Евразийский банк сосредоточится на бизнесе внутри Казахстана

9649

Топ-менеджеры рассказали, какие изменения происходят в банке и как он заработал прибыль в коронакризисный год.

Евразийский банк сосредоточится на бизнесе внутри Казахстана

"Год назад все задавались вопросом, будет ли банковский сектор в Казахстане после пандемии или нет? Сейчас мы говорим о том, что прошли этот период не то что нормально, а хорошо. Результат оказался намного лучше, чем ожидали год назад, и превзошел даже те ожидания, которые у нас сложились в августе, когда ситуация в экономике начала улучшаться", – таким мнением на пресс-конференции в Алматы поделился председатель правления Евразийского банка Валентин Морозов, передает корреспондент inbusiness.kz.

Цифровизация и новые продукты

В период пандемии, рассказал спикер, банк "много работал" над качеством процессов, внедрял IT-технологи и совершенствовал свою продуктовую линейку.

"Мы вложили достаточно денег и сил в обновление нашей технологической платформы. Цифровой банк выделили как отдельную организационную единицу, для того чтобы он развивался ускоренными темпами", – перечислил новации банкир, добавив, что Евразийский "становится современным банком".

Процесс цифровизации выполнен пока только на 60-70%.

"Перевод в "цифру" как таковой – не самоцель для нас. Наша цель – чтобы те клиенты, которые выбирают цифровой формат обслуживания, могли получить его. Спрос со стороны населения на это растет. Хотя некоторые люди продолжают ходить в отделения, им так комфортно, и мы будем предоставлять им эту возможность", – сообщил банкир.

Он рассказал, что банк перезапускает мобильный банкинг (у многих он уже работает в тестовом режиме).

"Там будет значительно больше возможностей работать с нами, не приходя в отделения и не являясь клиентом Евразийского. Через обновленный мобильный банкинг можно будет дистанционно работать по кредитованию, платежам, появится возможность открыть счет по биометрии, получить обычную и цифровую карточку", – поделился председатель правления.

Он также сообщил, что в ближайшее время появится "принципиально новый" продукт для розничного бизнеса. Это пластиковая карта, которая будет "лучше, чем предыдущие продукты, подстраиваться под потребности клиентов".

На чем сошелся баланс?

Заместитель председателя правления, член правления Наталья Дружинина представила финансовые итоги за прошлый год.

По данным на 31 декабря, совокупные активы группы Евразийского банка (в которую, помимо самого БВУ, в отчетном 2020 году входили также московская "дочка" и две компании, занимающиеся управлением сомнительными и безнадежными активами) выросли за год на 13%, с 1,057 трлн тенге до 1,2 трлн тенге.

Собственный капитал банка составил 109,05 млрд тенге, рост относительно предыдущего года – на 10% (с 98,8 млрд тенге), в основном он произошел за счет взносов акционеров и отказа от выплаты дивидендов за 2019 год.

"По результатам AQR мы вошли в программу по повышению финансовой устойчивости (в нее были включены четыре банка. – Ред.). Подписали дополнительное соглашение с АРРФР – план мероприятий по повышению финансовой устойчивости. Наши акционеры выполнили и даже перевыполнили свои обязательства – разово докапитализировали банк на 4 млрд тенге, тогда как по условиям соглашения требовалось докапитализировать на 3,5 млрд тенге", – сообщила спикер.

Из других основных показателей: ROA (коэффициент рентабельности активов) увеличился за год с 0,41% до 0,60%, ROE (показатель рентабельности собственного капитала) вырос с 4,54% до 6,53%.

Что помогло увеличить чистую прибыль

Согласно консолидированной финансовой отчетности, в 2020 году чистая прибыль составила 6,8 млрд тенге против 4,5 млрд тенге в 2019 году. Без учета убытка от продажи российского дочернего банка прибыль группы увеличилась вдвое. "Если бы не дисконт при продаже, прибыль была бы на 2,1 млрд тенге больше", – рассказала Наталья Дружинина. Она заметила, что, несмотря на всеобщий кризис, банк сумел "достаточно хорошо" продать свою московскую "дочку".

Спикер пояснила, за счет чего выросла чистая прибыль. Банк работал над эффективностью своих операционных расходов, за год они сократились на 10%, и это "достаточно хороший результат". Отношение затрат к доходам снизилось в 38,7% до 36,8%.

Также утилизировал избыточную ликвидность (практически все банки оказались в такой ситуации, когда деньги есть, а разместить их фактически некуда). Для этого использовал межбанковские кредиты, ценные бумаги, в том числе ГЦБ (минфиновские и ноты Нацбанка). "Это, а также достаточно эффективное управление пассивами и активами позволило нам нарастить доходы по этой статье и сохранить маржинальность банка", – рассказала топ-менеджер.

Кроме того, по ее словам, эффект уже дала цифровизация: в период пандемии люди начали активно совершать некешевые транзакции, за счет чего доходы банка по карточным операциям выросли за год практически в два раза.

И плюс "правильное управление" тарифной, ставочной политикой, регулирование спроса и предложения, это также позволило снизить стоимость привлечения и повысить эффективность вложений.

Клиенты активно кредитуются по госпрограммам

"Мы пока в основном розничный банк, поэтому пандемия наложили на нас определенный отпечаток. Наши точки присутствия – торговые центры, торговые дома, рынки, автосалоны – были закрыты, и поэтому по большей части портфель мы не наращивали, а снижали. Но несмотря на это, выдали нашим клиентам 260 млрд тенге (общий портфель розничных кредитов, включая займы индивидуальным предпринимателям, снизился на 17,5%, до 434,9 млрд тенге. – Ред.). Более того, клиентскую базу мы не только не потеряли, но и нарастили. Активная ее часть – это 1,8 млн человек. Клиентов, которые осуществляют разовые операции, – более 3 млн человек", – рассказала Наталья Дружинина.

Кроме того, банк планирует усилить корпоративный блок. За прошедший год значительно обновилась управленческая команда, в составе появился зампред правления, курирующий корпоративный бизнес (Ляззат Сатиева – Ред).

В настоящее время база корпоративных клиентов составляет 17,2 тыс. юридических лиц. "Мы занимаемся построением платформы взаимодействия с корпоратами онлайн, активно кредитуем, являемся одним из лидеров госпрограмм финансовой поддержки бизнеса. В 2020 году за счет средств БРК мы кредитовали 598 заемщиков на общую сумму почти 5 млрд тенге, по линии фонда "Даму" выдали займы 241 заемщику на общую сумму 10,1 млрд тенге", – представила цифры зампред правления.

Неожиданный эффект ликвидации

Что касается качества кредитного портфеля, то NPL по итогам 2020 года "достаточно не высок" – около 7%, и он снизился по сравнению с 2019 годом.

В прошлом году банк, как и другие игроки, по поручению правительства и регулятора предоставил трехмесячную отсрочку платежей для своих клиентов. Опцией воспользовались 185 тыс. клиентов, большинство из них после коронакризисных потрясений вошли в график и начали платить.

"Но были и такие клиенты, которые из-за своего финансового положения и потери работы не смогли это сделать. Их набралось около 20% от всех, кто брал отсрочку платежей. Мы пересмотрели им графики платежей, и клиенты в первом квартале этого года начали активно платить. Эта работа потребовала достаточно активного участия банка в плане перестройки автоматизированных процессов", – сообщила спикер.

Также в прошлом году банк стал оператором по двум БВУ, проходящим процесс ликвидации, и по одному банку – годом ранее.

"Клиентская база, которая прошла через наш банк, частично осела у нас. Для получения выплат из этих банков клиенты использовали как карточные, так и депозитные счета и оставляли деньги в нашем банке. Клиентская база приросла в том числе за счет этого", – рассказала Наталья Дружинина. Валентин Морозов, говоря об этом, назвал хорошим показателем уверенности в банке то, что регулятор трижды доверил ему быть агентом для таких выплат.

Продажа "дочки", перспективы Узбекистана

В прошлом году произошло крупное корпоративное событие – продажа московской "дочки". Евразийский банк владел ею с 2010 года.

Сделка по продаже завершилась в декабре 2020-го, 100-процентный пакет акций продан российскому "Совкомбанку" за 530,644 тыс. рублей, расчет произведен полностью денежными средствами (такие данные указываются в консолидированной финотчетности).

"Из России мы ушли и возвращаться туда не планируем. Это очень сложный рынок, с очень высокой конкуренцией", – прокомментировал решение Валентин Морозов. Наталья Дружинина в комментарии inbusiness.kz добавила, что особенно сложно конкурировать на российском рынке с крупными игроками, у которых есть электронный банкинг. "Те инвестиции, которые мы могли вложить туда (в развитие "дочки". – Ред.), мы лучше вложим сюда, в Казахстан", – рассказала зампред правления.

Валентин Морозов также ответил на вопросы о том, видит ли он перспективы в выходе банка на рынок Узбекистана и смогут ли наши БВУ там успешно конкурировать. Он считает, что решение открыться для иностранных игроков – всегда достаточно сложное, особенно для страны, в которой банковский сектор традиционно не был сильным.

"Это будет зависеть от узбекских регуляторов. На данном этапе, мне кажется, гиперактивная экспансия иностранных банков, и казахстанских в том числе, не очень соответствует интересам самого Узбекистана. Если иностранцам откроют доступ, предварительно не вычистив внутренний рынок, это приведет к тому, что собственных банков не будет. Президент Мирзиёев объявил о модернизации банковской системы, привлекаются внешние консультанты. Не исключаю, что после этого рынок будет более открыт для иностранцев", – заметил Валентин Морозов.

Он называет рынок в целом привлекательным: население страны – больше 30 млн человек, и это молодое население. "Все на этот рынок смотрят. Мы (казахстанские БВУ. – Ред.) смотрим. Уверен, что и в России, и в Китае, и на Ближнем Востоке, и в Лондоне, и в Нью-Йорке, и в Гонконге, и в Токио смотрят в сторону Узбекистана. Вопрос – кто пойдет и кого пустят. А потом – у кого получится. Время покажет. Но то, что игнорировать это невозможно, – это факт", – поделился мнением спикер.

Говоря о Евразийском банке, он заметил, что мере интеграции стран Центральной Азии бизнес банка может стать "более глобальным". "Мы не исключаем на данном этапе расширения в той или иной форме теми или иными темпами на соседние рынки. Но окончательного решения нет. Дождемся его от акционеров", – заключил председатель правления.

Елена Тумашова

На правах рекламы


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться