Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в интервью телеканалу "Россия 24" так охарактеризовал нынешнее экономическое положение Казахстана, всегда декларировавшего миру многовекторность своей внешней политики, как "прохождение между Сциллой и Харибдой". Inbusiness.kz предлагает вниманию своих читателей мнения казахстанских политологов на этот счет.
Сергей Козлов, заместитель главного редактора газеты "Аргументы и факты – Казахстан":
"Как сегодня принято говорить с подачи наших друзей-политологов, живем мы в период турбулентности. Если попробовать перевести это на язык общепонятный, трясет мир вокруг, а если точнее, то впереди нас ждет что-то тревожное и пока необъяснимое.
К сожалению, нам придется делать свой выбор, кому, в конце концов, выказывать больше предпочтение или вообще с кем мы и против кого. Рано или поздно, уверен в этом, такое требование будет нашему руководству предъявлено в ультимативной форме. Кем? Давайте пока не будем перечислять, хотя и так ответ на этот вопрос понятен.
Готов ли Казахстан к этому? Открытый вопрос. Самое главное сегодня – остаться на плаву и осторожно пережить этот период так, чтобы не совершить глупых шагов, за которые мы можем поплатиться.
На мой взгляд, благоразумия у казахстанского президента мы наблюдаем достаточно. Но ситуация меняется, мир становится все более непредсказуем, и очень хочется надеяться, что этого благоразумия хватит, чтобы сохранить равновесие.
Надо полагать, что давление на руководство Казахстана будет усиливаться как изнутри, так и извне. И главное сейчас – не делать резких движений".
Юрий Булуктаев, главный научный сотрудник Института философии политологии и религиоведения комитета науки МОН РК:
"Эта ситуация возникла именно из-за серьезности геополитического кризиса. Возврата к прошлому не будет. А будущее зависит от того, как сложатся в дальнейшем отношения России с Западом. Казахстану вряд ли удастся усидеть на двух стульях.
Уверен, что наступит момент, когда нам придется выбирать, определяться, в том числе и с ЕАЭС. Пока еще есть время маневрировать. Недавний Евразийский экономический форум в Кыргызстане продемонстрировал, что президент Касым-Жомарт Токаев выступает за дальнейшее развитие ЕАЭС".
Айдархан Кусаинов, экономист:
"Трудность в том, что мы должны и нашим, и вашим. Надо быть с Россией, потому что мы союзники, а она относится болезненно ко всем непонятным движениям. И умудряться не ругаться с Западом, так как если на нас какие-то санкции наложат, то будет крах по всем фронтам.
Но есть вероятность повторить некий формат. Например, формат Украина 2.0, подразумевающий метания между Западом и Россией. Реальная проблема Казахстана в том, что нет своего четко выраженного вектора. А в его отсутствие приходится балансировать.
Мы действуем ситуативно, исходя из позиции "авось пронесет". Хорошо еще, что у нашего президента Касым-Жомарта Токаева большой стаж и опыт дипломатической работы, государственное мировоззрение, это должно помочь нам вырулить на геополитических поворотах".
Рустам Бурнашев, профессор Казахстанско-Немецкого университета:
"В настоящее время осуществляется внешнее давление на руководство страны с целью принудить его отказаться от модели, которая не менялась в течение 30 лет – от многовекторной политики. Казахстан – все еще слабое и малое государство на периферии международных отношений. Естественным путем нам важно работать с большим количеством стран и игроков, нравится это кому-то или нет. Мы не можем в угоду кому-то ругаться с большими соседями – Россией или Китаем. Это для нас катастрофично. И, когда страну начинают подталкивать к геополитическому выбору, возникают проблемы. Мы попадаем в зону политики страха. А в такой ситуации адекватные решения не принимаются.
Важно продолжать выстраивать систему диалога. Если страна начинает придерживаться внешних санкций, то она теряет свой суверенитет. Это же очевидно. Страны Запада вводят санкции против России и начинают пугать нас вторичными санкциями. При этом не объясняют нам процедуры, не проговаривают механизмы их осуществления. То есть создают пространство неопределенности.
Что нам можно делать, а что нельзя? Мы теряем понимание этого. Политика бежит впереди экономики. Сегодня данную ситуацию нам нужно отрабатывать.
В пример приведу Узбекистан. Это не идеальная модель, но, тем не менее, она оказалась более эффективной. Страна находится практически в той же ситуации, что и Казахстан, исключая формат ЕАЭС. Но, тем не менее, имея общий вектор развития, у страны получается расставлять точки над "и" со своими партнерами, следовательно, окно возможностей используется. Допустим, крупнейшая казахстанская авиакомпания прекратила выполнять рейсы в Россию, поскольку имеет западных акционеров, а крупнейшая узбекская авиакомпания рейсы только увеличивает".
Ирина Черных, профессор Казахстанско-Немецкого университета, сотрудник представительства Фонда им. Розы Люксембург в Центральной Азии:
"От нас требуют определиться, с кем мы и куда пойдем. Причем с нами не хотят обсуждать возможные перспективы санкций относительно России. США не выходят на диалог с Казахстаном и не говорят: "А давайте посмотрим, как сделать легче вам, чтобы вы не попали под эти санкции?". Без обсуждения перспектив нас хотят идеологически определить, с кем мы будем в грядущей глобальной войне. Опять идет поляризация мира по блоковому принципу".
Кульпаш Конырова