Экспортеры не могут вывезти зерно из Казахстана

284

Поставки де-факто заблокированы из-за заторов КТЖ на границе, создавая миллионные убытки.

Экспортеры не могут вывезти зерно из Казахстана  Фото: pixabay.com

Фермеры Казахстана собрали рекордный урожай. Теперь трейдеры не могут вывезти это сырье на иностранные рынки сбыта, передает inbusiness.kz.

В этом году Казахстан побил рекорд по сбору не только зерновых, но и высокорентабельных культур – бобовых и масличных. Именно на них был сделан акцент при диверсификации посевных площадей, сказал министр сельского хозяйства Айдарбек Сапаров.

Для министерства это первый большой успех, так как план по посевам был разработан в Астане и Минсельхоз настойчиво рекомендовал хозяйствам придерживаться этого плана.

По республике уборка зерновых колосовых завершена. Намолочено 27,1 млн тонн зерна. В том числе 20,3 млн тонн пшеницы. Это на полмиллиона тонн больше показателя предыдущего года. При этом сельхозхозяйства сократили клин под пшеницу на 900 тысяч га.

Ячменя намолочено порядка 4 млн тонн, на уровне прошлого года. Впервые урожай бобовых культур составил 1 млн тонн. Собран рекордный урожай маслосемян в объеме 4,3 млн тонн. Уборка масличных еще продолжается.

Успех одновременно стал проблемой. Но уже для экспортеров продукции.

Источник проблем и вынужденные меры КТЖ

Казахстанские экспортеры зерна столкнулись с ограничениями по вывозу зерна. Основными источниками проблем стали Китай и Узбекистан.

По данным нацкомпании "Казахстан темир жолы" (КТЖ), Китай снизил прием поездов через межгосударственный стык Алтынколь с 14 до 10 поездов в сутки, а в отдельные дни – до 6.

"Уполномоченные органы КНР проводят углубленный досмотр зерновых грузов, включая отбор и лабораторный анализ проб в Урумчи и Пекине. Проверка занимает от 5 до 10 суток", – отметили в КТЖ.

Эти меры соседней страны привели к тому, что с казахстанской стороны на границе с Китаем скопились порядка 3000 вагонов с экспортными и транзитными грузами. Из-за  этого КТЖ вынужденно ввела ограничения на погрузку зерновых грузов, следующих в контейнерных поездах, не более трех составов в сутки.

Помимо Китая, транспортировку зерна из Казахстана тормозит Узбекистан.

"Действия КТЖ в части ограничения погрузки носят вынужденный характер и направлены на нормализацию движения экспортных зерновых грузов по сети. Данная ситуация сложилась по причине большой нагрузки на железнодорожную инфраструктуру сопредельных государств, в первую очередь Узбекистана. Рекордные перевозки зерновой продукции в октябре 2025-го – 1 млн 539 тыс. тонн (+123% г/г), в том числе на экспорт – 1 млн 184 тыс. тонн, привели к большому скоплению груженых и порожних вагонов на узбекской железной дороге", – говорит руководитель комитета аналитики Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов.

По прогнозу Карабанова, в этом маркетинговом году (сентябрь 2025 г. – август 2026 г.) Казахстан вывезет на экспорт 11,76 млн тонн пшеницы, пшеничной и кормовой муки в зерновом эквиваленте. Это сопоставимо с рекордным значением прошлого года.

Работа элеваторов заблокирована

Из-за невозможности отгрузки зерна для отправки на экспорт на севере Казахстана заполнены элеваторы и их работа фактически приостановлена. Такая ситуация продолжается с середины октября, говорят в национальной ассоциации экспортеров Kazgain.

"Элеваторы заполнены, потому что нет вагонов, которые можно было бы загрузить и отправить. Им нужно получать новые объемы зерна, но сделать это они не могут, потому что вагонов у них нет. Крестьяне тоже сидят с зерном, продать его не могут. Вагонов нет, потому что они брошены в пути следования. Они ждут на путях, пока до них доберутся. Это продолжается уже около 20 дней. И непонятно, когда это закончится. Конца и края не видно. Сейчас у экспортеров высокий сезон на экспорт зерновых и масличных культур. Цены лучшие. Все стремятся заработать и отправить грузы. Но, к сожалению, не можем отправить по железной дороге. Главное, чтобы до конца года не затянулось", – рассказал председатель правления Kazgain Зейнолла Абдуманапов.

По его словам, планы, которые подаются КТЖ, согласовывают в ручном режиме. Более того, планы на перевозку грузов внутри Казахстана с севера на юг тоже висят без согласования.

Представитель одного из элеваторов в Северном Казахстане на условиях анонимности рассказал, что вагоны для загрузки им подают, но не отправляют их уже больше недели.

"Узбекские мукомолы не справляются с таким объемом хлеба. Они в принципе не отличаются оперативностью по выгрузке вагонов. Наши вагоны там могут стоять неделями в ожидании выгрузки, – рассказал он. – Я понимаю прекрасно, если за месяц было отгружено 1,2 млн тонн зерна, конечно, там все это стоит. Как следствие, сейчас КТЖ не согласовывает планы на погрузку. Сами вагоны нам подают. Но когда их отправят? Никогда не было, чтобы планы на отгрузку товаров на Среднюю Азию висели больше недели. Максимум 2-3 дня. А сейчас уже больше недели планы висят, вагоны груженые. Думаю, Сарыагаш "разгребут" за 10, может быть, 15 дней".

Ранее inbusiness.kz  сообщал, что, по данным Ассоциации сельхозтоваропроизводителей Костанайской области, многие элеваторы в северных регионах страны загружены зерном. Поэтому они снизили темпы приемки урожая, а где-то вообще приостановили.

Читайте по теме:

Соседние страны приступили к активной изоляции казахстанского экспорта

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться