Герой и обстоятельства

Герой и обстоятельства

В Казахстане состоялась премьера победителя «Кинотавра»-2019, фильма «Бык», о поколении, заблудившемся в лабиринте власти и политики.

25 Август 2019 10:09 7648

Герой и обстоятельства

Автор:

Ольга Власенко

Эта картина посвящена жизни российской молодежи в лихие 1990-е. Ее можно считать серьезным полнометражным дебютом режиссера Бориса Акопова. Пугающе-завораживающее динамичное кино вызвало противоречивые эмоции. Картина снята молодыми о молодых, в западной стилистике клубной панк-культуры времен «Холодной волны», с хорошими актерами, характерными персонажами, с закрученным, заставляющеим переживать сюжетом. Главные роли в фильме сыграли Юрий Борисов, Стася Милославская, Сергей Двойников, Александр Самсонов, Александр Левин и другие. Во время просмотра становится понятным, почему картина получила еще и приз «Кинотавра» за лучшую операторскую работу. Также «Бык» удостоился Гран-при конкурсной программы «К Востоку от Запада» 54-го Международного кинофестиваля в Карловых Варах. 


«Бык» – фильм-клип, наполненный музыкальным поп-фольклором девяностых, который не только придает динамизм мизансценам, но и откровенной текстовкой поясняет зрителю ценности и идеалы перестроечной эпохи. Интересно, что музыка большинства песен попсовая, а их тексты, и самое главное, контекст, в котором они звучат, – панковско-брутальные. Заметим сразу, что это не «Ласковый май» и не «Мираж». А, например, бунтующие против официальной советской эстрады «Анонс» или независимые альтернативщики коллектива «Химера». Кстати, уже в конце восьмидесятых понятие «ансамбль» было не модным, все хотели назваться группами. Позже, появились и настоящие группировки – бандитские. Собственно, об одной такой, обосновавшейся в Подмосковье, в картине и речь. Бык – прозвище героя картины, ее лидера Антона Быкова. Через прозвище играет и разворачивается дальше аллюзия на человека-быка, Минотавра, заблудившегося в лабиринте сложных нечеловеческих обстоятельств. Но не потерявшего человеческий облик и вышедшего из него через смерть, как в настоящей античной трагедии. 
Несмотря на связь с трагедиями, в том числе шекспировскими, возникающую через таких персонажей, как Моисей, картине не чужда черная ирония. Впрочем, ее немало и у самого Шекспира, размышлявшего о темной стороне власти и о том, как она коверкает души, пробуждая в них самое низменное. Но и люди в свою очередь коверкают власть по образу своей темной природы. Зритель знакомится с бандитом в законе Моисеем, когда он поет шансон в ресторане. В темных очках и с микрофоном в руках, своим видом и профилем персонаж напомнил о лидерах группы «Браво» Евгении Хавтане и Валерии Сюткине. Вообще, чем больше ассоциаций вызывает кино, и самых неожиданных, тем оно интереснее. 


Конечно, не все стали в девяностых бандитами. У нас, в Казахстане, дела обстояли немного помягче. Были и такие, кто в это непростое время умудрился отучиться и закончить университеты. Но эта картина не о них. Она о людях, живших в небольших промышленных городах, где не стало работы, зато появились наркотики, криминал и проституция. И как они выживали в этих обстоятельствах. В картине не обошлось дело и без героизации криминала. Но в то же время это и способ реабилитации сгинувшей в девяностые молодежи. 
Концовка фильма с просящим прощение в начале нулевых Ельциным, на мой взгляд, все смазала. Хотя этот эпизод со смотрящими по телевизору новогоднее поздравление президента россиянами, в сериале «Ненастье» о судьбе афганцев в 1990-х, снятому по сценарию Алексея Иванова, смотрелся вполне гармонично. Видимо, эта тема, периодически всплывающая в российском общественно-политическом пространстве, набила оскомину. За нее картину уже активно ругают российские критики либеральной и неолиберальной направленности. Но, на мой взгляд, дело не в политических взглядах, а в прямолинейности высказывания и сведения искусства к идеологии. Нередко искусство и пропаганда пересекаются и питаются друг другом, и тому множество примеров в истории культуры. Но искусство шире идеологии и к ней не сводимо. Прямолинейность обнуляет глубину и метафоричность искусства и связанной с ним жизни. Речь о подходах к языку, передаче смыслов и художественных способах выражения. Хотя и в этой прямолинейной сцене привиделось что-то символически знаковое – мифология упования на власть и поиск козла отпущения. Хотя без традиционного вопроса «Кто виноват?» тоже не обойтись. Фильм заставляется задуматься о том, зачем нужна власть и чем она отличается от общества и государства, о формах власти, самоорганизации и демократии. Поэтому посмотреть «Быка» стоит обязательно.

Ольга Власенко 

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Кинопремьеру «Такси-5» алматинцы увидят первыми

Премьера блокбастера пройдет в Алматы в рамках фестиваля французского кино.

12 Апрель 2018 13:31 5526

Кинопремьеру «Такси-5» алматинцы увидят первыми

В Алматы 12 апреля стартует ежегодный кинофестиваль «Французское кино сегодня». Мероприятие организовано агентством UniFrance, Посольством Франции в Казахстане и культурно-образовательным центром «Французский альянс Алматы», фестиваль продлится до 15 апреля. Откроет фестиваль кинопремьера «Такси-5». При этом алматинцы смогут насладиться приключениями парижского суперполицейского и автогонщика, которому поручено разобраться с неуловимой «бандой итальянцев», раньше жителей остальных регионов Казахстана и первыми среди стран СНГ.

«Такси-5» для Франции – это серьезный блокбастер. На территории СНГ он будет показываться впервые у нас, в нашем кинотеатре. Россия показывает его 10 мая, в Казахстане показ стартует 19 апреля», – рассказал директор киноцентра «Арман» Бауржан Шукенов.

Кроме того, в рамках фестиваля состоится эксклюзивный показ фильма «Мектуб, моя любовь» Абделатифа Кешиша. Это история молодого сценариста Амина, который едет в родной город на Средиземноморье на летние каникулы, влюбляется там в девушку по имени Жасмин, а также встречает продюсера, согласившегося финансировать его первый фильм. Однако юноше предстоит сделать трудный выбор между отношениями с любимой девушкой и будущей карьерой. Мировая премьера картины состоялась осенью прошлого года, а в России пройдет только этим летом.

«Фильм «Мектуб» – это последняя картина Кешиша, «Жизнь Адель», его предыдущий фильм, взял «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале в прошлом году. Абсолютно эксклюзивный показ, прокат его будет только в июле», – отметил Бауржан Шукенов.

Также на фестивале состоится показ французской комедийной мелодрамы легендарного режиссера и обладателя премии «Оскар» за фильм «Мужчина и женщина» Клода Лелуша «12 мелодий любви». Этот фильм был снят всего за четыре недели и стал вторым киноальманахом в карьере Клода Лелуша. Первым был фильм «Прекрасная история» (1992). «12 мелодий любви» – это история обычной жизни малознакомых 12 мужчин и 12 женщин, но однажды им предстоит встретиться, чтобы решить судьбу одного из них.

Помимо этого, в рамках фестиваля пройдут показы и других комедийных французских фильмов, а также короткометражек. При этом, как отмечает Бауржан Шукенов, короткометражки будут идти с сурдопереводом, для этого культурно-образовательный центр «Французский альянс Алматы» задействует волонтеров. После каждого показа запланированы дискуссии с гостями фестиваля.

«На каждом фестивале у нас много гостей, практически на каждую картину. В этом году из шести показов на четырех будут актеры. Приезжает Бернар Фарси – снимался во всех пяти картинах «Такси». Он достаточно известный актер во Франции. Самые именитые, кто у нас был за годы проведения фестиваля из французских актеров, – это Венсан Перес, Динара Друкарова, Анн Ле Ни, актриса, которая играла в фильме «1+1», – рассказал директор киноцентра.

Фестиваль «Французское кино сегодня» пройдет в Алматы уже в девятый раз – первый фестиваль состоялся в 2010 году. Как подчеркивает Бауржан Шукенов, это бесценный опыт в работе с настоящими профессионалами не только в сфере кинематографа.

«Фестиваль мы уже проводим в течение восьми лет. Это отношение не только с французским кино, но и с людьми, которые его привозят, это работа с французским посольством – они нам помогли привезти специалистов для консультации по законодательству Франции, чтоб у нас его здесь применить. Кроме того, мы даем зрителям максимально разнообразный репертуар, не только голливудское кино. То, с чем может побороться французское кино, – это Голливуд, и, естественно, нам интересно его показывать, как кинематографию, у которой надо учиться», – пояснил он.

Зрительский интерес к французскому кино есть, утверждает директор киноцентра, и он растет с каждым годом. Способствует этому то, что после фестивальных показов картины идут в прокат в кинотеатрах. И это, пожалуй, один из главных результатов проведения фестиваля, так как, по словам Бауржана Шукенова, основной покупатель французского кино на территории СНГ – Россия, а Казахстан уже довольствуется тем, что предоставят российские дистрибьюторы.

«Но французское кино имеет своего зрителя и людей, которые любят это кино, – уверен он. – Практически с начала истории нового кинопроката – это начало 2000-х годов – количество французских фильмов, которые показываются на территории СНГ, возросло на четверть».

За годы работы фестиваля в Алматы были показаны такие картины, как «1+1», «Любовь и страсть. Далида», «(Не)жданный принц» сценариста Люка Бессона, «Ржавчина и кость» и другие.

Впервые фестиваль французского кино стартовал 15 лет назад в Праге. Сегодня он также проводится в Японии, Великобритании и США. Из стран Центрально-Азиатского региона «Французское кино сегодня» проходит только в Казахстане.

Ирина Гумыркина​

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: