/img/tv1.svg
RU KZ
FTSE 100 6 973,00 DOW J 27 086,88
Hang Seng 26 707,38 KASE 2 304,73
РТС 1 450,57 Медь 5 653,77
Финальный аккорд бюджетной консолидации

Финальный аккорд бюджетной консолидации

Перевыполнение доходной части госбюджета за 11 месяцев года составляет 8,4%.

10 Декабрь 2018 09:10 4553

Финальный аккорд бюджетной консолидации

Автор:

Султан Биманов

Фото: Максим Морозов

Новости

Сегодня
20:13

Касым-Жомарт Токаев поручил разобраться в ситуации с финкомпаниями, нанесшими материальный ущерб гражданам

Сегодня
20:03

Ежедневный обзор Казахстанской фондовой биржи

Сегодня
20:02

В Алматы пройдут этапы Кубка Мира по фристайлу в дисциплинах лыжная акробатика и могул

Сегодня
19:44

Казахстанцы попали в «Котел»

Сегодня
19:28

Казахстан обязали отменить дискриминацию производителей сельхозтехники из ЕАЭС

Сегодня
19:12

Число заразившихся новым коронавирусом в мире, исключая Китай, превысило 2,9 тыс. человек

Сегодня
18:56

Почти 13 кг гашиша изъято в ходе спецоперации в Алматы

Сегодня
18:26

Мир оказался не готов к быстрому распространению коронавируса – ВОЗ

Сегодня
18:11

Экипаж и пассажиры аварийно севшего в Восточном Казахстане Ан-2 госпитализированы

Сегодня
17:50

Гульнара Каримова готова отказаться от $686 млн в пользу Узбекистана в обмен на прекращение уголовного дела

Все новости

Налоговые поступления в государственный бюджет Казахстана за январь-ноябрь текущего года составили 7,56 трлн тенге. Это на 8,4% (586 млрд тенге) и 25,9% (1,55 трлн тенге) больше запланированного на начало декабря и показателя годичной давности соответственно. Об этом рапортует статистика Министерства финансов Казахстана.

Плановый показатель по налоговым доходам госказны на текущий год составляет 7,73 трлн тенге. Соответственно, для исполнения годового бюджета по фискальным поступлениям недостаёт 170 млрд тенге. На начало декабря трансферты из Нацфонда исполнены в полном объёме; неналоговые поступления перевыполнили годовой прогноз на 7%, или 13 млрд тенге (до 200 млрд тенге), а продажа госсобственности – 77 млрд при плане на текущий год в 93,4 млрд тенге.

Основным драйвером роста налоговых поступлений продолжает оставаться налог на добавленную стоимость (НДС) – на конец ноября сверхпланово собрано 86,2 млрд, до 2,06 трлн тенге (на 34% больше аналогичного показателя 2017 года). В ноябре заметно выросли поступления по налогам на внешнюю торговлю (куда входит экспортная таможенная пошлина на нефть) – профицит между фактическими и плановыми поступлениями вырос на 50 млрд, до 177 млрд тенге (всего поступления на начало декабря составили 1,19 трлн тенге).

Заметно сбавил обороты несырьевой сектор экономики – налог на корпоративную прибыль снизился на четверть от плана (154 млрд при плане в 208 млрд тенге); подоходный налог с населения также снизился с плановых 74 млрд тенге в ноябре до 63 млрд. Суммируя, можно отметить, что по итогам октября-ноября текущего года в госказну по налогам поступило почти 1,55 трлн тенге против 2,08 трлн тенге за IV квартал прошлого года.

В целом экономика Казахстана продолжает расти высокими темпами, отмечают в своём октябрьском макрообзоре аналитики Евразийского банка развития (ЕАБР). Однако сводный опережающий экономический индикатор, рассчитываемый Евразийской экономической комиссией, указывает на «некоторое замедление роста экономики в краткосрочной перспективе».

«Помимо нефтепереработки, в которой завершение модернизации крупных НПЗ сделало возможным увеличение производства на 24,1% г/г, высокие показатели роста продемонстрировали чёрная металлургия (8,6% г/г) и химическая промышленность (10,7% г/г). Одновременно возобновился спад по сравнению с предыдущим годом в пищевой промышленности, снизились объёмы добычи угля после быстрого роста в августе-сентябре», – отмечается в публикации ЕАБР.

