Генпрокурор: "Уволю всех!"

Артур Мискарян Артур Мискарян
127938

Донос и провокация – по-прежнему остаются главными инструментами давления на бизнес в руках налоговиков и чиновников.

Генпрокурор: "Уволю всех!"

Большинство уголовных дел в отношение бизнесменов – грубо сфабриковано. На прошедшей сегодня коллегии генеральной прокуратуры РК об этом было заявлено со всей откровенностью.

"Нет четких критериев для внеплановых проверок - мы выяснили, что добрая половина из них проводятся по обращениям граждан. Но жалобы потребителей составили лишь треть, 37 процентов заявлений инициировали сами госорганы, а остальные 36 процентов писали те, чьи права никак не затрагивали деятельность бизнесменов", - заявил заместитель генпрокурора Марат Ахметжанов в своем докладе, посвященному состоянию защищенности бизнеса.

Дуэт акиматов и контрольных структур не брезгует и откровенной провокацией.

"Госорганы сами создают ТОО, чтобы "мониторить" предпринимателей для их последующей проверки! Так, по письму ТОО "Астанагорархитектура" была проверена деятельность ТОО "Эйкос": якобы эта фирма начала строить без постановления акимата. Выяснилось, что такой разрешительный документ законом вообще не предусмотрен", - указал замгенпрокурора. – "Из этого можно сделать вывод, что госконтроль используется для устранения конкурентов либо для оказания давления на бизнес".

Впрочем, в арсенале контролеров есть и "законные" методы для преследования бизнеса – длинный перечень совершенно абсурдных положений, приказов и требований.

Так, например, в Жамбылской области чиновники, оформлявшие техпаспорта на тракторы и комбайны, требовали от их владельцев справку о воинской учетной специальности из военкомата. Видимо, здесь считают, что за штурвалом комбайна может сидеть только танкист…

 "Госорганы в свои проверочные листы заложили массу ненужных, устаревших требований к бизнесу" - продолжал Марат Ахметжанов – "Некоторые из них - абсурдны и не поддаются никакой логике! К примеру, санитарные правила для общепита требуют, чтобы помещения по приготовлению холодных блюд располагались только с северо-западной стороны, или этот нелепый запрет продавать торты нарезками или частями".

Но вот проблема: сами предприниматели проявляют пассивность в защите своих прав, видимо, исходя из поговорки "Плетью обуха не перешибить". Оттого-то и растет в стране число закрывшихся предприятий – бизнесмены предпочитают сдаваться без боя.

"Чтобы выяснить, какие нормы мешают бизнесу, на сайтах прокуратуры, НПП "Атамекен" и партии "Нур Отан" разместили специальный формуляр. Однако с момента его создания поступило всего лишь 15 сообщений. Это говорит о том, что у бизнеса к нам еще нет доверия. Пока есть административные барьеры, нелепые нормы, предприниматель по любому будет виноват, а чиновник будет прав, потому что закон будет на его стороне", – указал замгенпрокурора.

По мнению прокуроров, только полная инвентаризация отечественного законодательства и подзаконных актов с последующей отменой всех архаичных норм, спасет положение. Но главное сейчас - запретить контролирующим органам внезапные налеты.

"Мы предлагаем сократить основания для внеплановых проверок, в том числе запретить проверять по обращениям третьих лиц. Поправки уже на стадии согласования" - упомянул Марат Ахметжанов.

"Сфера госконтроля у нас чрезмерно расширена", - согласился с ним генеральный прокурор Жакип Асанов.

Сегодня Генпрокуратура методично исследует каждый проверочный лист. Только при проверке региональных управлений комитета по защите прав потребителей при Миннацэкономики были обнаружены более 8000 архаичных требований. Марат Ахметжанов пообещал, что перечень этот будет сокращен, а прокурорские проверки "будут продолжены во всех сферах госконтроля".

Замгенпрокурора вернулся к навязшему у всех в зубах вопросу о "лжепредпринимательстве". Впервые сотрудники Генпрокуратуры согласились с тем, что такая проблема действительно есть.

"Большие вопросы вызывает применение статьи Уголовного кодекса за лжепредпринимательство. В этом году почти 40 процентов уголовных дел судами в согласительном производстве - такой подход максимально упрощает процесс доказывания, но именно он вызывает больше всего нареканий. Для заключения сделки достаточно согласия подсудимого (признания себя виновным – прим. авт) на любой стадии процесса, при этом ущерб от деятельности лжефирм и причастности контрагентов не проверяется. Контрагенты даже не знают, что их судьба уже решена, а после вступления приговора в силу им автоматически начисляются налоги", — сообщил Марат Ахметжанов.

Ярчайшей иллюстрацией является случай в Восточно-Казахстанской области: двое предпринимателей "под давлением улик" признались в обналичивании 12 млрд тенге и тут же, "деятельно раскаявшись", заключили с органами сделку. В итоге, 500 предпринимателей-партнеров обвиняемых пошли по делу "паровозом": им, ни слухом, ни духом не знавшим о следствии и процессе, выставили счет за неуплаченные налоги по якобы незаконным сделкам.

Марат Ахметжанов заявил, что такая практика стала общепринятой.

"Что в итоге получается? Одного - того, кто обналичил миллиарды, признают виновным, и, оформляя процессуальное соглашение, добиваются мягкого приговора суда. Он получает условный срок и даже ущерб не возмещает государству. Но все его контрагенты, которые имели когда-нибудь дело с этим предпринимателем, а их, может быть, тысячи, автоматически становятся нарушителями закона. И их начинают "прессовать". Но никто не подвергает это сомнению, потому что есть решение согласительной комиссии и процессуальное соглашение прокурора", - раскрыл механизм замгенпрокурора.

При этом, он был вынужден упомянуть, что часть прокурорских работников принимала в этом живое и непосредственное участие.

В этом месте генеральный прокурор вновь вынужден был перебить подчиненного.

"К сожалению, в этом участвовали и прокуроры. Это я должен признать, потому что я не могу говорить, что мы здесь "белые и пушистые". Есть ответственность и прокурора, хотя основные исполнители здесь - представители службы экономических расследований комитета госдоходов Минфина", - заметил Жакип Асанов.

И немедленно дал поручение, которого уже много лет ждали все предприниматели Казахстана: все дела о лжепредпринимательстве, рассмотренные по соглашению обвиняемого о сотрудничестве с органами, будут перепроверены. И если будет установлено, что прокуроры в этом замешаны их привлекут к дисциплинарной ответственности и уволят.

Заместитель генпрокурора Марат Ахметжанов заявил, что методы ведения расследований, принятые сотрудниками службы экономических расследований комитета по госдоходам "развращают добросовестных бизнесменов". Более того, сама процедура вызывает сомнения с точки зрения законности.

"Они (налоговики – прим. авт) нашли лазейку - проверять бизнес, задействовав своих силовиков. Налоговики пишут письма службе экономических расследований, а те, как говорят, передают их в службу аудита и это считается официальным поручением органам уголовного преследования. Хотя никакого криминала здесь не было. Годами мы нарабатывали механизмы защиты бизнеса от незаконных проверок. И у нас имелась система управления рисками, порядок назначения проверок… Но через уголовно-процессуальный кодекс они нашли "зеленый коридор" в обход всех этих мероприятий, якобы,  как поручение следователей. Весь этот "состав экспресса" на полном ходу врезался и пошел "кошмарить" бизнес", - рассказал Марат Ахметжанов.

Генеральный прокурор Жакип Асанов потребовал от своего заместителя назвать конкретных виновников, сложившейся ситуации. Особенно он настаивал на установлении степени вины чиновников.

"Мы должны знать истинных героев, кто за всем этим стоит. И надо дать оценку каждому чиновнику: либо он хочет исправить ситуацию и не успевает, либо он безграмотный непрофессионал и вообще ничего не хочет делать? У нас есть административные должности, есть корпус, а есть политические должности. В следующий раз я хотел бы видеть конкретных людей: курирующий вице-министр, председатель комитета, отдел. Давайте разбираться точечно. И ничего страшного не случится, если по результатам проверки половина штата будет уволена – будет уроком для остальных! Пока не будет личной ответственности каждого, в том числе и тех, кто значится в корпусе "А" и, кто является политическим, ничего не будет", - считает Жакип Асанов.

"И не надо писать многостраничные представления, которые читать никто не будет. Надо коротко - в отношении каждого возбуждать дисциплинарные производства. В отношении вице-министров, председателей комитетов, в отношении конкретно начальников управлений и многочисленных отделов", - развил тему генпрокурор.

"У меня просьба к Агентству (по делам госслужбы и противодействию коррупции – прим. авт): тоже подключайтесь. Вместе давайте посмотрим и дадим оценку не столько фактам, сколько конкретным чиновникам в министерстве финансов, экономики и так далее", - обратился он за помощью к антикоррупционному ведомству.

По словам Жакипа Асанова, нельзя исключать, что безосновательные проверки предпринимателей порождены заказами их конкурентов или даже корыстной заинтересованностью самих представителей госорганов.

"Мы будем четко, до последнего заявления, принципиально разбираться: кем они направлены и почему, кто инициировал проверки, кого хотели увести от уголовной ответственности или оказать давление на бизнес. Будет дана правовая оценка по всем фактам", - заявил генеральный прокурор.

Артур Мискарян, Алексей Банцикин

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться