В этой связи интересен опыт других стран, которые приняли, можно сказать, такие же судьбоносные решения. Ведь переносы столиц становятся все более распространенным явлением в мировой политической практике. А вторая половина XX века, в целом, была ознаменована беспрецедентным ростом количества столиц вновь образовавшихся государств. Если в 1900 году в мире было всего 40 столиц, то к 2000 году их было уже более 200, то есть за сто лет общее количество столиц суверенных государств выросло более чем в пять раз.
Другим знаменательным моментом этого века были достаточно частые переносы старых столиц на новые места, которые происходили на всех континентах.
Согласно подсчетам российского географа Сергея Тархова в XVIII-XXI веках, условно говоря, с эпохи Французской революции - столицы были перенесены в общей сложности в 69 странах мира! При этом парад новых столиц, освободившихся от колониального господства, парадоксальным образом совпал с тем, что некоторые социологи назвали "закатом идеи национального государства", и с подъемом глобальных городов.
Какие уроки преподносит нам перенос столицы? Интересное мнение высказал по этому вопросу директор программы по глобальной устойчивости и адаптивному развитию Институт Кеннана в Вашингтоне Блэр Рубл. По его мнению, один из этих уроков состоит в том, что перенос столицы является нормальной частью политической жизни. "Как жителю Вашингтона мне иногда хотелось бы думать, что столицы являются неподвижными и статичными. Но они, конечно, не являются таковыми и никогда не были вполне устойчивыми. Сколько было столиц в Соединенных Штатах Америки? По крайней мере девять с того момента, когда начался процесс отпадения США от Британской империи. Более того, рассмотрение различных сценариев развития и кандидатур на роль новой столицы продолжалось и в XIX веке, когда сторонники продвижения на запад выступали за перенос столицы в другой город на берегах реки Миссисипи, предлагая, например, кандидатуру Сент-Луиса", - отмечал Рубл.
К примеру, американский опыт свидетельствует, что столицы переносятся по многим причинам. Это и переезд в ближайший город на короткое время в ответ на военную оккупацию, и перемещение в соответствии с курсом смены региональных или политических интересов, или же вообще, как физическое выражение новой идеологии государства.
Рубл напоминает, что когда многие страны с различными государственными устройствами рассматривали возможность переноса своих столиц, Казахстан и Бразилия уже пошли на этот шаг, охарактеризовав это, как нормальное явление, имевшее место в мировой истории не раз.
Приглашенный профессор Университета Бангкока, доктор политологии Вадим Россман утверждает, что во многих странах переносы столиц были успешно осуществлены. В их число входит Казахстан, наряду с упомянутой Бразилией, а также Австралией, Германией, Нигерией, Белизом, Мьянмой, Пакистаном, Турцией и Малайзией.
В других были сделаны важные шаги для реализации этих планов и началось строительство новых городов (Афганистан, Объединенные Арабские Эмираты). В третьих приняты принципиальные решения о переносе столицы, хотя до сих пор не были найдены окончательные кандидаты на эту роль или подходящие механизмы для осуществления этих планов. В таких странах, как Иран, Япония, Египет, Индонезия и Либерия, дискуссии о городах-кандидатах, различных опциях и возможных сценариях продолжаются.
В ряде стран в ходе воплощения планов - во многих случаях уже по ходу строительства новых городов - возникали проблемы (финансовые, юридические или связанные со сменой политических лидеров), в результате чего принятые проекты были отложены, свернуты или заморожены. Примерами таких стран являются Аргентина, Венесуэла, Южная Корея, Монголия и другие.
И, наконец, в десятках стран ведутся интенсивные дискуссии о переносе столицы, публичные, конституционные или парламентские (в Тайване, Таиланде, Непале, Бангладеше, Венесуэле, Китае, на Гаити, а также во многих африканских странах, среди которых Зимбабве, Кения, Гана и Сомали). Вопрос о переносах столицы вставал также на повестку дня и в некоторых крупных западноевропейских странах, таких как Франция или Великобритания.
Возвращаясь к событиям 19-летней давности, хотелось бы отметить, что перенос столицы в Казахстане словно дал новый импульс развитию всей страны. Глава государства Нурсултан Назарбаев принимая такое непростое решение в первые годы независимости молодой страны, имя которой в то время было известно немногим в мире, словно нашел точку опоры. Именно из этой точки был во все стороны направлен своеобразный резонанс, давший импульс развитию городов во всех регионах нашей страны.
Ильяс Омаров