Блокбастеры и семейное кино - два излюбленных казахстанцами киножанра

Светлана Умыргалеева Светлана Умыргалеева
6933

О прошлом, настоящем и будущем отечественного кинопроката рассказала руководитель проектов сети Kinopark Жанна Налаева. 

Блокбастеры и семейное кино - два излюбленных казахстанцами киножанра

Индустрия кинопроката сегодня востребована как никогда. Уик-энды мы с удовольствием проводим в компании любимых киногероев в обнимку с попкорном, выбирая комфортные, оборудованные по последнему слову техники кинозалы мультиплекс. Но как выживают сегодня сети кинотеатров, насколько доходен и рентабелен этот бизнес, каковы перспективы развития индустрии? Ответы на эти и многие другие вопросы знают лишь те, кто живет в этом мире и не представляет своей жизни без кино.

– Жанна, недавно страна отпраздновала свой главный праздник - 25-летие независимости. Мы просим вас сделать небольшой экскурс в историю кинопроката в Казахстане. С чего начинался этот бизнес? Как изменился за это время?

– В конце 90-х годов прошлого века, после распада СССР, кинотеатры пришли в упадок, в зданиях открывались мебельные салоны, магазины.  В 1999-м была создана компания "Отау Синема" как попытка привести в порядок кинопрокат. Кстати, 80% коллектива Kinopark начинали свой путь именно оттуда. Компания просуществовала до 2005 года, а потом была продана. В то время открывались торговые центры, и формат малозальных кинотеатров, подобных "Искре", "Целинному", "Байконуру", стал отмирать. Модель не работала, количество фильмов увеличивалось, не умещаясь в малозальных кинотеатрах. В русле новой тенденции создавались мультиплексы, миниплексы, мегаплексы. А в 2007 году начала развиваться компания "Kinopark", к сегодняшнему дню занявшая в Казахстане лидирующее место по количеству кинотеатров и посадочных мест: 8 кинотеатров, 54 зала и больше 8 тысяч посадочных мест. На втором месте идет сеть "Арман": 6 кинотеатров, 28 залов, более 3562 посадочных мест, на третьем – "Арсенал" с 5 кинотеатрами, 17 залами, 2777 посадочными местами. Далее идут такие бренды, как Cinemax, Kinoplexx, Star Cinema, Chaplin Cinemas, Cinema Park и "Иллюзион".

– Что позволило компании взять лидерство в этом бизнесе?

– Kinopark не совмещает кинопрокат с другими видами бизнеса, как это делают наши конкуренты. Участники команды включены в дело на все 100%, 24 часа в сутки, и, наверно, это является одним из ключевых факторов успеха всего предприятия. Вливаясь в нашу команду, люди остаются в ней надолго, и наши семьи уже привыкли к тому, что график рабочий у нас ненормированный. Кто-то из нас однажды остроумно пошутил: "Некоторые отдыхают скучнее, чем мы работаем". Это на самом деле так, ведь в год выходит больше 400 фильмов, и каждый раз это что-то новое, опыт, ощущения, эмоции. Кино – это 400 разных аттракционов в год.

– Охотно ли компания вкладывается в техническое оснащение? И насколько выгодны такие вложения?

 – Мы посещаем все выставки и семинары нашего профиля, отслеживаем новые тенденции рынка в плане управления и технического оснащения. В результате в нашей сети представлено все самое передовое, что существует сегодня в кинобизнесе. В 2011–2012 году мы начали перевооружение на цифровые проекторы. Это было для нас архисложно. Для большинства кинотеатров были закуплены пленочные проекторы, пришлось проводить переоборудование в спешном режиме, а это огромные средства. Только представьте, стоимость одного проектора – порядка 50 тысяч евро. Благодаря нашим партнерам мы смогли переоснастить 54 кинозала.

Кроме того, мы являемся эксклюзивным представителем формата IMAX на территории Казахстана, бренда, который по праву считается лидером на рынке кинопоказа благодаря целому комплексу компонентов: большой экран, проекционная система, состоящая из двух проекторов, специальная звуковая система, воссоздающая все нюансы и детали звука, лазерная настройка картинки, специальная геометрия зала, дающая максимальный обзор с любой точки в кинозале. IMAX – премиальный формат, в силу чего ценовая политика отличается: на 30% выше, чем обычный билет, как и ощущения, опыт, который дает данная система. На сегодня действуют уже три зала IMAX: "Ретрофит" в столичном торгово-развлекательном "Керуен", который был открыт в 2010 году. Один такой зал зарабатывает до 30 процентов всего бокс-офиса фильма. Второй зал функционирует с 2012 года в кинотеатре Kinopark 11 IMAX Esentai, а третий мы запустили в конце 2016 года в ТРЦ "Сары-Арка" в Астане. Чтобы войти в формат, мы заняли еще один этаж данного торгового центра. Сейчас ведем переговоры с Шымкентом, где рынок пока еще не насыщен. Также мы рассматриваем проекты в Актобе и Астане – локации, чтобы представить лазерную систему IMAX.

– Ну а как осуществляется отбор фильмов, которые будут показаны в ваших кинотеатрах?

– Существует целый прокатный отдел, который занимается непосредственно отбором фильмов, ценовой политикой, составлением расписания. На кинорынках происходит презентация фильмов, которые прокатчики планируют выпускать в течение ближайших 3–4 месяцев. На основании этого и составляется репертуар.

– Премьеры в России и Казахстане практически совпадают. Это неслучайно?

– Сейчас они совпадают во всем мире, поскольку современное кино выпускается в цифровом формате. Раньше кинопленки пересылались самолетами, поездами, их количество было ограничено. Представьте, у "Отау Синема" было всего 8 копий фильмов на весь Казахстан. Существовала очередность показов и понятия "первый экран", "второй экран". Сегодня благодаря цифровым технологиям мы стартуем вместе со всем миром и даже раньше. Эксклюзивность IMAX дает нам такое право: предпоказы IMAX стартуют раньше, чем основной прокат. Это еще один бонус формата. Причем IMAX выбирают лучшие фильмы для показа, которые снимаются специальными IMAX-камерами, они дают более расширенную картинку, четкое изображение. Если раньше выходило максимум 20 фильмов в IMAX, то сейчас практически каждые две недели стартует новый фильм. Прокат фильма длится обычно две недели.

– Фильмы каких стран лидируют в прокате и собирают большие кассовые сборы?

– Блокбастеры и семейное кино – два излюбленных казахстанцами киножанра. В настоящее время лидируют голливудские фильмы, затем идут российские, в последнее время появляется довольно много казахстанских фильмов. Мы стараемся поддерживать отечественное кино, проводим презентации, делаем рекламу. К слову, мы – единственная сеть, которая открыто публикует свои доходы, делится цифрами, аналитикой по фильмам.

– Исходя из этих цифр можно сказать, что зритель ходит на казахстанские картины?

– Думаю, да. К примеру, хорошую кассу собрали "Районы" Ахана Сатаева – 60 958 600 тенге – за период с ноября по декабрь, уступив место только "Фантастическим тварям", которые собрали 89 731 700 тенге. Сыграли свою роль хороший маркетинг и реклама. Неплохую кассу за тот же период сделал фильм "Тараз" – 52 386 300 тенге и "Дорога к матери – 37 948 200 тенге, оставив позади голливудские фильмы "Чудо на Гудзоне" – 17 903 200 тенге, "Глубоководный горизонт" – 13 659 900 тенге и "Великолепную семерку" – 15 504 100 тенге. Картина "Дорога к матери" вместо двух недель шла в прокате четыре, причем как на русском, так и на казахском языке, собирая кассу и прекрасные отзывы.

– То есть можно сказать, что казахстанский кинематограф делает кассу и конкуренцию зарубежным фильмам?

– Если брать в общей массе, то пока нет, но по отдельным фильмам – вполне. Да и казахстанский кинематограф – явление далеко неоднородное. Многие фильмы снимаются в качестве пробы пера, неудивительно, что в их адрес обрушивается море критики, но есть действительно достойные, ориентированные на наш внутренний рынок, они неплохо идут в прокате.

Что касается российских фильмов, они достаточно популярны у нашего зрителя в силу исторической и ментальной близости. Мне хотелось бы отметить, что колоссальную поддержку, как кинотеатрам, так и кинопроизводству в России, оказывает государство. На сегодняшний день кинотеатры России освобождены от НДС, что дает возможность что-то зарабатывать и развиваться. Кроме того, действует большая программа по оснащению малых городов кинотеатрами, в рамках которой государство субсидировало средства на оборудование для малых кинозалов. Только за год было оснащено 400 кинозалов. А теперь представьте, в Казахстане всего 263 кинозала, когда в России за год было открыто 400 кинозалов. Но при этом существует условие: 50 процентов репертуара – российский контент. В России вкладывают большие средства в производство кино. Этим занимается фонд кино.

– Получается, что наше государство никак не поддерживает индустрию отечественного кинопроката?

– Kinopark периодически инициирует обсуждения различных предложений по нашей индустрии, участвует в парламенте, в рабочих группах по развитию казахстанского кино, но, к сожалению, дальше обсуждения дело не идет.

– Но в 2016 году Минкультуры презентовало концепцию развития отечественной кинематографии, в которой затрагиваются вопросы кинотеатров, открытия кинотеатров в селах и регионах и которую бурно обсуждали целый год…

– Если будет что-то предпринято в рамках этой программы, то мы будем только рады. Это было бы очень полезное начинание, учитывая, что сегодня кинотеатры сосредоточены в крупных городах. Если в советское время по Казахстану функционировало 2 тысячи залов, причем кинозалы были даже в селах, то сегодня – 263.

– А у вас есть планы по расширению своей сети в регионах?

– Да. В настоящее время рассматриваем еще два проекта в Алматы и один  в Караганде. И это только начало. Кроме того, мы развиваем еще один проект – сеть кинотеатров Kinoplexx. Залы данного бренда функционируют в Алматы и на западе страны: Уральск, Атырау и Актау, где до недавнего времени кинотеатрами управляла компании Chaplin.

– Ощущаете ли конкуренцию в связи с развитием онлайн-кинотеатров?

– Нисколько. Думаю, пока это направление в Казахстане не особо развито, поэтому кардинального оттока нет. Зрители, которые приходят в залы Kinopark, желают получить опыт времяпрепровождения в кинотеатре. Это особая атмосфера и определенная культура со всеми присущими ей атрибутами – покупка билетов и попкорна, удовольствие смотреть любимые фильмы на большом экране. Я лично уже не могу смотреть кино по телевизору.

– Вы можете сказать, что сформировали пласт зрителей нового поколения?

– Он еще формируется. Если в Америке это уже сложившаяся культура, традиция, то у нас пока все в процессе. К примеру, от "Звездных войн" мы ожидали большего. В Америке они прошли на ура, там люди выросли на этой саге, а у нас не наблюдалось особого ажиотажа.

– Киноманы нередко сетуют на высокие цены на билеты в сети Kinopark. Что вы можете им возразить?

– Я считаю нашу ценовую политику вполне адекватной, если учесть, что в странах мира в среднем цена билета – 9–10 долларов, а у нас 5–7 долларов. Мы не поднимали цены на билеты после девальвации. Более того, проводим специальные антикризисные мероприятия. Наша маркетинговая программа, включающая 2 специальных предложения, направлена на формирование лояльности, поддержание отечественного зрителя. Цель – 7 раз из 10 зритель должен прийти к нам. Для этого мы каждый день сделали знаменательным. В "Беспредельный понедельник" вы можете прийти с утра, купить один билет за 1,5 тысячи тенге и смотреть кино весь день. Мы запустили эту активность полгода назад, и она демонстрирует очень хорошую динамику, особенно в Актобе и Шымкенте. В "Super вторник" билеты можно приобрести по специальной цене: вместо 1500–1600 тенге взрослый билет стоит 800 тенге, студенческий – 600, детский – 400. Кроме того, нам удалось добиться снижения цен на фильмы в формате IMAX, который в принципе не разрешает подобных действий. Если в обычный день цена взрослого билета составляет 2500 тенге, то во вторник – 1200. Четверг – это день премьер, и настоящие киноманы ждут его, чтобы первыми посмотреть фильм. С пятницы начинается уик-энд, и в эти дни зрители приходят семьями. По средам мы часто проводим презентации фильмов и пресс-показы, знакомим журналистов и блогеров с тем продуктом, который планируем показывать в течение ближайших двух недель.

– Что сегодня предпринимается с целью улучшения сервиса? Насколько мне известно, были жалобы на большие очереди у касс…

– Да, у нас был прецедент во время осенних каникул в 2016 году, когда средняя посещаемость в один из дней достигла 95 процентов. Это нонсенс, и такого не бывает в принципе. Если мы можем вместить суммарно из расчета 5 сеансов в день – 42500 тысяч зрителей, то в этот день посещаемость достигла 40600 человек. С этим связаны некоторые организационные проблемы, очереди на кассах, информация о которых просочилась в социальные сети. Но благодаря пиковой нагрузке в этот день мы смогли выявить небольшие слабые стороны сервиса, которые в настоящее время устраняем. Так, мы планируем открыть дополнительные кассовые точки для того, чтобы в пиковые дни разгрузить основные кассы.

Поступали со стороны посетителей жалобы на неубранные залы, но в этом случае виноват не столько персонал, сколько отсутствие зрительской культуры. Люди выходят и оставляют за собой все, что принесли.  А техперсонал из трех-четырех человек должен навести порядок в течение пяти минут в большом кинозале…  Поэтому мы планируем обновлять социальные ролики на тему культуры поведения.

Хочется отдельно подчеркнуть, что в Kinopark есть собственная система онлайн-покупки билетов, мы не сотрудничаем, как это делают другие сети, с сервисом "Тикетон". Наша система в отличие от вышеназванного сервиса работает без комиссии. В настоящее время мы разрабатываем программу лояльности, предусматривающую скидку для ее участников, которые регулярно пользуются услугами системы онлайн-продаж. Надо сказать, процент пользователей системы растет, сегодня 10% зрителей покупают билеты онлайн, и это очень хороший показатель для Казахстана. Для сравнения: в Европе – до 40%.

– Жанна, скажите, можно ли назвать кинотеатры доходным бизнесом?

– Экономика в этом бизнесе очень простая – 60% дохода от кино уходят прокатчику, поэтому существуют также бары – как один из источников дохода. Львиная доля доходов уходит на арендные платежи. С 2007 года у нас не было просрочек по арендным платежам, и этот пункт для нас в приоритете. Следующий пункт – заработная плата, не было случаев ее задержки, а штат у нас достаточно большой – более 500 человек. Далее идут закуп баров, техническое оснащение и поддержка. В составе компании работает технический отдел, обслуживающий кинооборудование. Большая расходная статья – запасные части и комплектующие к проекторам, а также закуп ламп для кинопроекторов, на которые мы тратим порядка миллиона долларов в год. Срок службы ламп в среднем – 1,5 месяца, соответственно, расходы увеличиваются, при этом эффективность постепенно снижается, из-за чего бывают жалобы на неяркое изображение. Отмечу, что в настоящее время мы первыми в Казахстане начали внедрение лазерных проекторов – новое направление в индустрии кинопроката. На сегодня мы уже оснастили пять кинозалов лазерно-фосфорными проекторами. Срок службы лазерного в отличие от лампового проектора – 650–20000 часов, то есть около трех с половиной лет. Преимущество – более контрастная картинка, четкая передача цвета. Следующий шаг – установка лазеров RGB для больших залов. В ближайшее время таким лазером будет оснащен один из залов кинотеатра Kinopark 11 IMAX Esentai, где уже функционирует система объемного звука Dolby Atmos. Это будет шикарный зал с большим экраном. Мы инвестируем в бизнес немалые средства, наверное, именно поэтому сегодня мы – на одном уровне с самыми передовыми кинотеатрами мира.

– Касательно передовых театров. Вами был инициирован интересный проект "Театр HD", когда в кинотеатре вместо блокбастеров показывают лучшие мировые спектакли. Какие еще проекты в планах?

– "Театр HD" – это не массовый, а нишевый формат. Но, несмотря на это, мы готовы продолжить развивать этот проект. Кроме этого, мы планируем запуск образовательной программы в залах IMAX. Документальные познавательные киноленты канадская корпорация начала создавать еще на заре своей деятельности, в 70-е годы XX века. Сейчас это огромная библиотека научно-познавательных фильмов невероятной красоты, где закадровые тексты читают известные актеры, к примеру Морган Фримен, Мэрил Стрип и Дженнифер Лоуренс. В нашем распоряжении порядка 7–8 фильмов, из которых мы планируем сделать специальную обучающую программу, взаимодействовать со школами и университетами. В Москве, к примеру, есть кинотеатр, который работает по этой программе. Российское министерство образования включило в школьную программу рекомендацию о посещении таких фильмов. Мы планируем создать нечто подобное. И это будет не коммерческий проект.

А еще в настоящее время готовим к запуску проект "Фильмы на языке оригинала" – английском и французском. Картины будут адресованы как носителям языка, так и тем, кто владеет и желает его совершенствовать. Есть некоторые сложности с запуском проекта, поскольку у нас нет подтверждённых релизов, в силу чего мы не можем собрать аудиторию. Зрителям нужен график показов.

Светлана Умыргалеева

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться