Если курочку Рябу – МСБ – кормить золотыми монетами, то и яйцо получится золотым

10051

Все помнят, как была объявлена политика инфляционного таргетирования? Это целый комплекс мер, нацеленный на жесткий контроль над уровнем инфляции в стране с установлением планового показателя на уровне 6-8% в год.

Если курочку Рябу – МСБ – кормить золотыми монетами, то и яйцо получится золотым

Что такое инфляция для правительства и Национального банка? Это рост цен. То есть чем больше становится денег в государстве, тем выше инфляция. Для ярых последователей "Экономикса" (американский учебник по экономике, – прим. ред.) – это непреложная истина, можно сказать, священное писание, где основным инструментом проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции является манипулирование учетной процентной ставкой, ставкой рефинансирования. Предполагается, что повышение учетной ставки повышает депозитные ставки в коммерческих банках, увеличивает привлекательность сбережения денег и приостанавливает траты.

Инфляция стала главной целью наших монетарных властей. Они стали намеренно сокращать денежную массу в стране. Расширенный коридор и введение плавающего курса привели к тому, что все массово стали "уходить" из тенге в доллар, который складировался на депозитах. Объем валютных депозитов юридических лиц перевалил за 50%, а объем валютных депозитов граждан приблизился к 80%. Многие, напуганные дедолларизацией, стали хранить доллары под матрасом и в других потайных местах, кому как кажется надежней.

Насколько это сработало? По данным официальной статистики, все нормально. В октябре цены на продовольствие выросли на 4,6%, товары народного потребления – на 10,2%, на услуги – 1,1%. Но ценники, что все мы видим в магазинах, и прейскуранты сферы услуг говорят нам, что не все так прекрасно, как вещает уполномоченный орган. Официальные показатели можно смело умножать на два, а по некоторым позициям и утраивать.

Также не стоит забывать, что сейчас еще распродаются складские запасы, и многие предприятия стараются удержать долю рынка. Когда же пойдут в продажу товары, закупленные по новому курсу, то ситуация может кардинально измениться. Причем не в лучшую сторону. Ведь торговать в убыток себе никто не будет. Значит, можно ожидать роста цен на бытовую и оргтехнику, мебель, одежду, обувь, медикаменты, запасные части к технике. 

По моим наблюдениям, у нас складывается совсем другая картина, отличная от канонов традиционной экономической теории "западников". Многим это покажется парадоксальным, но факт остается фактом – чем меньше у нас денег в экономике, тем больше инфляция, в которую мы попали по причине роста стоимости самих денег! То есть, деньги дорожают – цены растут.

Все понимают, что себестоимость товаров и услуг складывается из многих составляющих: сырье, энергия, тарифы, заработная плата, налоги, аренда. Но мало кто обращает внимание на такую статью, как обслуживание долга. Мы же сейчас находимся в глобальной системе кредитно-денежных отношений, где конечным бенефициаром резервной валюты стимулируется создание и наращивание долга всего и вся – граждан, юридических лиц, целых государств и континентов.

У нас деньги уже давно представлены на рынке не как один из вспомогательных инструментов для реального сектора, а как основной, главный, доминирующий товар. А малый и средний бизнес для финансового сектора – это питательная среда. Соответственно, если этих денег мало, то возникает дефицит, и стоимость этого товара возрастает в разы, что мы сейчас и наблюдаем – кредит, что предприниматели могут получить в банке в тенге, сильно подорожал.

Национальный банк пошел по стандартной схеме: поднял учетную ставку, частично заморозил операции по РЕПО, отправил тенге в плавание, и финансовая система замерла в ожидании лучших времен. Как гласит одна из реклам: "Что еще мы можем сделать для вас?".  В итоге реальный сектор получил ставку по кредиту в 17-20%, и это при снижении стоимости залогов, падении продаж, повышении тарифов. С такой долговой нагрузкой ни один уважающий себя предприниматель не возьмет в долг. Почему? Потому что львиную долю в издержках съест именно долговая нагрузка. Это сделает его продукцию, товар или услугу неконкурентоспособной на рынке.

Стоит ли игра свеч? В нормальной ситуации – нет. Но есть еще одна парадоксальная вещь. Несмотря на понимание этих рисков, предприниматели, кто уже влез один раз в кредитную кабалу, все равно идут туда. Потому что замедление в экономике и снижение продаж не дают им возможности обслуживать взятый ранее кредит, и приходится идти за следующим, чтобы закрыть или частично погасить первый. Чем не кабала? Начинается песенка про белого бычка, который идет, качается, вздыхает на ходу и мечтает, когда же кредит закончится. И при этом еще боится, что не дай бог, заболеет, и тогда банк отберет все, и пустит с клеймом от Первого кредитного бюро по миру! Поэтому все эти риски, потери, рост тарифов напрямую отражаются на нас с вами, простых гражданах, которые покупают значительно подорожавшие товары, услуги – ведь другого выбора нет.

Многие удивляются, почему у нас дорожают услуги, которые не привязаны к доллару: строительство, ремонт машин и квартир, парикмахерские, образовательные, развлекательные, транспортные. Элементарно – там в каждом ценнике сидит маленький банк, который требует свой большой процент. Из всего этого можно сделать один вывод – цены на товары и услуги упадут в разы, если убрать или снизить кредитную, долговую составляющую. В некоторых отраслях – это главная статья издержек. А у нашего Национального банка на это денег нет. Он сдерживает инфляцию, но у него это не получается. И, скорее всего, не получится, ведь если курочку Рябу, имею в виду МСБ, кормить золотыми монетами, то и яйцо получится золотым, а значит дорогим.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться