По словам вице-министра национальной экономики Азамата Амрина, процесс планирования бюджета забюрократизированный, длительный и тяжелый, передает inbusiness.kz.
"Критика касалась стратегического и бюджетного планирования, их оторванности друг от друга, отсутствия возможности доиспользовать бюджетные средства сразу в следующем году. Здесь же затрагиваются вопросы блочного бюджета. Сразу хочу сказать, что полный переход на блочный бюджет, как в Сингапуре, не предполагается в силу разного политического строя, уровня развития и других причин. Блочное бюджетирование внедрено в рамках упрощения и оптимизации бюджетных процедур, усиления гибкости бюджета и повышения самостоятельности администраторов бюджетных программ", – сказал он.
Амрин добавил, что в проект Бюджетного кодекса ввели прямую норму, запрещающую открывать вторую, третью бюджетную программу на одну цель.
"Госорганы и уполномоченные органы должны стремиться укрупнять бюджетные программы для оперативного управления бюджетными средствами. Это означает, что все расходы на реализацию одной цели плана развития должны собираться в одну бюджетную программу. Сейчас так не происходит. На одну цель может планироваться до 13 бюджетных программ, в частности, так у бывшего министерства индустрии и инфраструктурного развития", – пояснил он.
Большое количество и "разобщенность" бюджетных программ на одну цель не дает администратору бюджетных программ оперативно и эффективно управлять бюджетными средствами, добавил вице-министр.
"Перераспределение средств между программами в рамках одной цели требует рассмотрения на республиканской бюджетной комиссии при корректировке или уточнении. Процесс рассмотрения минфином длительный (решение принимается от 2 до 4-5 месяцев). Укрупнение бюджетных программ позволит оперативно решать вопросы перераспределения средств и оперативно их использовать. Одновременно необходимо снизить количество целевых индикаторов в планах развития госорганов/регионов, и тогда возможно будет оценивать эффективность деятельности госорганов по ключевым индикаторам в курируемых отраслях. Это также элемент блочного бюджета", – пояснил представитель ведомства.
Большое количество индикаторов размывают общую картину деятельности госоргана, отметил он.
"Здесь предлагается укрупнять как индикаторы, так и бюджетные программы. Как это обеспечить? Мы ввели новый инструмент – обзор расходов по рекомендациям экспертов Организации экономического содружества и развития. В обязательном порядке он будет проводиться по трем направлениям – бюджетный, стратегический и инвестиционный. У каждого есть свое место в процессе, назначение и цель. Практически у каждого госоргана есть те или иные недочеты, которые не дают ясной картины. Это могут быть дублирование, фрагментарность, противоречия между документами системы госпланирования, несоответствие проводимой отраслевой политике, несогласованность целей и задач и прочее", – продолжил он.
Чтобы все это выявить в масштабах всех госорганов или региона/регионов и в целом по документам системы госпланирования с дальнейшим приведением их в порядок, и нужен стратегический обзор расходов, уточнил Амрин.
Результатом должно быть минимальное количество целевых индикаторов, по которым можно действительно оценить работу руководителя госоргана/региона в управлении бюджетными средствами для достижения лучшего результата, резюмировал он.
Читайте по теме:
Изменения бюджетных правил просто увеличат трансферты из Нацфонда – Halyk Financе