Султан Биманов

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

На вывоз снега и посадку деревьев в Нур-Султане тратят больше денег, чем на строительство школ

Власти города не выстраивают приоритеты в финансировании, а идут по накатанной.

25 Февраль 2020 08:00 2520

На вывоз снега и посадку деревьев в Нур-Султане тратят больше денег, чем на строительство школ

Фото: astana.gov.kz

На откачку талых вод, очистку ливневых канализаций, озеленение столицы тратят больше денег, чем на строительство новых школ. К такому выводу можно прийти, проанализировав бюджет города за последние четыре года. Так, в 2020 году расходы на строительство и реконструкцию объектов начального, основного среднего и общего среднего образования заложены в двух управлениях акимата. Управление регенерации городской среды закладывает на эти цели 9,4 млрд тенге, управление строительства и жилищной политики еще 1,3 млрд тенге. Таким образом, суммарно 10,7 млрд тенге направят на ремонт и строительство школ.

Отметим, проблема с нехваткой мест в школах в столице стоит остро. Недостаток ученических мест в 2020 году составляет 24 тысячи. Как ранее признавался аким города, сейчас в Нур-Султане восемь школ работают с трехсменным обучением, 14 – с переуплотненным режимом.

«Для того чтобы снять вопрос с трехсменным обучением, необходимо в год строить не менее 10 учебных заведений. В текущем году построим 12 школ на 10 тысяч мест и столько же в 2021 году», – отчитывался Алтай Кульгинов.

Нет оснований не верить словам акима, но можно предположить, что школ с трехсменным обучением в городе гораздо больше заявленных восьми.

Посчитаем, могут ли 10 школ в год решить проблему с трехсменным обучением? Как известно, сейчас нехватка составляет 24 тысячи мест. Если в течение года построят 12 школ на 10 тысяч мест, то нехватка сократится до иллюзорных 14 тысяч мест. Однако в июне школу закончат 8-10 тысяч учеников, а в сентябре первоклашек придет 24-26 тысяч человек. То есть строительство 10 школ не в состоянии решить проблему с трехсменным обучением даже для сегодняшнего количества учеников. Эта проблема и дальше будет накапливаться как снежный ком – с каждым годом первоклассников будет приходить больше, в трехгодичной перспективе нехватка мест составит 50-60 тысяч единиц. Таким образом, строительство 10-12 школ в год не закрывает даже текущие потребности, уже не говоря о том, что происходит ежегодное увеличение количества школьников на 20 тысяч человек.

Посмотрим, какие затраты в большей степени «съедают» бюджет? Напомним, на строительство школ в этом году направят 10,7 млрд тенге. В то же время на обеспечение санитарии населенных пунктов (вывоз снега, откачку талых вод, очистку ливневых канализаций) потратят 19,9 млрд тенге (почти в два раза больше, чем на школы); благоустройство и озеленение – 13,3 млрд тенге; освещение улиц – 2,7 млрд тенге; проведение социально значимых и культурных мероприятий – 2,9 млрд тенге. Последний пункт также вызывает вопрос: это не круглая дата для столицы, на что предусмотрены финансы – непонятно.

Но если взглянуть на траты последних лет, то можно увидеть, что озеленение и снег всегда были в большем приоритете, чем строительство новых школ. Так, в 2017 году на строительство школ заложили 8,1 млрд тенге, обеспечение санитарии – 19,7 млрд тенге, озеленение – 14,1 млрд тенге, культурные мероприятия – 10,6 млрд тенге. В 2018 году на школы – 1,2 млрд тенге, санитарию – 17,6 млрд тенге, озеленение – 11,4 млрд тенге, культурные мероприятия – 8,5 млрд тенге. В 2019 году на строительство и реконструкцию школ направлялось 16,0 млрд тенге, обеспечение санитарии – 18,2 млрд тенге, озеленение – 11,0 млрд тенге, культурные мероприятия – 4,1 млрд тенге.

