Электронное правительство соседней страны вышло из строя

529

Ключевая IT-система России фиксирует второй крупный сбой за последние дни.

Электронное правительство соседней страны вышло из строя Фото: Tima Miroshnichenko/Pexels

Вслед за масштабным сбоем в IT-инфраструктуре "Аэрофлота" в России приостановил работу портал "Госуслуги", являющийся ключевой платформой для получения государственных и муниципальных услуг, передает inbusiness.kz.

По данным издания The Moscow Times, 28 июля пользователи начали массово сообщать о недоступности портала. Согласно сервису DownDetector, наибольшее число жалоб поступило из Москвы (23%) и Санкт-Петербурга (11%), также о проблемах сообщили жители Ямало-Ненецкого АО, Нижегородской, Калужской, Тверской и Свердловской областей.

Пользователи столкнулись с невозможностью загрузки веб-версии портала (об этом заявили 60% жалующихся), а также с неполадками в работе мобильного приложения (23%). Многие не смогли войти в личный кабинет, получить справки, оплатить госпошлины или оформить документы. Некоторые из-за сбоя даже не смогли выехать за границу.

Портал "Госуслуги", запущенный в 2010 году по аналогии с казахстанским eGov, предоставляет доступ ко множеству сервисов — от оформления паспортов и регистрации недвижимости до подачи заявлений на соцвыплаты и уплату штрафов. Сейчас сайт работает в тестовом режиме, сроки полного восстановления не называются.

Эксперты предполагают, что сбой "Госуслуг" может быть связан с недавней кибератакой на "Аэрофлот". Ответственность за атаку взяли на себя оппозиционные хакерские группировки Silent Crow и "Киберпартизаны BY", в состав которых входят IT-специалисты из России и Беларуси. По их заявлениям, они проникли в корпоративную сеть "Аэрофлота" еще в июле 2024 года и на протяжении месяцев получали доступ к ключевым системам.

Хакеры утверждают, что им удалось скопировать более 12 ТБ данных, включая прослушки, внутреннюю документацию и персональную информацию сотрудников. Взлом стал возможен, в частности, из-за того, что глава "Аэрофлота" с 2022 года не менял пароли, а компания использовала устаревшие операционные системы Windows XP и Windows Server 2003.

Российская Генпрокуратура уже признала факт взлома и возбудила уголовное дело по статье о незаконном доступе к компьютерной информации. По оценкам экспертов, на устранение последствий кибератаки уйдут недели или даже месяцы. Только в московском аэропорту Шереметьево было задержано более 80 рейсов, отменено около 60.

Специалисты предупреждают: если резервные копии IT-систем были повреждены или заражены бэкдорами, процесс восстановления может затянуться надолго. В "Аэрофлоте" и "Госуслугах" пока не комментируют масштабы нанесенного ущерба.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться