Напомним, что накануне западные СМИ сообщили о массовых задержаниях в отелях Зефельда и немецкого Эрфурта, где базируются участники чемпионата мира по лыжным гонкам и обслуживающий национальные сборные персонал. Речь шла о задержании девяти человек, пятеро из которых – спортсмены, остальные подозреваются к причастности к деятельности международной допинговой сети.
Имен задержанных полиция не называла, ограничившись географией: подозреваемыми являются по два лыжника из Австрии и Эстонии и один из Казахстана. Учитывая, что Алексей Полторанин в среду не вышел на свою коронную дистанцию в 15 километров, на которой дважды становился бронзовым призером ЧМ и в настоящее время рассматривался экспертами как претендент на медаль, было очевидно, что он находится в числе задержанных.
В четверг, 28 февраля, с соответствующим заявлением выступила Национальная федерация лыжных гонок страны.
"Если выяснится, что он действительно принимал допинг, то федерация выступит с заявлением: у нас нулевая терпимость к применению допинга, мы категорически против нечестных методов, любых попыток применения запрещенных субстанций, – цитирует сайт Национального олимпийского комитета пресс-секретарь Национальной федерации лыжных гонок Самал Наурызову. – Но, пока не будет доказано, что Полторанин нарушил антидопинговые правила, пока федерация не получит уведомлений от WADA (Всемирное антидопинговое агентство), МОК (Международный олимпийский комитет), FIS (Международная федерация лыжного спорта) о том, что Алексею официально предъявлены обвинения, мы будем защищать нашего спортсмена", – подчеркнула она.
Между тем шведское издание Expressen уже нашло виновного в том, что казахстанский лыжник оказался в такой ситуации: оно опросило призера чемпионатов мира по лыжным гонкам Калле Хальварссона относительно окружения Алексея Полторанина, который акцентировался на личности тренера казахстанца, эстонца Андруса Веэрпалу, известного не только олимпийскими наградами Игр 2002 и 2006 годов, но и причастностью к допинг-скандалу 2011 года.
Тогда, в феврале 2011 года, за день до начала чемпионата мира эстонец объявил о завершении карьеры из-за проблем со здоровьем, а пару месяцев спустя, в апреле 2011 года,стало известно, что он подозревается в употреблении допинга. Допинг-проба "A" Веэрпалу оказалась положительной на наличие запрещенных веществ, предположительно гормон роста HGH, который используется для более быстрого восстановления и наращивания мышц.
В августе 2011 года будущий тренер Полторанина был дисквалифицирован за применение гормона роста на три года (до 23 февраля 2014 года – последнего дня ОИ-2014 в Сочи) вместо стандартных двух, из-за того что лыжник отказался сотрудничать с Антидопинговым комитетом FIS и задержал вскрытие пробы "В". После дисквалификации Веэрпалу заявил об уходе из профессионального спорта и позже подал апелляцию в спортивный арбитражный суд (CAS), который после продолжительного расследования отменил трехлетнюю дисквалификацию спортсмена, мотивируя свое решение тем, что "процедурные ошибки могли привести к псевдоположительному допинг-тесту".
CAS также отметил, что "есть много факторов, которые склоняют к выводу, что Андрус Веэрпалу на самом деле вводил себе экзогенный гормон роста". Результатам теста на определение HGH, по заявлению арбитров, можно доверять, несмотря на то, что гормон роста остается одним из самых трудноопределяемых веществ. Однако, по мнению суда, FIS "не смогла достичь приемлемых стандартов доказательств, которые необходимы, чтобы избежать риска получения псевдоположительных результатов".
"Алексей Полторанин базируется в эстонском Отепя и тренируется у Андруса Веэрпалу, бывшего участника крупного допингового скандала, который был в 2011 году дисквалифицирован, однако спустя два года оказался оправдан, – напомнил Калле Хальварссон. – Понятно, что очень грустно слышать о его задержании. В то же время и я, и некоторые другие люди думали, что несколько странно, что его тренирует Веэрпалу. Это немного говорит о морали. Я бы не стал работать с тренером, который был когда-то замешан в истории с допингом. Очевидно, что тот случай похож на дело Полторанина".
Игорь Воротной