Таким образом, можно увидеть, что затраты на строительство школ в некоторые годы значительно меньше, чем на проведение культурных мероприятий и всегда ниже, чем на озеленение и вывоз снега/откачку талых вод. Аппарат маслихата города, который обходится налогоплательщикам в 136 млн тенге в год, вместо того чтобы выстраивать приоритеты в связи с изменениями – увеличением численности населения, которое ведет к переполненным школам, – продолжает из года в год переписывать прошлогодние цифры, увеличивая их на процент инфляции. О качестве образования речь априори идти не может, когда в классах сидит по 40-45 человек в три смены. Только жаль, городскую власть не беспокоит вопрос образования школьников. Как показывают бюджетные расходы, в столице три проблемы: зимой – снег, летом – деревья и праздники – круглый год…

Майра Медеубаева

Круговорот эмиссии в бюджете

Госорганы Костанайской области в 2019 году нанесли ущерб экологии на 88 млн тенге.   

18 Февраль 2020 10:30 1345

Круговорот эмиссии в бюджете

Фото: Максим Морозов

По данным, озвученным руководителем департамента экологии по Костанайской области Виктором Мухамеджановым, в минувшем году в ходе государственного экологического контроля только по государственным предприятиям был выставлен ущерб окружающей среде на сумму 88 млн тенге. Главная претензия со стороны экологов – отсутствие разрешений на эмиссии в окружающую среду.

«То ли не знают, то ли не совсем правильно относятся к этому вопросу. Яркими примерами могут служить отсутствие разрешения у коммунальных предприятий – Аркалыкской ТЭК и «Аман су», полигона ТБО отдела ЖКХ Жангельдинского района, аппарата акима села Тогузак Карабалыкского района, отдела ЖКХ Сарыкольского района, отдела образования Костанайского района и т. д. Некрасиво получается, когда госорган выставляет многомиллионные штрафы таким же госорганам, и получается, что финсредства из одного бюджета в другой в виде штрафных санкций переходят», – отметил Виктор Мухамеджанов.

По словам экологов, любое учреждение любой формы собственности должно брать разрешении на эмиссии в окружающую среду, если имеет собственные котельные, автономные пункты отопления.

Согласно данным управления финансов Костанайской области, опубликованным на сайте ведомства, за 11 месяцев 2019 года в бюджет поступило 6,2 млрд тенге по статье доходов «Плата за эмиссии в окружающую среду». Документ также свидетельствует, что эта сумма значительно превышает первоначальный план по поступлениям и даже скорректированный бюджет. Первоначально по статье доходов «Плата за эмиссии в окружающую среду» планировали получить 3,7 млрд тенге, в уточненном варианте – 4,8 млрд тенге.

По данным управления природных ресурсов и регулирования природопользования, в 2019 году было выдано 1635 разрешений на эмиссии в окружающую среду. Главными плательщиками традиционно являются горнодобывающие предприятия, включая АО «ССГПО», АО «Варваринское» и ряд других компаний.

В текущем году сумма платежей по статье «Плата за эмиссии в окружающую среду» может еще возрасти. В декабре 2019 года решением маслихата Костанайской области ставки за эмиссии, утвержденные Налоговым кодексом РК, были увеличены в два раза. Предприниматели противились принятию такого решения, и депутаты даже откладывали само решение. Аргументом в пользу повышения стало то, что выросшие ставки будут стимулировать предприятия снижать выбросы, модернизируя производства. Некоторые предприниматели говорят о том, что такой подход, напротив, затормозит процесс. Средства, которые могли бы пойти на модернизацию, предприниматели должны будут платить за выбросы.

Поступающие в областной бюджет средства в виде платы за выбросы действительно должны направлять на природоохранные мероприятия. Однако, как оказалось, не все осведомлены о том, на какие цели власти тратят эти деньги. На сайте управления охраны природных ресурсов и регулирования природопользования информации по освоению средств в 2019 году пока нет. Однако, согласно данным за 2018 год, на природоохранные мероприятии было направлено в общей сложности 4,2 млрд тенге. Четверть всех средств пошла на содержание лесхозов области, 2,7 млрд тенге – на озеленение и благоустройство. Также в рамках плана мероприятий по охране окружающей среды значились ремонты дамб и плотин области, очистка русла реки Тобол, пропаганда по раздельному сбору мусора и т. д.

Пока в Экологическом кодексе нет нормы, которая бы предусматривала, какой процент средств, полученных как плата за эмиссии в окружающую среду, власти должны направлять на природоохранные мероприятия. Нет и списка мероприятий, на которые должны направлять плату за выбросы. Возможно, что в новом законопроекте, который уже вынесен на рассмотрение в парламент, такие нормы будут утверждены.

Татьяна Шестакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: