местах. В частности, в Жетысуской области, в Алматинской области мы увидели изменения в подходе акиматов к работе, нацеленной на реализацию данной экономической политики главы государства. И скажу прямо, как человек, работающий на стыке систем экономической безопасности, финансовой разведки и общественного контроля, я вижу работу по возврату пастбищ, земель, незаконно полученных объектов на местах. В своей работе общественный совет нацеливает на возврат преступных активов, недопустимость незаконного вмешательства в дела бизнеса, пресечение преступных финансовых схем. Думаю, такая работа уже приносит  результаты, и в будущем будет еще больший эффект от данной политики.

– Кстати, по поводу акимов, президент предложил выбирать их по-новому. Что Вы можете сказать по поводу данной инициативы?

 Я считаю, что данная инициатива президента о проведении выборов акимов районов и городов по-новому, посредством прямого волеизъявления граждан, является ответом на запросы общества, нацелена на завоевание и укрепление доверия народа. Данный процесс в русле объявленной концепции "слышащего государства". Акимы будут нести прямой отчет перед населением по своей работе. Данная реформа проводилась поэтапно, сначала в 2021 году прошли выборы сельских акимов, в текущем году были проведены прямые выборы акимов районов и городов районного значения. Думаю, задумка заключается и в том, что на основе системной передачи полномочий в принятии решений на места решаются вопросы децентрализации и дебюрократизации госаппарата. Благодаря данным принципам прямые выборы акимов способствуют улучшению взаимодействия между местными госорганами и жителями сел, аулов, поселков, городов и районов.

– Также хочу спросить у Вас, как у юриста, о Социальном кодексе, который вступил в силу с этого года.

 В теории государства и права есть такой термин  общественный договор. Думаю, данный Социальный кодекс закрепил новый общественный договор между властью и обществом. Президент считает, что государство должно юридически гарантировать исполнение обновленных социальных обязательств, а казахстанцы, как ответственная нация, принять на себя свою долю ответственности за собственную жизнь и обязательства перед государством. Кстати, Казахстан – первопроходец в принятии подобного документа, регулирующего социальную сферу. Как отмечают эксперты, аналоги Социального кодекса есть лишь во Франции, Германии и Австрии.

Принятие кодекса позволило упорядочить разрозненный пакет социального законодательства, он вобрал в себя 17 ранее действовавших законов, отдельно регулировавших вопросы социальных пособий и выплат, пенсионное обеспечение, социальное страхование, занятость, адресную социальную помощь, поддержку пенсионеров, инвалидов, государственные пособия и прочее.

В кодексе пять глобальных новелл. Цифровая карта семьи, увеличение государственных пособий по уходу за ребенком до 1,5 года, присуждение зарплаты родственникам лиц с инвалидностью, взаимозависимость стажа участия в системе и поэтапное увеличение пенсионных выплат работникам, своевременно перечисляющим социальные взносы, трансформация центров занятости в карьерные центры. Считаю, что произойдет вывод из тени самозанятых категорий населения. Появилась такая категория, как "независимый работник", занятый на непостоянной основе. Еще один ключевой момент  расширение прав вкладчиков в управлении своими активами. Например, казахстанцы вправе теперь передавать до 50% от пенсионных накоплений частным компаниям, что дает им свободу экономического маневра и вводит пенсионные накопления в активный экономический оборот. Социальный кодекс  это переход к персонализированной соцзащите в зависимости от специфики тяжести жизненной ситуации конкретного человека. Условия мер господдержки определяются с учетом трудового вклада, причины и степени нетрудоспособности и степени потребности в социальной защите. Можно только приветствовать принятие данного Социального кодекса.

На пороге наступающего 2024 года хочу сказать, что мы все, наше государство меняется. Я это вижу. Думаю, казахстанцы это тоже видят. Мы меняемся в лучшую сторону, в сторону цивилизованного, социального, справедливого государства. Мы все видим усилия главы государства Касым-Жомарта Кемелевича Токаева. Обстановка в мире нам тоже известна. Понимаем мы и тот исторический груз, который необходимо реформировать. Учитывая все это, всем казахстанцам желаю набраться политического терпения, политической ответственности. Изменения идут, государство – это сложнейший механизм, его сложно сразу привести в порядок. Мы на важнейшем историческом отрезке, считаю, нам как никогда нужна сплоченность и помощь главе государства в проведении преобразований в стране. Повторю знаменитые и важнейшие слова: "Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя. Спроси, что ты можешь сделать для своей страны!" Хотелось бы, чтобы эта фраза стала девизом для всех казахстанцев! Наш народ, наши казахстанцы всегда отличались особой мудростью.

Читайте по теме:

Судебные споры с бизнесом: Токаев предложил новый критерий оценки работы госорганов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться