Президент Касым-Жомарт Токаев поддержал инициативу о законодательном ужесточении наказания за нападения на медработников. По словам главы государства, такие инциденты, наносящие ущерб здоровью и благополучию наших медиков, должны решительно пресекаться правовыми средствами в соответствии с принципом "Закон и порядок". Почему врачи нуждаются в особой защите, какие причины стоят за ростом агрессии в адрес медиков и какие меры необходимо предпринимать, в интервью inbusiness.kz рассказывает профессор, академик НАН РК, президент Казахстанской вссоциации репродуктивной медицины Вячеслав Локшин.
– Вячеслав Нотанович, как Вы оцениваете инициативу по ужесточению наказания за нападения на медицинских работников и то, что ее поддержал президент?
– Надо сказать, что за последние десять лет число преступлений против медиков растет, и эти случаи становятся все более публичными. Вспомните, когда в Алматы был застрелен врач-гастроэнтеролог Юрий Шумков — мой бывший студент, великолепный доктор. Тогда казалось, что это уже предел. В обществе поднялась волна возмущения, заговорили о необходимости жесткого наказания, но, к сожалению, никаких реальных последствий не последовало. Затем произошло еще одно резонансное преступление — в Талгаре избили врачей, позже пострадал водитель скорой помощи, получивший серьезные травмы. После недавних случаев нападений на врачей возмущение нарастает — как в обществе, так и в медицинской среде.
Мы должны понимать: к медицинским работникам должно быть особое отношение. Это представители особой профессии, и они тоже имеют право на ошибку. Даже у профессионалов самого высокого уровня не всегда все получается. Но применять к ним насилие не позволено никому. Мы должны жить в обществе, где правят закон и порядок. Это абсолютно правильные слова нашего президента.
– По информации минздрава, с 2019 года в Казахстане было совершено более 170 нападений на работников здравоохранения. По Вашему мнению, почему происходят подобные инциденты?
– Я считаю, что на проблему следует смотреть шире: в обществе существуют серьезные морально-нравственные проблемы, которые порождают взаимную агрессию. Общество стало более жестоким, менее терпимым и нравственным.
Да, у нас есть молодежь, которая учится в лучших вузах за рубежом, побеждает на олимпиадах. Но существует и немалый слой людей, лишенных элементарного нравственного воспитания. Они живут в бедности, никому не нужны — ни родителям, ни школе. Это и порождает агрессию. Во многих случаях нападения – это некие асоциальные элементы. Посмотрите, сколько конфликтов происходит в автобусах, сколько случаев насилия над женщинами.
Необходима серьезная воспитательная работа – культурная, общеобразовательная, в семье, в школе, на работе, потому что подобные конфликты, которые происходят в клиниках, – это результат некой "болезни" общества. Нам необходима национальная идея, основанная на культуре, милосердии и уважении. Без этого и происходят такие преступления. Сегодня слишком много негатива и в социальных сетях, в том числе в отношении медиков, которых перевели в "сферу услуг".
Я всегда говорю, что это улица с двусторонним движением: в медицине тоже было очень много проблем – недофинансирование, маленькие зарплаты, недостаточное образование. Но в любом обществе, даже в самом развитом, взять, к примеру, США, Европу, есть врачебные ошибки. В Америке десятки тысяч людей умирают от врачебных ошибок, от неправильного приема лекарств и препаратов. Это проблема всеобщая. Но судить за врачебную ошибку – неправильно, это неумышленная ошибка, она связана с очень многими факторами. А когда стали сажать врачей за ошибки, то в целом в обществе формируется негативное восприятие. Люди потеряли доверие.
Даже ко мне, профессору, приходят пациенты, и, если результат не оправдывает их ожиданий — а мы, например, не можем гарантировать стопроцентное излечение от бесплодия, я вижу проявления агрессии. Повышенные тона, меняется характер разговора. Меня это всегда поражает. Никогда раньше себе такого люди не позволяли.
Сегодня мы видим один путь — ужесточение наказания. Все знают, что за нападение на полицейского следует суровое наказание и дают большие сроки. Так же закон должен работать и в отношении медицинских работников.
– Какие предложения от медицинского сообщества Вы бы внесли в рамках этой законодательной инициативы?
– Я считаю, что существующие наказания должны быть ужесточены и должны быть неотвратимы. Причем речь идет не только об оскорблениях или нанесении телесных повреждений. Нужно предусматривать ответственность и за то, что медицинский работник выпал из сферы оказания услуг. То есть человек лишил других пациентов медицинской помощи. Например, избит водитель скорой помощи — бригада не успевает к другим больным. Или хирург, пострадавший от нападения, не может провести следующую операцию. За это тоже должно быть предусмотрено наказание.
Тогда общество поймет: врач неприкосновенен. Как говорил Иммануил Кант, свобода размахивать руками заканчивается у носа другого человека. Никто не имеет права поднимать руку на другого — это нонсенс для цивилизованного общества.
– В правительстве сообщили, что планируется внедрение смарт-видеожетонов, охраны в больницах и полицейских постов в приемных. Что Вы думаете об этих мерах?
– Это очень своевременно. Кстати, эта мера существует во всех развитых странах. Если мы сейчас посмотрим на Германию, Израиль или Великобританию, мы увидим, что все это так и работает: в каждой больнице есть охрана, в каждом детском саду и школе есть охрана. Увы, это реалии времени. Это ведь не только казахстанская проблема. Но если есть сила, которая способна защитить, то многих она останавливает.
– Президент Касым-Жомарт Токаев отмечает в своих выступлениях, как стремительно развивается казахстанская медицина: внедряются передовые технологии, развиваются трансплантология, фетальная медицина, ряд наших больниц имеют международную аккредитацию. Какие изменения Вы замечаете в своей практике за последние годы?
– Я хочу сказать, что за последние 15 лет мы действительно сделали большой скачок в развитии новых направлений и технологий в медицинской науке в стране. Посмотрите, как успешно развивается за последние годы кардиохирургия: мы спасаем жизни и ведем профилактику инфарктов, инсультов. Сегодня в год проводится порядка 60-70 тысяч операций по стентированию и шунтированию. Это значит, что столько людей могли погибнуть, а мы фактически их спасли.
У нас очень развита нейрохиругия, внедряются новые технологии в онкологии. У нас очень развиты репродуктивные технологии – это то, чем занимаюсь я. Сегодня казахстанские ЭКО-клиники по своему уровню развития соответствуют и даже превосходят западные аналоги. Я недавно вернулся из Франции, а до этого побывал в клиниках ЭКО в Португалии, они очень сильно уступают нашим клиникам по уровню оснащения, по уровню сложности пациентов, которых мы лечим сегодня. За последние годы действительно много интересного происходит в медицинской науке. Мы готовимся провести клиническое исследование по лечению бесплодия с одним из всемирно известных ученых Шухратом Миталиповым. Это уникальная технология переноса клеточного ядра из одной клетки в другую.
Но, несмотря на прогресс, практическая медицина не всегда успевает за развитием медицинской науки. Есть проблемы: нехватка финансирования, неэффективное распределение ресурсов, коррупция. Если бы с последним удалось справиться — эффективность системы могла бы вырасти процентов на 25-30.
Наука требует больше инвестиций. Нам не хватает интернационализации: в развитых странах в лабораториях и клиниках работают представители разных стран, а у нас пока в основном казахстанцы. Было бы правильно, если бы в нашу научную среду приезжали ведущие специалисты со всего мира — это дало бы хороший толчок.
– В Казахстане динамично развивается медицинский туризм. Ежегодно более 10 тысяч человек из 45 стран мира специально приезжают в Казахстан на лечение. В чем, на Ваш взгляд, сильные стороны отечественной медицины, которые привлекают иностранных пациентов?
– Надо сказать, что направления, где медицинский туризм присутствует активно, – это репродуктивная медицина, кардиохирургия, нейрохирургия и стоматология. Это те направления, где у нас при не самых высоких ценах в мире доступны самые современные технологии. Нам сегодня нужно посмотреть на онкологию и детскую гематологию, потому что, к сожалению, пациенты едут лечиться за рубеж. Нам надо понять, чего у нас не хватает, и постараться поднять эти сферы.
Отдельная тема — сервис. Я всегда говорю об этом: если здоровому человеку создают комфорт в гостинице, то больному он нужен еще больше. Поэтому я считаю, что наши больницы должны соответствовать уровню хотя бы трех-четырехзвездочных отелей. Это необходимость. Больной человек в пятиместной палате с туалетом в коридоре — это нонсенс в наше время, это нужно менять.
Кроме того, у нас слишком много бюрократии. Обследования проходят долго, все должно делаться быстро, в одном месте. Тогда и за чекапами люди не поедут в Корею, а останутся лечиться у себя в стране.
Читайте по теме:
За нападение на медиков предлагают годы тюрьмы