Погода диктует условия: в то время как аграрии, по словам минсельхоза, успели завершить сбор урожая, качество стало жертвой дождливой осени. Значительный процент зерна теперь просто непригоден для использования.
В этом году в Казахстане собрали неожиданно рекордный и богатый урожай: намолочено почти 27 миллионов (26,9 млн) тонн зерна. Уборочная площадь зерновых и зернобобовых культур составила более 16 млн гектаров, передает inbusiness.kz.
Помимо зерновых культур, сельхозтоваропроизводителями собрано 3,7 млн тонн масличных культур, 2,9 млн тонн картофеля при урожайности 226,3 ц/га, 3,8 млн тонн овощей при урожайности 297,3 ц/га. Собрано 497,5 тыс. тонн капусты при урожайности 333,4 ц/га, 1058,5 тыс. тонн лука при урожайности 429,9 ц/га, 387,7 тыс. тонн моркови при урожайности 283 ц/га.
Однако аграриев это все не радует: качество пшеницы оказалось хуже ожидаемого. Из-за продолжительных проливных дождей в стране уборка отстала примерно на 10 дней.
В итоге, по данным министерства сельского хозяйства, только 60% всего урожая относится к продовольственному классу. Остальная часть либо пригодна только на корм животным, либо гниет на полях. В целом, высококачественного зерна в этом году крайне мало.
"В настоящее время уборка пшеницы и ячменя завершена во всех регионах. Теперь осталось убрать рис в Кызылординской области и кукурузу в южных регионах. Погодные условия не оказали негативного влияния на общий объем урожая, однако плохо сказались на его качестве. Несмотря на то, что весь урожай убран, около 60% зерна составляет пшеница 3-го класса, то есть продовольственная", – сообщил вице-министр сельского хозяйства Азат Султанов.
Тем не менее, представитель МСХ пообещал, что урожая этого года хватит, чтобы обеспечить внутренний рынок хлебом, мукой и макаронными изделиями.
Казахстан уже второй год подряд собирает рекордный урожай. В 2024 году аграрии получили 26,5 млн тонн зерна. Это на 55% больше, чем в предыдущем году. Впрочем, следует учитывать, что в 2023 году в республике была засуха и неурожай, соответственно, сравнительная база также была низкой.
При этом важно максимально оперативно доставить собранный богатый урожай на хранилища, элеваторы и на экспорт, не допуская его дальнейшего гниения в поле. При этом eldala.kz отмечает, что на фоне двухлетнего роста урожайности зерновых культур АО "НК "Қазақстан темір жолы" демонстрирует устойчивую эффективность и стабильность в транспортировке сельскохозпродукции. Поставленная правительством задача по перевозке более 1 миллиона тонн зерна в месяц пока выполняется.
Конечно, КТЖ пошла на ограничение экспорта пшеницы в направление Китая. Но это не вина казахстанской стороны. По данным нацкомпании, эти временные ограничения связаны с резким сокращением китайской стороной количества принимаемых казахстанских поездов.
В частности, в течение всего октября КНР значительно снизила прием поездов через межгосударственный стык Алтынколь на границе двух стран – с 14 до 10 поездов в сутки, а в отдельные дни – до 6.
Уполномоченные органы восточного соседа отбирают пробы у казахстанского зерна и отправляют их в города Урумчи и Пекин для лабораторного анализа. До получения результатов железнодорожный состав с зерном не имеет возможности ни проехать на территорию Китая, ни вернуться назад, в Казахстан. Кроме того, китайские пограничники загоняют казахстанские составы в тупик, где не спеша, углубленно и тщательно досматривают его содержимое.
"Проверка в КНР занимает от 5 до 10 суток. Сложившаяся ситуация оказала влияние на эксплуатационную обстановку инфраструктуры казахстанской стороны и привела к скоплению порядка 3 000 вагонов с экспортными и транзитными грузами, следующими в направлении Китая. Этот показатель превышает нормативное количество подвижного состава, находящегося в ожидании передачи. При этом прием указанных составов ранее был полностью согласован китайской стороной", – пояснили в КТЖ.
Судя по всему, соглашение не соблюдается. В целях снижения загруженности путей и обеспечения стабильной и безопасной работы инфраструктуры АО "НК "КТЖ" объявило о вынужденном введении технологических ограничений на прием отдельных экспортных зерновых грузов, следующих в контейнерных поездах – будет приниматься не более трех составов в сутки.
В нацкомпании указали, что принятая мера носит временный и вынужденный характер и "направлена на синхронизацию отправок с фактической готовностью принимающей инфраструктуры за пределами зоны ответственности КТЖ". В целом, по данным "Қазақстан темір жолы", железнодорожная сеть Казахстана функционирует в штатном режиме и полностью готова к перевозке подтвержденных объемов грузов.
В преддверии осенней уборочной кампании правительство поручило КТЖ обеспечить отгрузку не менее 1 млн тонн пшеницы в месяц. В настоящее время эта задача реализуется. По итогам предыдущего маркетингового сезона, который длился с 1 сентября 2024 года по 31 августа 2025 года, то есть за 12 месяцев, по железной дороге было перевезено 13,3 млн тонн пшеницы. Это на 45% больше, чем в предшествующем маркетинговом году.
Экспорт увеличился на 51% и достиг 10,3 млн тонн. Сегодня казахстанское зерно закупают не только традиционные рынки – страны Центральной Азии и Афганистан, но и новые направления – Иран, Азербайджан, Марокко, Алжир, Вьетнам, Италия.
В Иран в прошлом сезоне было отправлено 1 млн тонн пшеницы (рост в 11 раз), в Азербайджан – 730 тыс. тонн (рост в 110 раз!), в Европу – 1,1 млн тонн (рост в 2,5 раза).
Какова ситуация в новом маркетинговом сезоне, начавшемся 1 сентября 2025 года? В сентябре текущего года КТЖ перевезла 1,3 млн тонн зерна внутри страны и на экспорт. Это на 28% больше, чем в сентябре 2024 года. Из них более 1 млн тонн – экспортные поставки. Значительная часть зерна, используемого для собственных нужд страны, также перевозится автотранспортом.
Национальная компания намерена поддерживать этот высокий темп и в дальнейшем. Бауыржан Урынбасаров, управляющий директор по производственным процессам АО "НК "Қазақстан темір жолы", сообщил, что компания заранее подготовила свою логистическую инфраструктуру к сезону массовых перевозок.
"Отрегулировано движение и обеспечена маршрутизация как груженых, так и порожних составов, что повысило оборачиваемость вагонов. Помимо того, ведется обновление локомотивного парка, чтобы поезда не ломались и не простаивали в пути: в 2024 году поставлено 131 локомотив. В 2025 году запланирована закупка 187, из которых 83 единицы уже поставлены", – сказал Урынбасаров.
Парк зерновозов составляет 13,7 тыс. единиц. Это больше норматива: наличие 12,5 тыс. зерновозов считается достаточным.
Несмотря на это, КТЖ дополнительно арендует вагоны у России для экспортных маршрутов. В результате для перевозки сельскохозяйственной продукции, включая муку и другие продукты переработки, мобилизовано 16,5 тыс. крытых вагонов, что полностью покрывает текущий спрос.
Вне зависимости от готовности инфраструктуры КТЖ и полного согласования заявок на перевозку, фактическое выполнение планов остается ниже 50%. Это связано с рядом внешних ограничений, не зависящих от Казахстана. На китайском направлении пропускная способность пунктов Алашанькоу и Хоргос ограничена до двух составов в сутки. Дополнительные сложности создают фитосанитарные и таможенные процедуры, а также ограниченные выгрузочные мощности на китайской стороне – до 200 тыс. тонн в месяц.
В иранском направлении сложные погодные условия на Каспии затрудняют заход судов в порта и погрузочно-разгрузочные работы. Более того, казахстанское зерно принимается иранскими судами только в качестве попутного груза, из-за чего стоимость перевозки и фрахта выросла на 10–15 долларов за тонну по сравнению с Россией, снижая конкурентоспособность казахстанского зерна на иранском рынке.
В свое время Казахстан исключил Узбекистан из международного коридора "Север–Юг", существовавшего с советских времен и соединявшего Россию, Туркменистан и Иран, и открыл прямое сообщение через станцию Болашак в Мангистауской области. Сегодня также наблюдается кризис в данном железнодорожном коридоре "Болашак (РК) – Туркменистан – Иран – Афганистан".
Согласно нормативу, туркменская сторона должна была пропускать четыре поезда в день. Однако пограничники Туркменистана ограничиваются приемом только двух железнодорожных составов. Вследствие чего на сети скопилось около 1 000 экспортных вагонов.
Дополнительные проблемы создают и другие факторы, связанные с грузоотправителями. Подавляющее большинство элеваторов и зернохранилищ простаивают как раз в разгар зерновой кампании. Они не работают в выходные и праздничные дни или применяют повышенные тарифы, что больше на 10–50%, чем в будние дни.
Изображение $uraj tripathi с сайта Pixabay
Читайте по теме:
Россия возобновляет импорт хлеба из Казахстана