Евгений Больгерт: Казахстанский бизнес уже давно созрел для саморегулирования

5805

Осталось дождаться, когда преимущества СРО в регулировании экономики будут признаны госорганами.

Евгений Больгерт: Казахстанский бизнес уже давно созрел для саморегулирования Фото: НПП "Атамекен"

Шесть лет назад в Казахстане вступил в силу Закон "О саморегулировании", предоставивший казахстанскому бизнесу возможность самостоятельно устанавливать и обеспечивать соблюдение "правил игры" в различных сферах деятельности. Однако за это время саморегулируемые организации появились лишь по нескольким направлениям профессиональной деятельности, таким как оценочная, нотариальная и аналогичные, в то время как СРО в различных видах предпринимательской деятельности, равно как и отраслевые СРО, до сих пор "буксуют".

О текущем положении дел и о том, что СРО могут дать всем участникам рынка, рассказал inbusiness.kz член президиума НПП "Атамекен" и генеральный директор Ассоциации казахстанских грузовых ж/д перевозчиков Евгений Больгерт.

Известно, что саморегулирование в широком смысле предполагает возможность системы самостоятельно, без вмешательства извне, обеспечивать собственное устойчивое функционирование. В данном случае под "вмешательством извне" подразумевается административное регулирование различных сфер бизнеса со стороны государства через разработку всевозможных регламентов, стандартов, квалификационных требований к субъектам того или иного рынка.

Как показывает мировой опыт, делегирование таких функций от государства саморегулируемым организациям дает позитивный эффект. Причина проста – саморегулируемые организации объединяют компании одной отрасли с целью контроля и регулирования их профессиональной деятельности. Для этого СРО разрабатывают стандарты качества проведения работ, оказания услуг и производства продукции, а также оценивают соответствие своих участников данным и иным законодательно установленным требованиям. Проще говоря, само профессиональное или отраслевое сообщество устанавливает для себя те требования, которые создают условия для добросовестной конкуренции, само же и берет на себя ответственность за контроль над их соблюдением.

Можно, конечно, привести примеры из далекого зарубежья, например США, где саморегулирование получило свое развитие еще в XVIII – XIX вв. в период бурного развития фондового рынка, что стало причиной появления большого числа профессиональных участников рынка финансовых услуг, которые стали консолидироваться на базе саморегулируемых организаций. Собственно, первой СРО и принято считать Нью-Йоркскую фондовую биржу, которая устанавливала систему норм и правил торговли ценными бумагами, а также осуществляла контроль за их исполнением. А в 1934 году термин "саморегулируемая организация" был введен в закон о фондовых биржах и окончательно закрепил в американском законодательстве этот вид организаций.

Саморегулирование в настоящее время вошло практически во все области бизнеса и профессиональной деятельности – рекламу, СМИ, здравоохранение, юриспруденцию, строительство. Благодаря СРО США до сих пор не нуждаются в принятии специального законодательства о рекламе. Это, с слову, является характерной особенностью саморегулирования в США, где правила, созданные СРО, не имеют аналогов в законодательных нормах.

Если не ходить далеко за примерами, то показателен опыт Российской Федерации, где институт СРО получил свое развитие в строительстве, проектировании, в области инженерных изысканий, энергоаудите, рекламной деятельности и ряде других сфер.

Однако в Казахстане процесс внедрения СРО протекает гораздо медленнее, чем этого хотелось бы предпринимательскому сообществу, констатирует Евгений Больгерт.

"К сожалению, саморегулирование все еще развито слабо. Препятствовало этому, прежде всего, отсутствие до определенного времени необходимой законодательной базы", – говорит член президиума НПП "Атамекен".

– После вступления в силу в мае 2016 года Закона "О саморегулировании" наметилась тенденция постепенного внедрения этого института в экономическую и социальную жизнь страны. Говорить о полноценных саморегулируемых организациях можно пока только в нескольких сферах профессиональной деятельности, таких как оценочная, аудиторская, деятельность юридических консультантов, адвокатов и нотариусов. При этом во многих секторах созданы добровольные СРО, которые без переданных от государства функций, по большому счету, остаются привычными союзами и ассоциациями. Очевидно, что потенциал института СРО остается нераскрытым.

– С интересами бизнеса в развитии СРО все понятно, а в чем заключается интересы государства и потребителя?

– С точки зрения государства передача ряда функций СРО позволит госорганам сконцентрироваться на более важных задачах, входящих в их непосредственную компетенцию, таких как разработка программных документов, совершенствование отраслевой политики. Кроме того, такой шаг, как и любое сокращение контрольно-надзорных функций чиновников, будет способствовать снижению коррупции, потому что устранит одну из возможностей чинить препятствия и пытаться "заработать" на их устранении. Ну и, наконец, передача функций в конкурентную среду – это экономия бюджета за счет сокращения расходов на осуществление этих функций госаппаратом. Что касается потребителя, то международный опыт показывает, что передача государственных функций в саморегулируемую среду позволяет сократить бюрократию, повысить качество оказываемых услуг и ответственность участников рынка.

– Вот ответственность участников рынка как раз и вызывает у потребителей опасения: "ворон ворону ведь глаз не выклюет" – не получится ли так, что бизнес будет проявлять некую корпоративную солидарность в отношении нарушителей?

– Часто слышу этот вопрос. Начнем с того, что создаваемые СРО, особенно те, в которых членство является обязательным, продолжают контролироваться со стороны государства. А законодательством предусмотрено, что саморегулируемая организация осуществляет контроль за деятельностью своих участников в части соблюдения ими требований правил и стандартов. Для этого при каждой СРО и создаются специализированные органы, действуют требования по формированию компенсационного фонда либо страхованию ответственности членов СРО, а также механизмы разрешения конфликтов между участниками рынка и защиты прав потребителей.

Вот представьте себе, что вы – добросовестный предприниматель, который соблюдает эти самые "правила игры", дорожит своей репутацией, инвестирует в развитие, обучает персонал, в общем, делает все для обеспечения должного уровня работы. А ваш конкурент этим пренебрегает, мягко говоря, экономит на затратах, не соблюдает установленные стандарты и требования. Я сильно сомневаюсь, что вы будете его "покрывать", когда дело дойдет до "разбора полетов" или при недобросовестном получении заказов, проигранных тендерах и т. д.

Это было и, к сожалению, остается проблемой до сих пор, когда так называемые лжепроизводители лишают заказов реальных производителей, обходя требования законодательства при получении сертификатов CT-KZ. И наоборот, устранение недобросовестной конкуренции на рынке – это абсолютно обоснованное требование добросовестного бизнеса. На мой взгляд, очевидно и логично, что отраслевые и профессиональные СРО в Казахстане должны заниматься вопросами сертификации, лицензирования, аудита, оценки персонала и др. вместо многочисленных государственных и квазигосударственных структур.

Давайте признаем, что за период действия моратория на проверки малого бизнеса, объявленного Ппрезидентом страны, никакой катастрофы не произошло, ничего не остановилось и не рухнуло без "присмотра" со стороны контролирующих органов. Я бы сказал, что, напротив, наш бизнес прошел шоковую терапию во время пандемии COVID-19, консолидировался для выработки условий и требований, при которых стало возможно работать. При этом сами предприниматели и их ассоциации пресекали действия тех, кто нарушал установленные по согласованию с бизнесом ограничительные меры и требования, во избежание дискредитации целой отрасли или сферы деятельности. Поэтому я убежден, что во многих секторах наш бизнес является гораздо более зрелым, нежели это принято считать, и вполне способен регулировать себя самостоятельно.

— Это взаимоотношения СРО и государства в идеале, а что сейчас в этой сфере происходит на практике?

- А на практике сейчас проблем хватает. Большого желания расставаться с функциями, особенно с контрольными, у отраслевых госорганов нет, ни на центральном, ни на местном уровне. Из практики мне известны случаи, когда данный процесс затягивается на годы (!). Выделю, пожалуй, министерство индустрии и инфраструктурного развития, которое относительно более активно в этом процессе. Однако процедуры и регламенты нуждаются в упрощении, а точнее, в более четкой регламентации, по срокам, по основаниям для отказа и т.д.

Тут надо понимать, что если на Западе государственное регулирование и саморегулирование, осуществляясь параллельно, взаимно дополняли друг друга в процессе развития, постепенно замещая, то в Казахстане государственное регулирование пронизывается абсолютно все сферы. При этом сегодня достаточно высокая степень готовности к СРО есть в строительном секторе, отдельных сферах в ж/д отрасли, на пассажирском транспорте, энергоаудите и ряде других направлений.

Нужна системная работа в этом направлении, проведение анализа зрелости рынка по секторам, определение готовых к передаче госфункций в конкурентную среду. Драйвером процесса, на мой взгляд, должны стать отраслевые ассоциации и Национальная палата предпринимателей "Атамекен". К слову, в рамках трансформации "Атамекена" такая задача предусмотрена.

- А сам бизнес готов вливаться в СРО и подчиняться им?

- Повторюсь, добросовестный бизнес – да, потому что СРО станет механизмом защиты от недобросовестной конкуренции и даст дополнительные возможности для развития. Особенно если мы используем зарубежный опыт и создадим для членов обязательных СРО дополнительные преимущества. Например, членство могло бы стать альтернативой предквалификационных процедур и оценок поставщиков в рамках тендерных процедур в госзакупках и закупках ФНБ "Самрук-Казына"".

- Вы лично к какой форме саморегулирования склоняетесь больше – к добровольной или к обязательной?

-  Все зависит от преследуемых целей и задач, поэтому в каждой отрасли этот вопрос может решаться по-разному. Я за поступательный процесс, при котором возможен переход от добровольной формы к обязательной на тех рынках, где добровольный формат уже апробирован. К примеру, у нас на рынке железнодорожных грузоперевозок действует добровольная СРО. И этот сегмент созрел для изменений, которые поспособствуют разработке новой модели конкурентного рынка и обеспечат демонополизацию и недискриминационный доступ к магистральной железнодорожной сети.

Крайне важно, что в условиях саморегулирования государство становится более сервисным, ориентированным на создание условий для развития, презумпцию добросовестности бизнеса. А не на его тотальный контроль. Очень надеюсь, что Казахстан пойдет именно по этому пути.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться