/img/tv1.svg
RU KZ
Елжан Биртанов: «Государство должно меньше вкладываться в стройку и больше – в лекарства и зарплаты врачам»

Елжан Биртанов: «Государство должно меньше вкладываться в стройку и больше – в лекарства и зарплаты врачам»

Министр здравоохранения рассказал, на чем министерство сэкономит триллион тенге. 

20:25 30 Ноябрь 2017 3269

Елжан Биртанов: «Государство должно меньше вкладываться в стройку и больше – в лекарства и зарплаты врачам»

Автор:

Алина Альбекова

Министерство здравоохранения намерено минимизировать государственные траты на строительство медучреждений за счет привлечения частных инвестиций. Сегодня, по словам министра, эти траты составляют 70% годового бюджета.

«Мы планируем довести долю частных инвестиций до 50-60%, тем самым уменьшить нагрузку на государство. Сегодня мы, по сути, вытаскиваем эти деньги из экономики и вкладываем в здания. Это тоже нужно, конечно, но международный опыт показывает, что можно осуществлять строительство за счет частных инвестиций с последующей передачей в дальнейшую эксплуатацию. Высвободившиеся деньги можно направить на повышение тарифов. Это интересно частному сектору, поскольку за счет повышенных тарифов они могут возвращать свои инвестиции и более эффективно планировать услуги», – сообщил в рамках форума «Инвестиции в здравоохранение» Елжан Биртанов.

Форум, собравший в одном зале крупнейшие международные финансовые институты и инвестиционные компании с большим опытом и успешными историями, проходит в Казахстане впервые. Основная цель мероприятия, отметил министр, – изучение международного опыта и привлечение потенциальных инвесторов. Он уточнил: инвестор – это не отдельно взятый бизнесмен, это прежде всего финансовые институты, банки, готовые вкладываться в интересные проекты. На сегодняшний день, по его словам, инвестиционную программу финансирования, предложенную министерством здравоохранения проектам, уже готовы поддержать Евразийский банк реконструкции и развития (ЕБРР), а также Азиатский банк развития (АБР). Дело осталось только за малым: обеспечить для инвесторов и инвестиционных проектов хорошую законодательную базу.

В Казахстане, по данным министра, сегодня свыше семи тысяч медучреждений: больниц, поликлиник, станций скорой помощи, лабораторий – и все они изношены. В основном это здания 1960-1980-х годов постройки, которые по нормативам нужно приводить в соответствующий вид и обновлять в них оборудование. По примерным расчетам министерства, на все это необходимо триллион тенге, то есть годовой бюджет системы здравоохранения.

«У кого-то лучше с больницами, у кого-то с поликлиниками, но в целом ситуация единая. Больничная сеть всегда строилась и поддерживалась за счет государства. Это были такие национальные программы, как «100 школ, 100 больниц», «350 врачебных амбулаторий». То есть одномоментно государство вливало, и одномоментно все устаревало. Поэтому сейчас важно правильно распланировать инвестиционные программы. Для нас это конкретный перечень объектов с суммами финансирования, которые мы хотим предложить частным инвесторам. То есть мы хотим, чтобы государство меньше денег вкладывало в стройку и больше в тариф, то есть в зарплату, лекарства, технологии. Понятно, что за короткий промежуток этого невозможно достичь, но мы сейчас разрабатываем план развития медсектора до 2025 года на семь лет в разрезе каждого региона, начиная с республиканского, будет четкий план, какие больницы строить, какие объединять, какие реконструировать», – разъяснил министр.

К слову, перечень предлагаемых к строительству объектов достаточно обширный: 17 проектов, из которых четыре пока не имеют окончательного ценового предложения. В министерстве здравоохранения отметили: все цифры будут озвучены уже в начале 2018 года.

Редакция abctv.kz выяснила, какие именно проекты и по каким ценам преддагает инвесторам министерство. Так, к примеру, в справочнике паспортов проектов ГЧП, планируемых к реализации, числится: строительство двух поликлиник в Актобе (1,6 млрд и 1,9 млрд тенге), поликлиники в Атырау (1,4 млрд тенге) и врачебной амбулатории в сельском округе Бекбаул Аральского района Кызылординской области (119,8 млн тенге). Проекты строительства с экплуатацией предлагаются: многопрофильной больницы в Усть-Каменогорске (21 млн тенге), детской горбольницы в Семее (16,1 млн тенге), двух врачебных амбулаторий в сельских округах – Акжарма Сырдарьинского района и Уркендеу Казалинского района Кызылординской области (по 106 млн тенге), поликлиники в поселке Тасбогет в Кызылорде (2,2 млрд тенге), двух поликлиник в Петропавловске (по 2 млн тенге), областного противотуберкулезного диспансера в Шымкенте (ориентировочная сумма 20-25 млрд тенге), поликлиник № 4, № 9 и № 11 в Шымкенте, многопрофильной больницы РГП на ПХВ «Казахский национальный медицинский университет имени С. Д. Асфендиярова» в Алматы (27,9 млрд тенге), общежития для  медработников в Астане (1,9 млрд тенге).

По словам Елжана Биртанова, государством не планируется 100% приватизация. Сельские болницы, к примеру, останутся в госсобственности. Их развитие и доведение до требуемых стандартов будет финансироваться из местных бюджетов. Частный сектор будет контролировать само министерство здравоохранения.

«Мы хотим, чтобы частный сектор расширял свое присутствие в рамках бесплатных услуг, чтобы не люди платили с кармана, а фонд медицинского страхования, как это происходит, к примеру, в Корее. Там 90% клиник частные, но люди не платят туда деньги, они страхуются, а страховые фонды уже покрывают все их расходы. Наша работа как раз направлена на подготовку дальнейшего внедрения медстрахования», – отметил он.

Доля частного сектора, который уже «заявился» оказывать бесплатный гарантированный объем медуслуг в 2018 году, отметил глава министерства, увеличилась с 30% до 45%. По его мнению, это говорит о заинтересованности инвесторов в казахстанских медпроектах.  

Елжан Биртанов также добавил, что здравоохранение – это стабильная сфера экономики, где при большом и устойчивом объеме финансирования достигаются стабильные денежные потоки.

«Уровень потребления не снижается, а даже, наоборот, растет, поскольку есть старение населения, приток новых технологий. То есть это отрасль с наименьшими рисками для инвесторов. Они и сами понимают, что эти инвестиции носят долгосрочный характер и являются высоко прибыльными», – заключил министр.

Алина Альбекова

Елжан Биртанов: «Мы выявили утечку бесплатных лекарств на рынок»

Около 120 миллиардов тенге было выделено на закуп бесплатных лекарств в 2018 году.   

30 Июнь 2018 16:30 7200

Перечень бесплатных лекарственных средств ежегодно пополняется новыми препаратами. Только за последние 10 лет количество наименований в этом списке было увеличено в два с половиной раза. Об этом в ходе отчетной встречи с населением в Астане заявил министр здравоохранения Елжан Биртанов. 

В следующем году, по его словам, в этом перечне появится ряд новых инновационных препаратов для лечения туберкулеза, которые дают почти 97% эффективности даже при антибиотикоустойчивой форме. 

«Мы долгое время не могли обеспечить этими препаратами наших пациентов с такой тяжелой формой заболевания. Получали их от международных организаций в качестве донорской помощи, и только каждый пятый пациент обеспечивался им. Он даже не был зарегистрирован в Казахстане. Но благодаря работе с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) мы достигли соглашения, что эти лекарства будут закуплены прямым закупом через ВОЗ. Это позволит стопроцентно обеспечить препаратом больных с лекарственно устойчивой формой туберкулеза уже в следующем году», – поделился министр планами своего ведомства. 

Закуп на бесплатное лекарственное обеспечение, по данным чиновника, будет объявлен уже в июле, осенью планируется подписать все необходимые контракты, после чего к декабрю все препараты должны быть поставлены в аптеки и поликлиники, а в январе должна начаться выдача пациентам. 

Между тем детей с сахарным диабетом обеспечат бесплатными инсулиновыми помпами уже в этом году. Как заметил Елжан Биртанов, далеко не все страны, даже развитые, могут обеспечить ими своих детей. Однако, учитывая, что государство взяло на себя такие обязательства, включив в 2014 году инсулиновые помпы в объем гарантированной государством бесплатной медицинской помощи, министр пообещал продолжить эту работу. По его словам, на сегодняшний день уже есть договоренности с производителями по бесплатной поставке помп в рамках ГЧП.

Вместе с тем глава ведомства сообщил, что при анализе ситуации с лекарственным обеспечением населения в прошлые годы министерством был выявлен ряд проблем, как недостоверно указанные данные в информационных системах, некорректное формирование медицинскими организациями потребности в лекарствах, отсутствие их контроля и учета, а также утечка бесплатных лекарственных средств на рынок.

Только за I квартал в министерство поступило более двух тысяч обращений и жалоб по этой причине, на основании чего Комитетом фармации совместно с Комитетом охраны общественного здоровья были проведены проверки во всех регионах страны. Результат: сумма неэффективно закупленных препаратов составила 4,5 миллиарда тенге. При этом лекарственные средства так и не были выданы пациентам. Все материалы с конкретными фактами, по словам министра, уже переданы в Генеральную прокуратуру, и по ним уже проводится соответствующая проверка.

Также в ходе проверки было выявлено, что не все больные, которым гарантированы бесплатные лекарства, состоят на диспансерном учете. От этого, как заметил чиновник, страдает планирование закупа, в результате пациенты приходят, а лекарства уже закончились.

Одной из не менее важных причин сформировавшейся нехватки лекарственных средств, по словам Елжана Биртанова, стал дефицит финансирования. Несмотря на то, что сумма за последние 10 лет выросла в 6,4 раза, достигнув 120 миллиардов тенге, средств на эти цели по-прежнему не хватает. Причина тому – централизация закупа. 

«Только на этот год нам поступило заявок на 60 миллиардов тенге. Получается, что этот дефицит формировался из года в год, просто мы его не видели, поскольку финансировались эти заявки из местного бюджета. И, как только мы централизовали этот закуп, сразу получили от местных исполнительных органов реальную потребность. На наши вопросы, с чем связаны такие удвоенные заявки, мы получаем один и тот же ответ, что ранее у них не было возможности закупить лекарства из местного бюджета. Поэтому в этом году мы столкнулись с очень серьезным вызовом, как обеспечить всех граждан своими законными правами на бесплатные препараты», – объяснил глава профильного ведомства. 

Однако, несмотря на все сложности, чиновник уверен: централизация несет в себе большие преимущества с точки зрения единой ценовой политики, а также обеспечения прозрачности закупа вплоть до выдачи препарата пациентам. Все процессы начиная с октября 2017 года проводятся в онлайн-режиме, благодаря чему уже удалось сэкономить около 26,5 миллиарда тенге. Все эти средства, по словам министра, уже направлены на закуп дополнительной потребности и покрытие сложившегося дефицита, который после повторного пересмотра местными акиматами снизился с 60 миллиардов до 32 миллиардов тенге. Оставшиеся восемь миллиардов тенге для формирования неснижаемого остатка выделит СК «Фармация». Таким образом, уверен министр, в этом году пациенты будут стопроцентно обеспечены бесплатными лекарствами по спискам, которые уже предоставлены местными исполнительными органами за подписью заместителей акимов.

«Система сбора потребностей на бумаге давно себя исчерпала. На сегодняшний день нами проведена работа по интеграции информационных систем бесплатного лекарственного обеспечения и единого дистрибьютора, а также проводится цифровизация всех поликлиник. В результате мы имеем возможность персонально каждого пациента в режиме онлайн видеть. И уже со II квартала мы будем осуществлять отпуск препаратов в формате электронных рецептов, то есть все заявки в дальнейшем и закуп будут осуществляться персонифицированно. Теперь задача наших пациентов – своевременно обращаться за медпомощью и предоставлять врачам достоверные данные для включения в регистры по бесплатному лекарственному обеспечению», – отметил Елжан Биртанов. 

Помимо лекарственного дефицита, одной из немаловажных задач перед министерством в этом году стояла ликвидация простоя дорогостоящего медицинского оборудования. По данным ведомства, после проверки было выявлено около 50 единиц такой техники.

При этом, если 80% было отремонтировано и перераспределено по регионам, 20% пришлось списать. 

Для предотвращения неэффективного закупа в министерстве решили полностью отказаться от госзакупок медоборудования за счет бюджетных средств и перейти на лизинг, то есть закуп в рассрочку за счет средств самих медорганизаций, а также на ГЧП, когда инвестор закупает оборудование за свой счет и передает в эксплуатацию больнице по сервисной модели.
Эта модель, заверил министр, более успешная, поскольку возмещение затрат на закуп оборудования полностью привязано к эффективности его использования.  

Алина Альбекова

Казахстан одолжил денег на доступность медицины

Мажилис одобрил соглашение о займе в 80 млн долларов у Международного банка реконструкции и развития.

19 Апрель 2017 16:20 6831

Депутаты мажилиса в среду на пленарном заседании одобрили проект Закона "О ратификации Соглашения о займе (проект социального медицинского страхования) между Республикой Казахстан и Международным банком реконструкции и развития". 

Как пояснил министр здравоохранения Елжан Биртанов, сумма займа составляет 80 млн долларов, сумма софинансирования со стороны Казахстана – 10 млн долларов. Ставка вознаграждения – 2,3%, срок погашения – 15 лет, включая пятилетний льготный период. Дата завершения займа – 30 июня 2021 года. 

"Основная цель данного проекта – это повысить доступность данной системы. В рамках данного проекта была оказана существенная поддержка в формировании единой национальной системы здравоохранения. Данный проект состоит из трех компонентов: поддержка внедрения национальной системы социального медицинского страхования (14,68 млн долларов), укрепление системы оказания медицинской помощи для поддержки внедрения ОСМС (5,1 млн долларов), управление проектом, мониторинг и оценка информационно-коммуникационной стратегии (9,25 млн долларов), который будет включать информационно-разъяснительную работу с населением", - объяснил глава Минздрава.

За счет средств займа предполагается, что в каждом регионе страны будет создан центр для обучения персонала в соответствии с международной практикой, оснащенный необходимым оборудованием. В рамках усиления скорой неотложной медпомощи будет создан координационный центр транспортной медицины и call-центр по вопросам охраны здоровья, обеспечено обучение единой диспетчерской службы. При этом интеграция служб будет осуществляться на национальном и региональном уровне с привлечением международных экспертов.

Вопрос работы скорой медицинской помощи особо заинтересовал депутатов. Мажилисмен Сергей Симонов специально попросил министра детализировать, как именно будут совершенствовать отечественную службу скорой помощи. Господин Биртанов пояснил: в первую очередь необходимо "снизить показатели смертности путем внедрения международных стандартов оказания этой скорой помощи".

"Это специальные стандарты, предполагается их внедрение в медицинские стандарты в нашей стране, а также массовое обучение работников как скорой медпомощи, так и всех спасательных служб, так и экстренных служб больниц и поликлиник", - пояснил он.

Наряду с этим планируется усиление материально-технического оснащения национального координационного центра экстренной медицинской помощи на базе республиканского центра санитарной авиации.

"Сегодня у нас много служб оказывает скорую помощь, это региональные службы скорой помощи, трассовые медико-спасательные пункты, также медико-спасательные службы МВД, при этом интеграция очень слабая, поэтому предполагается создать постоянно действующий круглосуточный координационный центр, который будет в режиме онлайн отслеживать всю медпомощь при экстренных ситуациях", - сказал глава Минздрава.

«Когда мы говорим "реформирование служб медицинской скорой помощи к международным стандартам", это в первую очередь время прибытия к пациенту, время оказания первой необходимой помощи, время доставки его в стационар, техническая модернизация станций скорой помощи, диспетчерской службы, - вмешался председатель мажилиса Нурлан Нигматулин. - Вот это предусматривается что-то? Мы центр создадим, создали центр. В одной Астане мы видим и сердечно-сосудистый (центр), и так далее. А вот что по скорой медицинской помощи в масштабах страны? Предусматривается модернизация наших станций скорой помощи или нет?»

Министр поспешил заверить, что все это предусматривается: в первоочередном порядке онлайн-мониторинг, оснащение GPS-мониторами бригад скорой помощи. Но основная проблема, по его словам, не в GPS.

"Основная проблема с поздним приездом связана, с тем, что у нас машины скорой помощи оттягиваются на звонки, когда не требуется на самом деле экстренная медицинская помощь. Поэтому в рамках проекта будет создан call-центр, единая служба, которая будет взаимодействовать с региональными call-центрами, координировать их деятельность. Смысл в том, чтобы эти звонки передавать на уровень базовых поликлиник и стационаров в регионах. Это позволит снять нагрузку со скорой помощи и обеспечить высвобождение бригад и приезд. По стандартам оснащения сегодня, по количеству транспорта у нас не уступает международным странам на душу населения. По количеству мы хорошо оснащены", - сказал он. 

 

"Вы абсолютно правы, по количеству машин мы сегодня, посмотрите, как ни праздник – аким на площади где-то вручает ключи, об этом шумим громко, - не скрывая недовольства, усмехнулся господин Нигматулин. - Но на деле получается, время пребывания, время оказания первой медпомощи, время доставки все еще далеки от стандартов. Причина в чем? Потому что у нас нет элементарной системы, которую надо внедрить, – GPS в каждом автомобиле. В столице это есть, не знаю, в Алматы есть или нет, но во всех областных центрах надо это делать. Вот здесь, используя такой заем, надо это вводить. Чтобы понимать, какая ближайшая карета скорой помощи, какая специализация должны доехать. Вот к этому надо стремиться. Мы можем много говорить на эту тему. А для простого человека, гражданина нашей страны, важно снять трубку, позвонить, вызвать бригаду скорой помощи, она в кратчайшие сроки должна доехать. Причем приехать та, которая специализируется на тех признаках, по которым был звонок от гражданина. Схема простая, к ней нужно двигаться, понятно?"

Министр поспешил согласно кивнуть. 

В числе поставленных задач предусмотрено и снижение финансовых рисков для населения, вызываемых серьезными проблемами со здоровьем. Мажилисмен Шавхат Утемисов спросил, что подразумевается под этими рисками и какие конкретно мероприятия будут направлены на решение этой задачи?

"Под финансовыми рисками подразумевается неконтролируемый рост личных расходов граждан, - объяснил господин Биртанов. - Сегодня, по данным национальных счетов здравоохранения, у нас личные расходы граждан составляют уже порядка 39% от общих расходов на здравоохранение. При этом ВОЗ рекомендует, чтобы страны не превышали порога 25%. Для мобилизации и контроля этих рисков предполагается два механизма основных. В первую очередь, это те расходы, которые граждане несут на лекарственное обеспечение, – снижать путем расширения бесплатного амбулаторного лекарственного обеспечения в рамках системы медицинского страхования. Второе направление – это те услуги медицинские диагностические, которые население сегодня за свои деньги покупает, их включать в пакет медицинского страхования путем вовлечения частных медицинских клиник в систему медицинского страхования, чтобы они стали поставщиками услуг ОСМС". 

Еще один вопрос, заинтересовавший депутатов, эффективность займа. Аманжан Жамалов спросил, проводится ли оценка эффективности реализации таких проектов, на которые были привлечены ратификационные займы? "Необходимо помнить, что это возвратные средства, за которые расплачивается госбюджет в конечном итоге", - сказал он чиновникам. 

Вице-министр национальной экономики Мадина Абылкасымова заверила депутата, что, поскольку все займы после ратификации проходят через республиканский бюджет, на них распространяются "все нормы бюджетного законодательства по мониторингу оценки эффективности бюджетных инвестиционных проектов".

"В данном случае мы говорим об институциональном займе, здесь будет мониторинг вестись по текущим расходам бюджета, и оценка также будет проводиться в соответствии с бюджетным законодательством", - сказала она. В ответ председатель мажилиса предупредил: вполне возможно, что за эффективность уже в скором времени будет отвечать правительство. И отвечать по всей строгости. 

"Вопрос очень важный. Мы уже говорили об оценочной работе по эффективности реализации всех ранее принятых ратификаций. Наверное, эти нормы мы предусмотрим в том числе для правительства, потому что в связи с изменениями конституционных норм теперь полную ответственность за это несет правительство", - сказал он.

Впрочем, несмотря на сомнения, опасения и советы, ратификацию займа мажилисмены одобрили. И передали законопроект на рассмотрение в сенат. 

Ирина Севостьянова