Исключение посредников на пути доставки казахстанской сельхозпродукции до российского потребителя выгодно обеим сторонам.
Прямые поставки отечественной продукции на российский рынок, без посредников, позволят казахстанским сельхозпроизводителям зарабатывать больше денег, а северным соседям есть более дешевые овощи и фрукты. Как воплотить в жизнь эту далеко не новую истину, поведал вице-президент Ассоциации операторов рефрижераторного подвижного состава, председатель совета директоров ЗАО «СлавТранс-Сервис», член совета по вопросам развития рыбохозяйственного комплекса при Министерстве сельского хозяйства РФ Андрей Голландцев.
Необходима интеграция транспортно-сбытовых логистических систем двух государств – оптово-распределительных центров (ОРЦ) России и транспортно-логистических центров (ТЛЦ) Казахстана, сказал Голландцев на конференции в Шымкенте, прошедшей в рамках I Международной выставки Silk Way Transport, Logistics & Infrastructure-2015.
Нынешнюю схему ценообразования, в которой затраты производителя занимают лишь малую долю, российский эксперт назвал нечестной и несправедливой. Например, в России на товаропроизводителей овощей открытого грунта приходится менее 40% в общей структуре цены, производителей рыбы – менее 30%, основную же наценку делают переработчики и представители товаропроводящей сети. А завозные казахстанские бахчевые в том же Магадане, по данным Андрея Голландцева, вырастают в цене с начальных 2 центов за килограмм от производителя с полей до 100 долларов за кило. Наши помидоры стоят на Дальнем Востоке 10 долларов за килограмм.
- Мы проследили, как попадают на Дальний Восток овощи из Казахстана и Средней Азии, – пояснил Голландцев. – Приезжают азербайджанские трейдеры, закупают здесь элитную казахстанскую продукцию. Затем она отвозится на принадлежащие им московские рынки, идет оплата за «вход» и «выход», потом товар перепродается и перевозится в Подмосковье, а уже оттуда отправляется на Сахалин. Так казахстанские помидоры по пути дорожают до 10 долларов за кило. Возникает вопрос: почему казахи не могут сами продавать свою сельхозпродукцию на российском рынке?! По крайней мере, для нас ответ на него остается открытым…
Выход из ситуации он видит в интеграции строящихся в Южно-Казахстанской области ТЛЦ (подробнее об этом в материале atameken.info) с системой российских ОРЦ. Отметим, что, по сути, это идентичные структуры, цель которых состоит в выстраивании оптимальных логистических маршрутов для транспортировки и хранения товаров, стабилизации цен и выведения продукции на внутренние и внешние рынки. И если в России уже создана национальная сеть оптово-распределительных центров, то в ЮКО строительство транспортно-логистических центров еще идет. Шымкентский планируется открыть в следующем году.
Российский эксперт считает, что к этому сроку центры нужно связать друг с другом:
- Тогда мы сможем преодолеть различные торговые препоны и оптимизировать ценовые цепочки. Если мы свяжем ОРЦ с ТЛЦ, то ваши фермеры будут зарабатывать больше денег, а наши северные дальневосточные рыбаки – кушать овощную продукцию по значительно более приемлемым ценам и значительно лучшего качества. Для этого нужно уже сейчас начинать совместную работу. Если мы инфраструктурно не интегрируемся, то посредники так и будут оставлять за собой всю товаропроводящую ценовую цепочку и получать на этом прибыли. Только путем взаимной интеграции и слияния технологий мы сможем преодолеть это ограничение.
Модератор конференции, председатель правления НК «СПК «Шымкент» Талгат Алпысбаев согласился со значимостью поднятого вопроса и поддержал предложение коллеги.
- Доля доходов казахстанских сельхозтоваропроизводителей в структуре цены реализуемой продукции, мягко говоря, далека от желаемого уровня. Это тормозит развитие всего агропромышленного комплекса страны. Фактически мы держим сельхозтоваропроизводителя на подножном корме, на уровне, на котором он способен только лишь выживать. А ведь это вопрос продовольственной безопасности страны, и в наших целях как можно быстрее соорганизовать работу двух транспортно-сбытовых систем. При этом по возможности надо исключить посредников, которые, не вкладывая ничего, зарабатывают очень много, – подчеркнул Талгат Алпысбаев.
Клара Ларина, фото автора