Пандемия подарила человечеству неоценимый опыт – удаленная работа. При условии, что главный твой инструмент ноутбук. Правда, надо понимать, что это нелегкий труд, уж точно не лежание под пальмой, и конкуренции здесь предостаточно, так что надо учиться демпинговать. Стоит ли новичкам, решившим, что фриланс их стихия, учиться навыкам продать себя, разбирался inbusiness.kz.
Главный вопрос каждого начинающего фрилансера: где найти работу. Несомненно, загуглив, получишь ссылку на десяток сайтов. Но очень важно – не обмануться. Как отмечает эксперт Игорь Насонов, есть крупные биржи и среди них выделяется Upwork.
"Капитализация компании составляет несколько миллиардов долларов, и там множество предложений для фрилансеров на любой вкус и запрос. Но там, преимущественно, требуется английский язык. В англоязычной среде айтишникам приходится конкурировать с Индией, Пакистаном и Филиппинами, где исторически уровень владения английским языком выше, а уровень жизни ниже, чем в Казахстане. Зато в русскоязычном пространстве казахстанские фрилансеры достаточно конкурентоспособны по той же причине", – отмечает эксперт.
И тут можно выбирать работу, скажем, как при госзакупках – по маленьким лотам для небольшой работы.
Поиск заказчика
Платформы работают как соцсети: человек заполняет свой профиль, указывает опыт работы, фрилансеру ничего платить не надо. За исключением дополнительных бонусов, например, отклик на заявку, чтобы он выделялся или был сверху других. Платится пара коннектов – виртуальная валюта.
Главное найти правильную платформу для поиска работы. Есть примеры, когда человек, имеющий хорошую репутацию и набивший на этом деле руку, возьмет заказ на $ 4тыс, но сам работать не будет, а найдет, скажем так, подрядчиков, которым платить будет по минимуму – $ 500. Поэтому необходимо работать с первоисточником, считает эксперт.
"Важно и резюме, чтобы себя хорошо продать, надо правильно подать. И это тонкая вещь. Кого выберет работодатель? У кого супер-резюме. Кто правильно напишет письмо, у кого, в конце концов, красивое фото на аватарке. Профессиональное. Вроде мелочи, но они играют немалую роль.
Я знаю случай, когда на одну заявку подавалось 50+ человек. Тут зависит от рейтинга успешности фрилансера, то есть при выполнении любого, даже маленького контракта, обе стороны оставляют отзыв. У меня было 20 контрактов, и все они получили наивысшую оценку из возможных. Так что в этом случае выбрали меня", – делится Игорь Насонов.
Почувствуй боль
Сегодня появилось новомодное выражение – "почувствовать боль клиента". Это когда заказчик и сам толком не знает, чего он хочет. Например, некто хочет открыть канал на YouTube, у него есть деньги, но он не знает, как это сделать, и ищет подходящего человека для этого. И тут необходимо его буквально поразить своим знанием данной темы: об алгоритмах, монетизации, периодичности выхода и прочее. И это работает. Особенно с большими контрактами, когда речь идет о хорошей почасовой ставке. Все это надо учитывать при поиске работы. Самое сложное – первый контракт, когда человек без опыта и у него и потенциального заказчика есть страх: а справится ли.
Как не обмануться?
Резонный вопрос: зачем компаниям фрилансеры. Ответ на поверхности – им можно меньше платить, экономя на содержании рабочего места.
"Например, зарплата программистов в Австралии начинается от $ 8 тыс., у казахстанского - от $ 1 тыс. И у нас всегда найдется девочка-айтишница, владеющая английским языком и навыками общения, и будет корпеть за $ 2 тыс. При этом будет счастлива. Такова реальность", – констатирует эксперт.
Чтобы тебя не обманул заказчик, тоже существует целая наука. Как отмечает Игорь, необходимо выбирать тех работодателей, у которых банковские карты привязаны к платформе. Как только работодатель подтверждает заказ, загорается "галочка" и оговоренная сумма блокируется на платформе. Это и есть гарантия оплаты. В этом случае фрилансер застрахован. К слову, как отмечает эксперт, на платформе не менее 3 тыс. казахстанцев.
"Это мало. Граждан Кыргызстана там ненамного меньше, хотя у нас большая разница в количестве населения. Так что есть куда развиваться. А главное – учиться. Сегодня обучающие гранты разыгрывает министерство цифровизации, запустил свою школу и Astana Hub – Freelance school называется. Во всяком случае, научиться правильно составить резюме и сопроводительное письмо и освоить науку, как не обмануться, необходимо. К слову, Upwork не берет сегодня россиян, только если они работают из других стран, например, Казахстана. Боятся вторичных санкций. Так что шансов найти работу у молодого поколения нашей страны больше", – уверен Игорь.
Фриланс без иллюзий
Мадина Шарипова уже четыре года работает на платформе Upwork фрилансером, а недавно стала рекрутом. Об этом она рассказала в своем Telegram-канале.
"Сейчас я работаю на них парт-тайм, было время, когда я переставала работать на компании из-за неудобного графика (разница во времени), но они пошли на встречу, теперь у меня гибкий график, работаю только днем. Давайте представим, что может случиться, если у вас не получится работать на Upwork. Ну вот вы зарегистрировались, ничего не делали на площадке, либо приложили недостаточно усилий: не оформили правильно профиль, не отправляли proposals. Не добавили портфолио. И, естественно, ничего не произошло. И что может случиться страшного? НИ-ЧЕ-ГО.
Клиенты так же будут продолжать размещать вакансии, а фрилансеры их получать. Биржа продолжит свою работу, все как обычно. Нужно понимать, что успех международного фриланса - дело не одного месяца, и что для того, чтобы получить свой первый контракт, не имея имиджа и рейтинга, нужно попотеть. Я искренне считаю, что тот, кто действительно хочет и кому действительно надо, добьется-таки результатов. А те, кто относится к площадке Upwork со скептицизмом, в ответ получат такой же результат. Бояться начинать что-то новое всегда страшно и это вполне нормально, но нельзя давать страху вас побороть", – написала Мадина.
Марина Попова